Главное
18:12, 7 июня 2004

Terra incognita Война с Ираком как эксперимент для проверки теоретических разработок пентагоновских стратегов

Вещательная корпорация BBC News начинает публикацию серии репортажей своего военного обозревателя Джонатана Маркуса (Jonathan Marcus), прикомандированного к штабу Центрального командования Армии США в Катаре. Первый репортаж, выпущенный накануне американского вторжения в Ирак, посвящен планам пентагоновских стратегов, рассчитывающих на блицкриг.

Размер имеет значение

Несмотря на все метафоры и гиперболы, описывающие мощь военной группировки союзников, сосредоточенной на границах с Ираком, приходится признать простой факт: численность ее недостаточна, чтобы с уверенностью говорить о завоевании страны такого размера, как Ирак.

Сегодня в регионе сосредоточено около 250 тысяч военнослужащих США и Великобритании - лишь половина от той численности, которая была собрана во время последней войны в Персидском заливе. Причем лишь 150 тысяч из них предназначены для непосредственного участия в боях с противником.

Речь идет о Третьей пехотной дивизии США, насчитывающей примерно 20 тысяч человек, и о 101-й парашютно-десантной дивизии примерно такой же численности. Кроме них, есть еще 60 тысяч морских пехотинцев и около 26 тысяч человек в составе британского корпуса.

Между тем Ирак, армия которого, конечно, гораздо хуже оснащена технически, может выставить против них около 400 тысяч солдат.

По мнению военных аналитиков, союзники, для того чтобы одержать безоговорочную победу над иракской армией, должны располагать пятью полностью укомплектованными механизированными дивизиями, - в то время как реальное количество их войск в регионе далеко не соответствует этой цифре.

Вот почему среди штабных генералов есть немало тех, кто выражает неуверенность в исходе кампании.

Правда, на подходе к театру военных действий находятся еще 60 тысяч американских солдат. Но может случиться так, что и эти резервы не спасут положение.

К тому же до сих пор не определилась ситуация с Четвертой пехотной дивизией США, которая должна была развивать наступление на Багдад с севера, с территории Турции. Пока ее снаряжение плавает где-то в Восточном Средиземноморье, большая часть личного состава, судя по некоторым данным, и вовсе еще находится в США.

Так что не исключено, что эта дивизия не сможет принять участие в первом сражении.

Разумеется, силы союзников во много раз увеличивает их подавляющее превосходство в воздухе.

Оба партнера по коалиции - а в действительности, целых три, потому что Австралия также направила в район боевых действий эксадрилью многоцелевых истребителей, - сконцентрировали в регионе более тысячи боевых самолетов.

Сегодня они обладают гораздо большей огневой мощью, чем двенадцать лет назад, благодаря новым типам высокоточных боеприпасов. То же самое количество самолетов, которое было задействовано в ходе прошлой войне в Персидском заливе, сегодня может поразить гораздо большее число целей.

Так что если иракская армия окажет союзникам серьезное сопротивление, именно авиация может стать решающим фактором, который изменит соотношение сил на поле боя в пользу американцев.

И тем не менее, главная проблема, с которой столкнутся американские и британские командиры в Ираке, - это протяженность территории, способной поглотить их распыленные силы.

Поэтому союзникам во что бы то ни стало нужно сохранить боевую мощь своих войск, когда дело дойдет до столкновения с иракскими отборными частями - отрядами Республиканской гвардии, которые, предположительно, дислоцированы в районе Багдада.

Высокопоставленные офицеры, которым предстоит захватить Ирак, считают, что просто не смогут позволить себе направлять отдельные подразделения для борьбы с гарнизоном каждого встретившегося им города, как не смогут и брать пленных по пути к иракской столице. Им просто не хватит на это солдат.

Поэтому предстоящая военная кампания сопряжена со значительным риском.

В каком положении окажутся американские войска, если к тому моменту, когда они доберутся до окраин Багдада, режим Саддама еще не падет?

Меньше всего Пентагон хотел бы завязнуть на подступах к иракской столице.

Нынешняя кампания должна стать серьезной проверкой для так называемой концепции "точечных ударов" ("effects-based warfare") - недавно возникшей в военных кругах доктрины, согласно которой войну можно выиграть, уничтожив тщательно разведанные цели, представляющие собой ключевые узлы обороны, гибель которых приведет к безусловному падению политического режима противника и к полной дезориентации его военных сил - тем самым можно будет избежать необходимости уничтожать его армию подразделение за подразделением.

Однако никто не знает, как все выйдет на самом деле. Перед войсками союзников лежит настоящая terra incognita.

Стратеги из Пентагона приложили максимум усилий для того, чтобы обеспечить своим войскам возможность быстрого маневра при поддержке авиации, способной решить любые задачи, которые поставят перед ней наземные командиры.

Однако скептики сомневаются, действительно ли удалось решить все проблемы, связанные с надежной координацией усилий между воздушными и наземными силами, особенно в случае быстрого продвижения войск вперед.

На эти вопросы и должен ответить крупнейший военный эксперимент, разворачивающийся в эти часы. Независимо от геополитических результатов предстоящей войны, ее опыт должен стать краеугольным камнем для развития будущей стратегии развития оборонной машины США, в особенности же - ее армии.