В свое время фильм "Пираты XX века" (1979, режиссеры Б. Дуров и В. Дорман) стал одним из самых кассовых в советском прокате. Все помнят его незамысловатый сюжет - банда международных бандитов совершает разбойное нападение на российское судно с грузом наркотиков, после чего горстке советских моряков ценой героических усилий удается перебить пиратов, отобрать назад свое судно и вернуть груз. Рукопашные поединки героев Николая Еременко-младшего и Талгата Нигматулина стали символом противостояния советской и империалистической систем хозяйствования, финал которого был заранее предсказуем, но от этого не менее занимателен.
Впрочем, та далекая выдуманная история воспринималась именно как выдумка, необходимая уступка законам приключенческого жанра - советским гражданам той эпохи трудно было представить себе, чтобы на российский сухогруз, пусть даже в далеком южном море, могут напасть какие-то неразумные пираты.
Столь же невероятными показались сообщения новостных агентств, поступившие 19 ноября из Японского моря. По утверждению береговой охраны южнокорейского города Пусан, неизвестные лица напали на российский рыболовецкий траулер "Тулун". Позже эту информацию подтвердило и японское управление безопасности на море. Сообщалось, что судно захвачено в нейтральных водах, примерно в 400 милях юго-восточнее Владивостока. Точнее его местоположение установить было невозможно, так как система спутниковой навигации на "Тулуне" на тот момент не работала.
Первыми эту новость узнали российские пограничники из Штаба Тихоокеанского регионального управления ФПС. Они тут же поспешили заявить, что "Тулун" находится вне пределов экономической зоны России и вне зоны ответственности российского погранведомства. Тем не менее информация о предполагаемом пиратском нападении ушла в Москву, и вскоре об этом знали и в столичном управлении ФПС и в МИДе. Во Владивосток срочно стала собираться группа московских специалистов с тем, чтобы попытаться нормализовать ситуацию на месте.
О пострадавшем судне, помимо технических характеристик, было известно лишь то, что оно построено в 1995 году, приписано к сахалинскому порту Холмск и принадлежит ООО "Регион". На борту "Тулуна", по предварительным сведениям, находились 23 человека. Что с ними случилось и что вообще происходит, выяснить не удавалось весь вечер девятнадцатого ноября и всю ночь двадцатого, так как капитан "Тулуна" не выходил на связь, хотя поговорить с ним хотели многие.
Вскоре стали поступать подробности происшествия. Так, стало известно, что предполагаемый захват осуществило судно "Корф", шедшее под камбоджийским флагом. Затем выяснилось, что из района, где это произошло, "Тулун" двинулся на север, т.е. к российским берегам. По словам представителей российского МЧС, подобные действия пиратов являются необъяснимыми. Довольно долго было непонятно, куда именно направляется загадочный траулер - то ли к Сахалину, то ли к порту Отаро на японском острове Хоккайдо. Впрочем, японские компетентные органы все это время оставались на связи с российскими, пообещав им всю необходимую помощь.
Наконец российская сторона, опомнившись от дерзости предполагаемых пиратов, приступила к решительным действиям по спасению "Тулуна". Ведомство Игоря Иванова разослало соответствующие запросы в Японию, Южную Корею и Камбоджу. А в Японское море вышли два пограничных катера и два корабля Тихоокеанского флота, причем один из них - большой противолодочный корабль "Адмирал Пантелеев" - поступил под прямое командование Москвы. В небо был поднят пограничный самолет АН-26, который в ночь на двадцатое ноября и обнаружил сразу оба судна - и "Тулун", и "Корф" - в районе банки Ямато, в 40 милях от восточной оконечности российских территориальных вод.
Что будет дальше, не знал никто. Летчики АН-26 настойчиво пытались связаться с "Тулуном" и "Корфом" по рации, но те не отвечали. По словам заместителя начальника Тихоокеанского регионального управления ФПС России капитана первого ранга Александра Иванкова, суда находились в нейтральных водах, где, согласно международным морским конвенциям, пограничники имеют право применять оружие только в том случае, если на сто процентов уверены, что перед ними - пираты. Но как раз такой уверенности у них не было.
Дело в том, что вскоре после того, как стало известно о захвате "Тулуна", возникло предположение, что инцидент в Японском море не имел ничего общего с пиратством, а стал следствием "спора хозяйствующих субъектов". Как оказалось, претензии на траулер "Тулун" предъявляют сразу два российских судовладельца. Вскоре выяснилось, что камбоджийский флаг, поднятый на "Корфе", - не более чем обычная уловка, позволяющая российским хозяевам траулера пользоваться льготами при налогообложении. На самом деле его владельцем является частная российская компания, агентом которой выступает владивостокская компания "Вестерн".
К счастью, все разрешилось благополучно. Быстроходные пограничные катера прибыли к месту нахождения траулеров и, взяв "Тулун" под свое попечение, направились вместе с ним во Владивосток. Вскоре капитан траулера Владимир Чупров выступил с разъяснениями: оказывается, имел место не захват, а лишь попытка захвата судна, - к "Тулуну", по его словам, приблизился "Корф", с которого высадились какие-то люди с резиновыми дубинками в руках, потребовавшие под угрозой физической расправы не только выдать им документы на право владения судном, но и отдать улов траулера - 320 тонн минтая, сельди и кальмаров.
Однако, заявил капитан, его команда сумела дать отпор незванным гостям и не допустила захват судна. Причем даже без стрельбы и пострадавших с обеих сторон. Насчет стрельбы, правда, возникают сомнения - ведь именно стрельба привлекла внимание южнокорейских пограничников, поднявших тревогу. Тем не менее, отметил Чупров, конфликт уже улажен, посторонних лиц на борту его судна нет. Словом, все кончилось, как и в знаменитом фильме, благодаря мужеству и героизму скромных российских моряков.
Остается гадать, какое продолжение получит эта "хозяйственная" история, поднявшая по тревоге всю дальневосточную пограничную службу и половину Тихоокеанского флота. В ней до сих пор еще остается много неясного. Почему, например, капитан "Тулуна" так долго не выходил на связь? И чем объяснить странные перемещения обоих судов после начала инцидента? В настоящее время российские власти решают вопрос о возбуждении уголовного дела, но если все обстоит именно так, как рассказывает Владимир Чупров, то оно мало что изменит в "споре хозяйствующих субъектов", которые и так ведут два судебных разбирательства - одно во Владивостоке и второе в Приморье.
Главное же, что хочется констатировать, это расширение сферы действия так называемого автоматного права, в рамках которого целые предприятия в обход существующих законодательных норм меняют хозяев, переходя из одних, плохо вооруженных, рук в другие, соответственно, хорошо вооруженные. Раньше автоматное право действовало в основном только на суше, но вот, видно, перекинулось и на морские просторы. Сухопутная милиция давно привыкла к этому беззаконному разбою, предпочитая стоять в стороне и поглядывать, чтобы "разборки" не перерастали в массовые беспорядки. Морские пограничники отнеслись к нему не в пример более эмоционально - видимо, с непривычки. Что ж, привыкайте, господа, случай этот наверняка не последний. Остается еще дождаться, когда спор хозяйствующих субъектов перекинется в небо - не трудно, в принципе, представить себе ситуацию, когда за право владеть самолетом прямо в полете вступят в спор два конкурирующих экипажа...
P.S. Остается добавить, что, по словам главы Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству Евгения Наздратенко, в ведении которого и произошло это безобразие, все разрешилось лишь "благодаря Национальному центру мониторинга рыболовства и связи Госкомрыболовства России", созданного в 2001 году. "Лишь из-за сопротивления Министерства природных ресурсов Российской Федерации Национальный центр мониторинга рыболовства и связи до сих пор не получил статуса федерального, хотя его данными успешно пользуются Федеральная пограничная служба, Федеральная служба безопасности, Налоговая полиция и другие ведомства Российской Федерации", - скромно заметил Наздратенко.