Главное
20:30, 22 января 2003

Когда в товарищах согласья нет... Перед началом войны в Ираке президент Буш смог растерять всех своих союзников, кроме верного Тони Блэра

Когда мир опомнился после терактов 11 сентября 2001 года, привык называть главным виновником происшедшего Осаму бин Ладена и уяснил себе результаты военной операции в Афганистане, оказалось, что ответный удар США на этом отнюдь не кончается.

Сразу же после теракта все государства и образования, которые до этого так или иначе успели навлечь на себя немилость США (среди которых, разумеется, числились Ирак и Палестинская автономия), поспешили заклеймить терроризм и заявить, что не имеют никакого отношения к ужасающим событиям в Нью-Йорке и Вашингтоне. Однако не всем это помогло.

30 января 2002 года, в своем обращении к Конгрессу США, президент Буш ввел новое геополитической понятие - "ось зла". Изначально "ось" Буша прошла через Иран, Ирак и Северную Корею, однако спустя несколько месяцев представители Белого дома дали понять, что этот список легко может быть расширен, чтобы включить в себя, например, Кубу, Ливию и Сирию.

Вместе с тем, заранее было понятно, что козлом отпущения, которому придется послужить примером для остальных участников "оси зла", станет Ирак, который и ранее не пользовался расположением США. Об этом уже в феврале 2002 года открыто заявил государственный секретарь США Колин Пауэлл, сообщивший, что США не собираются начинать войну с Ираном и Северной Кореей, но рассматривают несколько способов свержения лидера Ирака Саддама Хусейна.

С этого момента операция США против Ирака, которая должна была закончиться свержением режима Хусейна и освобождением страдающего иракского народа, заслуживающего, по мнению администрации Буша, лучшего лидера, рассматривалась уже как запланированная и неизбежная. Не выяснены только ее сроки и официальные причины, которые позволили бы осуществить вторжение в суверенное государство, не нарушая международные законы и, желательно, под эгидой ООН.

Атака на Ирак

Несмотря на громогласные заявления о том, что для военной операции в Ираке США не нуждаются ни в одобрении, ни в согласии ООН, американцы все же затратили немало сил для того, чтобы такое согласие получить.

Администрация Буша, при поддержке Великобритании, выдвинула два главных тезиса, которые должны были привлечь международное сообщество на ее сторону: во-первых, военную операцию в Ираке попытались "пристегнуть" к афганской войне, распространяя слухи о связях Ирака с международным терроризмом; во-вторых, вновь вспомнили о том, что Ирак пытается раздобыть оружие массового поражения и его необходимо остановить.

Кроме того, для подготовки общественного мнения Буш приводил в своих эмоциональных выступлениях множество самых разнообразных причин, из-за которых Хусейн должен быть свергнут, начиная с того, что Хусейн ненавидит свободу, и кончая тем, что Хусейн является учеником Сталина и в свое время замышлял убить его отца, Джорджа Буша-старшего. Вновь всплыла и история о героическом пилоте, пропавшем в ходе иракской войны 1991 года и подвергающемся истязаниям в иракских застенках.

Однако версию о связях Ирака с "Аль-Каедой" и с международным терроризмом вскоре пришлось оставить за отсутствием каких-либо доказательств. Что же касается попыток связать Ирак с реальными действиями террористов, то они настолько надуманы, что явно не приведут ни к какому результату.

Поэтому США сосредоточили свои усилия на фронте борьбы с оружием массового поражения, где у Ирака действительно была слабина: в 1998 году из страны со скандалом были высланы инспекторы ООН, осуществлявшие контроль за военными программами Ирака, и чем именно занимался режим Хусейна эти четыре года, установить было крайне сложно.

США удалось добиться некоторой поддержки у членов Совета безопасности ООН и, после долгих споров и обсуждений, была принята весьма жесткая резолюция о возвращении в Ирак международных инспекторов, которые должны были осмотреть страну на предмет наличия на ее территории чего-либо запрещенного. По настоянию Франции и России, из резолюции были исключены все упоминания о военной операции, чтобы лишить США любой возможности использовать этот документ для самостоятельного начала военных действий.

Предполагалось, что после обнаружения компрометирующих фактов или после категорического отказа Ирака сотрудничать с ООН Совет безопасности встретится вновь и тогда уже примет специальную резолюцию о военной операции в Ираке, которую и смогут возглавить США.

Атака не удалась

Ко всеобщему изумлению, Ирак достаточно быстро согласился сотрудничать с международным сообществом, не забыв, впрочем, вновь заклеймить "захватнические устремления" США и обвинить международных инспекторов в шпионаже. В срок был представлен громадный отчет о состоянии оборонной промышленности Ирака, и представители ООН получили доступ во все иракские секретные объекты, включая дворцы Саддама Хусейна.

Однако действия инспекторов в Ираке не принесли желаемого результата: несмотря на то, что у инспекторов ООН еще остается много практических вопросов, в стране до сих пор не найдено никаких доказательств того, что Ирак пытается получить оружие массового уничтожения. Обнаруженные пустые боеголовки, способные нести химическое оружие, хотя и поддержали убежденность Белого дома в дурных намерениях Саддама, являются недостаточно значительной находкой для того, чтобы оправдать вооруженное вторжение в Ирак.

Здесь не помогли ни громогласные заявления Буша и Блэра о том, что они не верят ни одному слову Хусейна, ни обнародование различных секретных досье, ни обещания поделиться с инспекторами ООН секретной информацией о том, где именно Хусейн прячет атомные бомбы и споры сибирской язвы.

По всей видимости, в отчете, который в ближайшее время будет представлен Совету безопасности ООН, инспекторы укажут на необходимость продолжения работы в Ираке, что лишает военные планы США какой-либо официальной поддержки мирового сообщества или, по меньшей мере, отодвигает их на неопределенный срок.

Ввиду этого неутешительного результата, те члены Совета безопасности ООН, которые ранее согласились поддержать американскую резолюцию, начали все активнее выступать против войны в Ираке. Кроме России и Китая, которые изначально были настроены против готовящейся иракской операции, об отказе поддержать США и, более того, о намерении всячески противодействовать их планам уже заявили Франция и Германия. Другие страны ЕС также указали, что не разделяют желания США свергнуть Хусейна.

Со своей стороны, представители Турции, которая из-за своего географического положения является одним из важнейших союзников США в готовящейся операции, также сообщили о том, что не намерены участвовать в военной операции и заявили, что в четверг в Стамбуле встретятся представители Египта, Сирии, Саудовской Аравии, Ирана и Иордании для того, чтобы обсудить способы предотвращения войны в регионе.

Таким образом, мандат ООН на войну в Ираке, которого так добивались США, остается по меньшей мере под вопросом.

Кто будет воевать

С другой стороны, перед США и Великобританией стоит еще один интересный вопрос: кто именно будет воевать с войсками Саддама Хусейна.

Буш и Блэр уже переправляют в район Персидского залива свои войска, которые смогут начать военную операцию, как только будет отдан соответствующий приказ. Однако афганская операция продемонстрировала, что американцы и англичане предпочитают воевать главным образом с воздуха, предоставляя сухопутные операции каким-либо союзникам, желательно - местным жителям.

В Ираке эту тактику применить не удастся, так как оппозиция страны, идет ли речь о различных ненавистниках Хусейна, метящих на его место, или о курдах, пытающихся добиться независимости, не располагает достаточными силами для того, чтобы выступить против правительственных войск.

Союзники США по НАТО вежливо дали понять, что при условии получения мандата ООН окажут некоторую помощь, но непосредственно принимать участие в военных действиях не намерены. Примерно с такими же заявлениями выступили и союзники США в регионе Персидского залива, согласившиеся лишь предоставить американцам свои военные базы. Самым ярым противником военной операции оказалась Германия. Канцлер Шредер четко дал понять, что его солдаты не будут воевать в Ираке, даже если военную операцию поддержит СБ ООН.

Пока что США удалось заручиться обещанием военной помощи со стороны и Чехии, да и то лишь при том условии, что войну в Ираке одобрит ООН.