Главное
20:22, 3 февраля 2003

С нами Бог? "На Бога найдейся, а сам не плошай", - президент Буш то вспоминает, то забывает эту поговорку

Семнадцать лет назад, когда семь американских астронавтов погибли во время взрыва шаттла "Чэлленджер", президент Роналд Рейган, обращаясь к согражданам, сказал: "Иногда подобные печальные события случаются... Таковы последствия рискованных предприятий". Будущее "принадлежит храбрым", - продолжал Рейган. Лишь в конце своей речи, в цитате из стихотворения Джона Гиллеспи Мэги, Рейган упомянул о Боге. Экипаж "Чэлленджера", сказал он, "ускользнул из тяжелых объятий Земли" чтобы "прикоснуться к челу Всевышнего".

Сегодня, после гибели еще семи астронавтов, взорвавшихся вместе с шаттлом "Колумбия", президент Буш тоже говорил о вере и храбрости. Эти люди "пошли на большой риск" и выказали "смелость и настойчивость", заявил Буш, процитировав слова пророка Исайи о том, что Бог знает все звезды на небе по имени: "по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает" (Ис., 40:26). "Создатель, давший имена звездам, знает имена семи душ, которые мы оплакиваем сегодня. Помолимся, чтобы все они благополучно достигли места своего вечного упокоения".

В минуту страдания естественно говорить о том, что Бог взирает на нас с небес. Но остается не совсем ясно, что имел в виду Буш: то же самое, что Исайя, или то же самое, что Рейган, или то же самое, о чем он сам, Буш, говорил 16 месяцев назад, когда вспоминал о Боге сразу после терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 года. У слов о том, что Бог взирает на нас с небес, может быть два смысла. Лишь один из них соотносится с храбростью, которую превозносили Буш и Рейган. Другой смысл лежит в основе действий террористов 11 сентября и иракцев, которые сегодня радуются страданиям американского народа.

Две концепции Бога

Когда Исайя говорит о том, что ни одна звезда не пропадает, и приписывает это божьей силе, он, видимо, хочет сказать, что Бог физически защищает все свои создания. Но очевидно, что Буш, заявив о том, что астронавты "Колумбии" не пропали бесследно, имел в виду не это. Буш хотел сказать, что астронавты, подобно звездам, не пропали потому, что Бог "их называет по имени". То есть речь идет о Боге, который смотрит на нас издалека, не вмешиваясь. Он видит нас, утешает нас и помнит о нас, но далеко не всегда оказывает нам защиту. Рейган тоже говорил именно о таком Боге. Бог не протянул руку, чтобы спасти астронавтов с "Чэлленджера". Это они протянули руки, чтобы коснуться его чела.

Если обратиться к выступлениям Буша после событий 11 сентября, то можно заметить, как американский президент пытался совладать с двумя проитворечивыми концепциями Бога. В день терактов он говорил о Боге, который смотрит на нас издалека: "Прошу вас помолиться за всех, кому сейчас тяжело... Я молюсь о том, чтобы они нашли утешение у заступника более могущественного, чем любой из нас". Но девять дней спустя Буш заговорил о Боге, который "взирает на Соединенные Штаты" в более действенном смыле: "Неизвестно, какие испытания ждут нас в этой борьбе, но исход ее предрешен. Свобода и страх, справедливость и жестокость всегда воевали друг с другом, и мы знаем, что Бог никогда не взирал на эту войну безучастно".

Приятно думать, что Бог защитит нас от катастрофы или поражения. Но из этой мысли следуют два тревожных вывода. Первый касается храбрости, которая в таком случае становится ненужной и невозможной. Выходит, что экипажи "Чэлленджера" и "Колумбии" вовсе не рисковали собой и не выказывали никакой смелости, как утверждали Рейган и Буш, поскольку их судьба всецело была в руках божьих. Второй вывод заключается в том, что несчастья происходят по божьей воле. Именно в этом Буш упрекал тех религиозных деятелей Америки, по словам которых теракты 11 сентября 2001 года стали возможны потому, что Бог оставил попечение о Соединенных Штатах.

Бог и война

Сегодня в Багдаде многие радуются падению "Колумбии". "Бог хочет показать, что Он могущественнее Америки", - заявил корреспонденту Reuters некий иракский государственный служащий по имени Абдул Джабар аль-Кариши. Заявление бессмысленное и отвратительное. Но если в тот день, когда разбились семь астронавтов с "Колумбии", вы думали, что Бог воюет на стороне Соединенных Штатов, то вам придется признать, что аль-Кариши знает об этом побольше вашего.

Буш был прав 11 сентября и ошибался 20-го. Исход войны никогда не бывает предрешен. В небе над Багдадом, как и в небе над Техасом, божье радение о ее исходе есть указание, а не обещание. Если Ирак будет настаивать на создании оружия массового поражения, нам придется сражаться, но не потому, что Бог оберегает нас, а потому, что Он этого не делает.