Главное
19:41, 17 октября 2002

Он снова пошутил Никакие обещания, данные Ким Чен Иром "большим братьям", не остановят военные программы КНДР

Наследник идей чучхэ предподнес очередной сюрприз. В среду высокопоставленный корейский чиновник, заместитель корейского лидера Ким Чен Ира, подтвердил, что Северная Корея работает над секретной программой по производству ядерного оружия.

Таким образом, КНДР в одностороннем порядке вышла из соглашения, подписанного в 1994 году с Биллом Клинтоном. Этим соглашением предусматривалось, что КНДР прекращает разработку ядерного оружия и принимает команду международных инспекторов, которые проверят наличие в стране материалов и технологий, необходимых для создания атомной бомбы.

Этот шаг доброй воли США должны были поощрить поставками продовольствия и технической помощью в освоении мирного атома, то есть помощью в строительстве атомных станций. Клинтон уговаривал корейцев долго, и подписание документа рассматривалось США как серьезный шаг на пути примирения с давним врагом. Однако инспекторы так и не доехали до Пхенъяна, и о наличии ядерной программы в КНДР американцы судили лишь по косвенным признакам.

Все миротворческие усилия Клинтона были сведены на нет после того, как новый обитатель Белого дома включил Северную Корею в так называемую "ось зла". После чего послал в Пхеньян помощника госсекретаря Джеймас Келли, который и поинтересовался у корейских руководителей, как имеющиеся у администрации Буша доказательства наличия в Северной Корее программы по обогащению урана соотносятся с подписанным в 1994 году соглашением с Клинтоном.

"Да никак", - услышал в ответ Келли. Корейцы заявили, что программы ведутся и КНДР не собирается более скрывать их наличие. Более того, посланнику Буша намекнули, что тактика запугивания в данном случае не сработает. Заместитель Ким Чен Ира прямо заявил: "Конечно, у нас есть ядерная программа. Ведь ваш президент причислил нас к "оси зла". Такого откровенного демарша администрация Буша явно не ожидала - американские чиновники привыкли, что в ответ на любые их обвинения в адрес иностранных государств, США неизменно слышат множество оправданий. Обвиненные в связах с террористами, в угрозе миру и безопасности США страны обычно довольно резко опровергают подобные высказывания, заявляя о своей полной невиновности и списывая все на пропагандистскую машину США.

Однако Госдепартаменту следовало бы помнить, что никакие намеки, обещания, документы, соглашения, договоры и угрозы на корейского лидера не действуют. Он и сам в разное время много чего обещал. Например, еще в 2000 году Ким Чен Ир торжественно пообещал российскому президенту свернуть ракетную программу и более не проводить новых испытаний ракет.

Визит в 2000 году в КНДР был первым зарубежным визитом Путина. Тогда многим показалось, что перед молодым и энергичным президентом России спасовал самый несговорчивый и закрытый из зарубежных лидеров. На пресс-конференции, посвященной итогам визита, Путин торжественно объявил о том, что КНДР более не представляет опасности для соседей.

Но не тут-то было. Многоопытный Ким выставил российского президента юнцом, верящим любой чепухе, произнесенной между делом. После заявления Путина сам Ким Чен Ир опроверг свои высказывания, заявив, что затрагивал этот и другие вопросы, касающиеся научных исследований в области ракетных технологий, "мимоходом, в шутку" (as ''a passing, laughing matter'').

Ким Чен Ир заявил, что Северная Корея не может отказаться от развития ракетных технологий, так как их экспорт приносит сотни миллионов долларов, в которых его страна так остро нуждается. Ким Чен Ир также назвал страны, в которые Пхеньян продавал ракеты: это Иран и Сирия. Ранее уже было известно, что Северная Корея экспортировала ракеты, но "страны-получатели" названы впервые. По словам северокорейского лидера, Пхеньян может свернуть свою ракетную программу, только если США согласятся выплачивать миллиард долларов в год в качестве компенсации.

Такой вот откровенный шантаж - миллиард в год и никаких гарантий. Тогда США не поверили Пхенъяну и миллиарда Ким Чен Ир так и не получил. Непонятно одно. Если американцы уже тогда понимали, что от ракетных технологий Северная Корея не откажется, что же заставило их думать, что тоталитарный режим готов принести в жертву отношениям с извечным врагом ядерную программу? Шутил Ким Чен Ир в 1994 году с Клинтоном, просто шутил. Просто признался в этом восемь лет спустя.