Главное
22:10, 31 января 2003

Еще ты помнишь дни златые... Миф о пяти веках в истории НТВ

Дождались. То, о чем долгое время предупреждали изгнанные с НТВ в апреле 2001 года киселевцы, свершилось. С трудом оправившаяся от скандалов и кадровых встрясок телекомпания НТВ вновь оказалась на грани раскола.

Правление телеканала (так называемый рабочий орган), куда входят топ-менеджеры и популярные ведущие НТВ, единогласно выразило недоверие новому руководству. Новое руководство промолчало, за него журналистам ответил новый глава холдинга "Газпром-Медиа" Александр Дыбаль. Он сообщил правлению, что "такого органа" не существует в природе, а следовательно и обращать внимание на какие-либо выражения недовольства со стороны фантома смысла нет.

Похвальная реакция. И, в некотором смысле, событие знаковое. 10 лет вещания в эфире НТВ прекрасно укладываются в миф Гесиода о пяти веках. Итак..

Золотой век независимого телевидения

НТВ в некотором роде повезло, его золотой век длился долго. Собственно, три четверти истории телеканала можно отнести именно к этому счастливому периоду.

Все это время НТВ руководил Олег Добродеев, и по сей день считающийся самым успешным менеджером российского медиа-рынка. Зритель - существо забывчивое, однако если поднапрячь память, то выяснится, что и столь популярный ныне жанр ток-шоу впервые появился именно в эфире НТВ, и прямые репортажи из "горячих точек", ранее неизвестные нашему телевидению, начал показывать именно этот канал. НТВ превратило скучнейший советский жанр научно-популярного кино в одно из самых интересных и захватывающих зрелищ на ТВ. А потенциал неполитических новостей "Намедни" его автор и ведущий Леонид Парфенов использовал не один год. Что же касается службы информационного вещания, то и тут НТВ взлетело на невиданную высоту - выпусков вечерних новостей ждали как новую серию "Семнадцати мгновений весны". Однако все хорошее когда-нибудь кончается.

В 2000 году Олег Добродеев ушел на государственное телевидение, уведя за собой нескольких популярных журналистов. На НТВ жизненных сил поубавилось, но рейтинги канал держал твердо. Настала эпоха Киселева.

И серебро сгодится

Серебряный век продлился чуть больше года. Телеэкран заполнили неторопливые вдумчивые документальные ленты самого Киселева, исторические изыскания и аналитика, "умные" сериалы и политические дебаты в прямом эфире.

Все так или иначе устоялось. Ажиотажа информационные выпуски уже не вызывали, однако величественная отстраненность и тонкая ирония Осокина, помноженные на энергию и обаяние Митковой, нравились практически всем. Зритель издевался над "мэканьем" Киселева, но "Итоги" по воскресеньям смотрели все. Ток-шоу "Глас народа" давало зрителям возможность увидеть, как ведут себя самые известные политики в неожиданных ситуациях, а любимица российских мужчин Светлана Сорокина как могла помогала им в этом. Появление же на экране не очень опытных, но вполне профессиональных Максимовской и Норкина должно было свидетельствовать о притоке молодой крови и стремлении НТВ не почивать на лаврах, а растить на смену мэтрам молодые кадры.

Однако скромное обаяние буржуазии не устояло перед натиском грубого монстра. "Газпром", выдавший НТВ немалые кредиты, неожиданно озаботился судьбой своих денег и бросил в бой тяжелую артиллерию. В считанные дни казавшийся столь сплоченным коллектив раскололся, а в кресло Киселева (который по мнению кредиторов, ничего не понимал в финансовых потоках) сел широкоизвестный в узких кругах американский финансист Борис Йордан.

Не мелочь по карманам тырить

В отличие от журналиста Киселева финансист Йордан толк в кредитах и их реструктуризации знал. Да и задачи перед ним были поставлены не творческие, а чисто управленческие: погасить долги, вывести канал на самоокупаемость, а при возможности сделать его прибыльным и выгодно продать третьему лицу.

Справедливости ради надо сказать, что успехи Йордана впечатляют. Американец получил в наследство долги, дырявую сетку вещания и пустые монтажные. При этом американский мечтатель обещал уже через год решить все финансовые проблемы НТВ. Кроме того, Йордан заявлял, что не станет заниматься ограничением свободы слова и вообще в творческий процесс вмешиваться не собирается. Общественность сделала вид, что поверила.

Однако в течение этого года Йордан действительно не вмешивался в редакционную политику. Он реструктуризировал долги, очевидно экономил на закупке стоящих фильмов и лицензионных программ, нанял молодых ведущих, пришедших на канал скорее не за деньгами, а за маркой НТВ. Медный век, одним словом. Йордан хорошо считал медяки в опустевших карманах НТВ - канал продали, долги оказались не так уж страшны. Но "старому монстру" стали нужны новые герои. И они пришли.

Нормальные герои всегда идут в обход

Эпоха героев на НТВ только началась. Героический пульмонолог, сын героического покорителя тихоокеанских широт, принял руководство каналом. На сей раз "Газпром" вообще не выдвигал никаких задач. Во всяком случае, он их не озвучил. Просто пришел парень с простым приятным глазу лицом, которого никто не знал.

Как у всякого порядочного героя, у Сенкевича обнаружился и оруженосец. Своим заместителем по вещанию (а следовательно, и фактическим главой информационной службы) новый руководитель назначил продюсера передач "Про это", "Кома", "Новогодняя ночь" Алексея Земского.

Тут уж героями пришлось стать и тем, кто в апреле 2001 года успешно избежал этой участи. Татьяна Миткова, Леонид Парфенов и все топ-менеджеры канала единогласно взбунтовались. Журналистов и управленцев возмутила "вопиющая некомпетентность" нового руководства и методы, которыми действовал новый герой. Сенкевич советовался со старожилами, однако решения принимал прямо противоположные, к тому же внятного объяснения своим поступкам дать так и не смог.

Объявление войны было озучено в прямом эфире вечернего выпуска новостей. Правда, чуть позже Миткова заявила, что журналисты в эфирных войнах участвовать не будут, а проблемы с руководством постараются решить вне экрана. Однако НТВ - не единственный канал в российском эфире, а желающих поучаствовать в этой войне словом или делом найдется немало и на других кнопках.

Что ни век - то век железный

А другого на НТВ, скорее всего, и не будет. Грядущий за веком героев железный век сам Гесиод характеризовал следующим образом: это время, когда все друг другу становятся чужими: дети - родителям, брат - брату, хозяин - гостю, товарищ - товарищу. Когда все построено на наживе и насилии.

Кто бы ни победил в этой войне - в проигрыше останутся все. Не будет больше на НТВ начальников, подобных Добродееву и Киселеву. Придут другие. Не пульмонологи, так солдафоны. Не солдафоны, так просто варвары.