Главное
19:48, 5 ноября 2002

Чеченский след За делом "ЛогоВАЗа" прокуратура не забыла обвинения в адрес Березовского в финансировании чеченских боевиков

Во вторник Генеральная прокуратура РФ официально обратилась к властям Великобритании с просьбой о выдаче известного предпринимателя Бориса Березовского, обвиняемого в России в мошенничестве в особо крупных размерах.

Березовский в Лондоне не первый месяц. Попал он туда, как говорит сам, "не по своей воле", а чтобы избежать ареста в связи с так называемым "делом Аэрофлота". С тех пор российские правоохранительные органы регулярно обменивались с предпринимателем взаимными обвинениями, одно страшнее другого. Однако до сегодняшнего дня дальше обещаний арестовать Березовского как только он ступит на родную землю прокуратура не шла.

Дело, в связи с которым Генпрокуратура будет требовать экстрадиции предпринимателя, касается деятельности "ЛогоВАЗа". Согласно заявлению представителей прокуратуры, в 1994-95 годах Березовский и его компаньоны Бадри Патаркацишвили и Юрий Дубов похитили у АО "АвтоВАЗ" 2033 автомобиля на сумму более 60 миллиардов неденоминированных рублей. На похищенные деньги были куплены недвижимость, акции АО "ОРТ", ТВ-6, а также издательство "Огонек".

Первоначально речь шла об участии в этих хищениях только Бориса Березовского, чуть позже фигурантами уголовного дела стали и его компаньоны. Некоторые люди из окружения Бориса Абрамовича склонны усматривать в возбуждении дела по "ЛогоВАЗу" месть властей за выход книги "Большая пайка" и фильма "Олигарх". Все обвиняемые имеют отношения к этим произведениям: Березовский и Патаркацишвили явились прототипами главных героев, а Дубов не только описал приключения олигарха в России, но и стал соавтором сценария фильма, поставленного Павлом Лунгиным.

С этими предположениями можно было бы согласиться, если бы фильм побил все мыслимые кассовые рекорды, а книга вошла хотя бы в один список бестселлеров. Однако, несмотря на вполне доброжелательные отзывы критики, фильм особым успехом не пользовался - ну пришел бомонд посмотреть на темпераментного Машкова, ну осбудили постельные сцены в эфире "Намедни" и на страницах "Коммерсанта", и все. Тишина. Неинтересно. Действительно, вряд ли Кремлю понравилось прославление сомнительных схем времен начала приватизации, но отвечать арестами на художественные произведения (пусть и сомнительных эстетических достоинств) - это что-то из сталинской эпохи.

Таким образом, версия о мстительной прокуратуре, не вынесшей успеха Березовского со товарищи в кино, критики не выдерживает. Между тем резонно предположить, что ордер на арест и запрос на экстрадицию беглого олиграха не случайно совпали по времени с запросом на выдачу спецпредставителя Масхадова Ахмеда Закаева, оказавшегося в Копенгагене на Всемирном чеченском конгрессе как раз во время захвата заложников в театральном центре "Норд-Ост".

Бывший театральный актер, превратившийся в главаря банды боевиков, воевавший против федеральных сил в Чечне и причастный к похищениям и убийствам, на время теракта в Москве стал рупором террористов. Закаев не только признал, что поддерживал связь с группой Бараева, но и пригрозил новыми террористическими актами, вплоть до захвата ядерных объектов, последствия которых коснутся не только России, но и Европы. Закаев ожидает решения своей судьбы в датской тюрьме. Дания же пока рассматривает документы по экстрадиции, присланные Генеральной прокуратурой, и требует новых доказательств причастности Закаева к террористической деятельности.

Теперь документы об экстрадиции будут рассматривать и британские власти. Вопрос, почему именно по делу "ЛогоВАЗа", не возникает - мошенников не любят нигде, а значит, щекотливых вопросов о "политическом заказе" не будет, тогда как в финансовых документах 94-95 годов компромата не найдет только ленивый. Однако уместно вспомнить, что наряду с обвинениями Березовского в мошенничестве, ФСБ и Генпрокуратура прямо говорили о причастности предпринимателя к финансированию незаконных вооруженных формирований в Чечне. "ФСБ РФ не делает различия между Березовским и другими лицами, которые принимают участие в финансировании бандитских формирований", - заявил тогда глава ФСБ Николай Патрушев, а Генпрокуратура пояснила, что усмотрела в действиях олигарха признаки правонарушений, подпадающих под действие первой части 208-й статьи УК РФ. Эта статья предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от двух до семи лет за "создание вооруженного формирования (объединения, отряда, дружины или иной группы), не предусмотренного федеральным законом, а равно руководство таким формированием".

В свете новых заявлений президента Путина о том, что Россия станет преследовать не только непосредственных исполнителей терактов, но и их организаторов, а также идейных и финансовых вдохновителей, "где бы они ни находились", ордер на арест и запрос на экстрадицию Бориса Березовского выглядят более чем логично. Понятно, что если британские власти решат выдать предпринимателя, в России его ждет прежде всего обвинение в пособничестве чеченским боевикам, после 23 октября уже официально признанным международными террористами.

Пока Березовский находится в довольно-таки выигрышной позиции. Предприниматель не сидел сложа руки: его деньги давно и легально работают на западном рынке, о его непримиримой позиции по отношению к Кремлю и Путину знает всякий, его охраняет Скотланд-Ярд, а заявление о виде на жительство уже находится на рассмотрении британских властей. Получение статуса резидента автоматически будет означать, что прокуратура проиграла. Что же касается Закаева, то ему остается уповать на красноречие адвокатов, заступничество правозащитников и нежелание Дании прослыть страной, не поддерживающей "борьбу чеченского народа за независимость".

Конечно, вполне возможно, что прокуратура забыла об обвинениях в финансировании чеченских боевиков, что сроки и даты окончания следствия прокуратуры по различным делам случайно совпали, но многое ли в политической жизни России происходит случайно?