Главное
00:32, 3 октября 2002

Меньше формализма! Минюст России зарегистрировал партию, провозглашающую антисемитизм и исключительность русского народа

Регистрация новых политических партий и движений - дело скучное. Стандартная процедура Минюста обычно не привлекает внимания публики, а для большинства СМИ является темой проходной, достойной лишь нескольких строк. Однако некоторые из новых политических движений ухитряются даже из протокольного мероприятия сделать себе шумную рекламу, вызывающую реакцию по всей стране.

Неделю назад, а именно 26 сентября, Министерство юстиции РФ зарегистрировало новую политическую партию - Национальную державную партию России (НДПР), о чем в реестр департамента по делам общественных и религиозных объединений Министерства юстиции РФ была внесена соответствующая запись.

Формально партия выступает за "возрождение России как великой мировой державы, проводящей самостоятельный внешний и внутренний политический курс в интересах русского и других коренных народов России". Во всяком случае, именно так охарактеризовал цели партии председатель политико-правового комитета НДПР Игорь Денисов.

Ну что ж, возрождение - дело хорошее. Никто спорить не будет, в России всегда было что возрождать. Однако, судя по заявлению одного из лидеров партии Бориса Миронова, державники вознамерились возродить "черную сотню". Один из лидеров партии на ее учредительном съезде прямо заявил: "Давайте вытравливать вот это жидовское демократическое нутро, которое в нас взрастили, а мы этого не заметили. У нас общий враг - жид, общая цель - смена власти".

Заявление Миронова процитировали "Новые Известия", вслед за ними весть о появлении на российской политической арене оголтелых националистов облетела все СМИ. Державники в выражениях не стеснялись: "Партия, и тут не надо лукавить, создается для одного - бороться за власть. Мы заранее не скрываем, что к власти пойдет партия националистов. Не патриотов, а, подчеркиваю, националистов".

Соратники лидера попытались смягчить впечатление. Тот же Денисов в эфире "Эха Москвы" призвал не смешивать понятия "национализм" и "фашизм", говорил о том, что новая партия будет защищать интересы русских, проживающих как на территории России, так и на территории других государств, например, в бывших республиках Советского Союза. Однако не получилось. Можно сколько угодно кричать о гибнущей русской культуре, исчезающем языке, однако как только речь заходит об исключительности русского народа, пахнет фашизмом.

Волна возмущения, поднявшаяся после выступлений державников, насторожила главу Минюста. Он пообещал следить за НДПР. Однако не преминул заявить, что поводов для отказа в регистрации этой партии не было. Дескать, документы у них были в порядке и не содержали призывов к насильственному изменению конституционного строя, разжиганию национальной или религиозной розни. Интересно, найдется ли в России хоть один чудак, который внесет в устав своей организации подобные призывы? Вряд ли. Понятно, что Минюст не будет пристально изучать всех членов зарегистрированных партий, а их в этом году стало на 35 больше. Однако личности лидеров должны быть известны бывшему генеральному прокурору, а ныне министру юстиции России Юрию Чайке.

НДПР возглавляет бывший журналист мытищинской газеты "За коммунизм", бывший глава Комитета по печати, уволенный со своего поста в 1994 году после скандала, связанного с националистическими высказываниями. Миронов возглавлял также Русскую патриотическую партию, которая вошла в скандально известное объединение "Спас" (среди других достойных членов этого движения числился и Баркашов со своим "Русским национальным единством").

Означает ли это, что бывший коммунист, а ныне оголтелый националист, сердцу Чайки ближе и понятнее Бориса Березовского? Безусловно, Минюст нашел в документах "Либеральной России" несоответствие уставных документов действующему законодательству. Что и явилось поводом для отказа в регистрации организации куда более безобидной, очевидно не претендующей даже на пятипроцентный барьер на следующих выборах. Члены "Либеральной России" уверены, что на самом деле причиной отказа стала как раз личность основателя партии, опального олигарха Бориса Березовского.

Уже после того, как НДПР была зарегистрирована, а "Либеральная Россия" поправила устав, президент России Владимир Путин вызвал к себе главу Минюста и настойчиво попросил помогать новым партиям регистрироваться, причем посоветовал, добиваясь от новичков соблюдения законности, избегать формального к ним отношения. Совет своевременный, учитывая, что как раз накануне этого разговора Минюст продемонстрировал навысшую степень формализма. Теперь остается наблюдать за деятельностью неонацистов.

Именно это, то есть появление в стране первого легального движения антисемитов, побудило руководителей Всемирного конгресса русскоязычного еврейства направить Путину письмо, в котором они выразили надежду, что президент понимает опасность сложившейся ситуации и примет "решительные меры по пресечению любых антисемитских акций в Российской Федерации".

Путин, возможно, опасность понимает. Однако факт остается фактом - отныне антисемитизм в России обрел вполне официальную почву под ногами и может легально бороться за власть на ближайших парламентских выборах. Не надо быть особенно проницательным, чтобы предположить, что у державников с пятипроцентным барьером проблем не будет - это вам не "Либеральная Россия"...

Однако пресловутое решение Минюста о регистрации НДПР открывает двери в политику не только радетелям за чистоту русского духа. В принципе, о своей национальной исключительности теперь может заявить любая другая из бесчисленного количества народностей, проживающих на территории России. Например, татары, армяне или азербайджанцы. Интересно, как поведет себя Юрий Чайка, когда в Минюст поступит заявление о регистрации от какого-нибудь "Союза татаро-монгольских реваншистов"? Посмотрим, сработает ли тогда формальный подход...