Главное
22:20, 9 октября 2002

Борьба за штурвал экономики началась Дума обсуждает реформу электроэнергетики

В Государственной думе началось обсуждение законов о реформе элекроэнергетики, к которому планировалось приступить еще летом. Однако, жаркие дискуссии вокруг нее заставили думцев перенести чтение законов на осень. Правительством предложено на рассмотрение нижней палаты шесть законопроектов, касающихся реформы.

Российская электроэнергия остается одной из самых дешевых в мире, что, по мнению Запада, является формой государственного субсидирования производства в стране. В самой России считают это конкурентным преимуществом страны, с чем, естественно, иностранцы не могут смириться. Однако производственные энергозатраты российских предприятий слишком высоки и стимулов к их снижению как производителями, так и населением практически нет. Мощности энергокомпаний изношены, а инвестиции в отрасль остаются незначительными.

Поэтому главной декларируемой целью реформы является создание конкурентного рынка электроэнергии с привлечением частных инвестиций в отрасль. Главными игроками на этом рынке станут десять оптовых генерирующих компаний, в состав которых войдут крупнейшие электростанции РАО ЕЭС. ОГК должны иметь одинаковые стартовые условия, то есть иметь примерно равные мощность и изношенность оборудования, кроме этого они не должны быть монополистами в регионе.

Координировать деятельность на создаваемом оптовом рынке электроэнергии будет созданное 23 ноября 2001 года некоммерческое партнерство "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии единой энергетической системы" (НП "АТС"). Оптовая купля-продажа электроэнергии сможет осуществляться только через АТС. Энергосетями будет командовать учрежденная 25 января 2002 года ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (ОАО "ФСК ЕЭС"). Главным диспетчером станет ОАО "Системный оператор - центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы (ОАО СО-ЦДУ ЕЭС).

Все три упомянутые организации пока являются 100-процентными дочерними компаниями РАО "ЕЭС России". В перспективе государству должны отойти контрольные пакеты этих компаний, однако размер их еще будет уточняться. Таким образом, РАО ЕЭС пока получит под свой контроль даже дизель, снабжающий глухую деревню электроэнергией, если он, конечно, не внесен в правительственный список изолированных энергосистем.

На переходном этапе конкурентный рынок будет представлять собой так называемый рынок "5-15". Другими словами, на доле от 5 до 15 процентов реального рынка будут отработаны реальные процедуры деятельности. То есть на первом этапе потребителям предложат заключать сделки как с предлагающими более дешевую электроэнергию продавцами, так и с теми, чье энергопроизводство влетает в копеечку. Наверно, не случайно представители энергоемких производств стараются обзавестись собственными энергогенерирующими мощностями. Так, "Русский алюминий" намерен участвовать в достройке Богучанской ГЭС, требуя за выделяемые 10 миллионов долларов под залог акции ГЭС.

Жесткой критике подвергается не только реформа, но и команда менджеров РАО во главе с Анатолием Чубайсом. Помощник президента Андрей Илларионов, назвавший "национальным позором" происходящее в РАО ЕЭС, основным обвинением сделал падение капитализации компании на фондовом рынке. Но это как раз и не удивительно, потому что неопределенность с реформированием отрасли пугает инвесторов, заставляя их отказываться от акций РАО. Кроме того, нельзя не предположить, что если акции дешевеют в преддверии начала этой реформы, то может быть это кому-нибудь нужно? Например, тому же менеджменту компании, который может скупить их по низкой цене.

Более квалифицированные по форме обвинения в адрес команды Чубайса выдвинул замминистра энергетики Виктор Кудрявый. По его мнению, достижения руководства РАО в сфере оплаты электроэнергии денежными средствами преувеличены. Он утверждает, что в РАО действует особая система счета, по которой основные энергокомпании отчитываются не по сумме поставленной энергии, а по оплате выставленных счетов. Минимальная величина неучтенных коммерческих потерь составляет 5 процентов, что равнозначно потере 15 миллиардов рублей в год. По словам Виктора Кудрявого, после прихода Чубайса в РАО резко возросли затраты на исполнительный аппарат. Его численность возросла в 1,7 раза, а финансирование - в восемь раз.

Развернувшаяся борьба за рубильник РАО ЕЭС изначально стала борьбой за штурвал всей экономики, а значит и всей России. И от того, кто будет контролировать его в преддверии парламентских и президентских выборов, станет зависеть и будущий политический вектор развития страны. А насколько экономическим смыслом нынешней реформы пожертвовали ради ее политической составляющей, можно будет узнать по доле затрат на оплату электроэнергии в семейном бюджете.