Признаки здоровья нации совершенно изменились. Теперь главной задачей государства, добившегося суверенитета, стало, видимо, сведение счетов с прошлым. Во всяком случае, именно этот процесс идет сейчас в Прибалтике. В особенности нагляден он в Латвии, откуда нелатышское население, прижившееся в республике во времена СССР, выдавливается в законодательном порядке и безо всякого снисхождения. А вот Эстония избавляется от советского прошлого и сожалеющих о тех временах граждан иным, более тихим способом.
Более 11 лет прошло с момента распада СССР. С тех пор стремление Эстонии отмежеваться от нелюбимого советского пространства и времени лишь усиливается. Но отделение это достигается не за счет принятия крайне жестких законов, как в Латвии, а за счет формирования соответствующего общественного мнения. Делается это, в частности, с помощью публичных судебных процессов над злодеями, которых после Второй мировой войны некоторое время ошибочно считали защитниками или даже спасителями. В крайнем случае - просто правильно выполнявшими приказ солдатами. Теперь их называют военными преступниками, совершившими преступления против человечности.
Как сообщило информационное агентство РИА "Новости", в эстонском городе Курессаарые 19 ноября начался публичный судебный процесс над восемью ветеранами-чекистами и бывшими милиционерами Эстонской Советской Социалистической республики. Гражданам Эстонии Хейно Лаусу, Владимиру Казе, Виктору Мартинсону, Августу Колге, Альберту Колге и Рудольфу Сиссаку, а также гражданам России Петру Кислому и Степану Никееву инкриминируется, в частности, организация депортации в Сибирь 475 местных жителей в 1949 году. Добавим, что по сведениям интернет-версии газеты "Коммерсант", Петру Кислому 81 год, а Степану Никееву 78 лет.
По словам московского адвоката одного из обвиняемых, Степана Никеева, вина этих людей не доказана. Однако это никак не может избавить их от длительного судебного разбирательства, как ранее не смогло избавить от суда 79-летнего Михаила Неверовского, 78-летнего Иоханнеса Клаассеппа, 80-летнего Василия Бескова, 81-летнего Юрия Карпова и 77-летнего Карла-Леонарда Паулова. И хотя в качестве наказания этим людям, главным фигурам предыдущих процессов над военными преступниками, было назначено не настоящее, а условное лишение свободы, решения суда им пришлось ждать в тюрьме. Кстати, Паулов из тюрьмы уже не вышел - по информации "Коммерсант.Ru", он умер в заключении во время судебного разбирательства.
Напомним, что вопрос о формулировке обвинения имеет большое значение. Тот же Паулов уже был судим, еще в 1999 году. Тогда, три года назад, бывший сотрудник НКВД был признан виновным в преднамеренном убийстве "в своекорыстных целях при отягчающих обстоятельствах" - по данным следствия, в 1945 году он застрелил трех "лесных братьев". Однако срок давности по этому преступлению к 1999 году уже вышел, в связи с чем в 2000 эстонская Фемида из жажды справедливости взялась за Паулова вторично. На этот раз его обвинили именно в совершении преступления против человечности, и все прошло удачно. Ну, а что умер в тюрьме... Так это, знаете ли, мало кого смущает.
Между тем, как напоминает программа "Вести" телеканала "Россия", в свое время официальный Таллин подписывал документ, в котором оговаривалось, что преследовать тех, кто служил в органах безопасности и действовал в рамках приказа своего руководства, эстонские власти не будут. Это соглашение, о существовании которого широкая общественность долгое время ничего не знала, было заключено в декабре 1991 года.
С эстонской стороны его подписал тогдашний государственный министр Райво Варе, с российской - специальный представитель главы КГБ СССР генерал Вячеслав Широнин. Согласно положениям этого документа, правительство Эстонии брало на себя обязательства не ущемлять прав и свобод остающихся в республике бывших сотрудников КГБ и членов их семей в обмен на оружие, спецтехнику и несколько тысяч дел из архива Лубянки.
Однако это обстоятельство нынешними эстонскими властями игнорируется как не имеющее значения. Для укрепления национального самосознания сегодня, видимо, необходимо совсем другое. Необходимо забыть ненужное... Сбросить с корабля современности, как это называлось в начале XX века.
А если что-то само не забывается или помнится как-то не так... недостаточно верно, с ним можно справиться, наименовав его должным образом. Действительно, ну что и кто Эстонии за это сделает? Вот выступят адвокаты на процессе против пенсионеров, скажут верные укоряющие слова - но кто к ним прислушается? Вот в Самарской области активисты НБП и обкома комсомола уже объявили бойкот латвийским шпротам и эстонскому сыру, передает интернет-издание Regions.Ru. Но сильно ли это задевает принципиальных эстонских защитников человечности? Вот именно.
В такой ситуации вполне можно оставаться принципиальным, и с совершившими преступления против человечности, как бы они ни прикидывались дряхлыми или даже просто невиновными, сражаться, как когда-то с фашистами. Можно по-новому пересказывать в суде прошлое и пытаться заставить весь мир принять эту новую оценку событий. Фактически, можно писать историю заново. Только не c настоящим злом это сражение, хоть в тюрьме старикам и придется сидеть по-настоящему.
P.S.
Между тем правительство Эстонии заявило о готовности сохранить гражданство лицам, которые получили его по ошибке чиновников департамента гражданства и миграции эстонского МВД. Как сообщило интернет-издание "Грани.Ru", соответствующий правительственный законопроект был принят 12 ноября по предложению министра внутренних дел Айна Сеппика. Прежде всего в законопроекте речь идет о людях, которые получили гражданство, хотя ни они, ни их родители не были гражданами Эстонии до 1940 года. Но так ли уж заманчиво обладание этим гражданством на фоне происходящего...