Главное
18:12, 7 июня 2004

Ошибки в бомбометании Имея полное превосходство в воздухе, авиация союзников до сих пор не выполнила ни одной из поставленных перед ней стратегических задач

"Американцев погубит их же техника, - говорил в свое время немецкий генерал во время доверительной беседы со штандартенфюрером СС Штирлицем в купе поезда, катившего из Берлина в Берн. - Они думают, что войну можно выиграть одними бомбежками".

Репутация вояк, которые рукопашной схватке с противником предпочитают бомбометание с заоблачных высот, действительно, крепко утвердилась за американскими генералами. И в военных кампаниях предыдущего десятилетия они исправно ее подтверждали, вводя в действия сухопутные силы лишь после того, как позиции противника оказывались основательным образом перемешаны с землей. Достаточно вспомнить прошлую войну с Хусейном - из 43 дней, в течение которых проходила операция "Буря в пустыне", собственно наземные бои длились всего четыре, а все остальное время американцы методично обстреливали позиции иракцев, вторгшихся на территорию Кувейта, бомбами и крылатыми ракетами.

Во время военной операции сил НАТО против Сербии в 1999 году до наземных боев дело вообще не дошло - сухопутный натовский контингент так и простоял на границах с Косово, пока американские самолеты утюжили как сам край, так и крупные сербские города - Белград, Новый Сад и другие. Наконец, во время ответного удара США по базам талибов и членов террористической организации "Аль-Каеда" осенью-зимой 2001 года в Афганистане авиация также играла основную роль: прежде чем лезть в пещеры Тора-Боры, где, по слухам, скрывался Осама бин Ладен со своими приспешниками, американцы методично выжигали их вакуумными бомбами, в то время как крылатые ракеты и обычные боеприпасы, сбрасываемые с самолетов, расчищали путь на Кабул войскам дружественного США Северного альянса.

Правда, уже в ходе этих кампаний обнаружилось, что даже в условиях подавляющего господства в воздухе американская авиация не умеет воевать без потерь - как среди своих, так и среди мирных жителей в районе вооруженного конфликта.

Аварии по техническим причинам, досадные промахи и "дружественный огонь" - вот основной перечень причин, заставлявших время от времени краснеть пресс-секретарей Пентагона, вынужденных давать объяснения по поводу сталкивавшихся в воздухе вертолетов, падающих по непонятным причинам самолетов, угодившей в китайское посольство крылатой ракеты, разбомбленной афганской свадьбы и попавших под удар своих канадских миротворцев.

К началу военной операции "Освобождение Ирака" Пентагон широко объявил о масштабном перевооружении и техническом переоснащении своей авиации и ракетного оружия. Казалось бы, в первую очередь это должно было коснуться тех узких мест, из-за которых американская авиация несла потери и причиняла ненужный урон в ходе предыдущих конфликтов. Однако первые же десять дней войны в Ираке показали, что американские генералы не очень любят учиться на ошибках.

Потери и промахи

Американцы и в этот раз обеспечили себе полное господство в воздухе. За все время, что длится новая война, ни один иракский истребитель, кажется, так и не поднялся в воздух. Впрочем, возможно, иракское руководство, заранее оставив всякую мысль о соперничестве с армией США в небе, раздало пилотам старых, еще советского производства, МиГов автоматы и гранатометы и послало их в пехоту. И тем не менее, список потерь американской и британской авивации начал расти с первого же дня боев.

Технические аварии

Уже в первый день войны, 20 марта, над территорией Ирака потерпел аварию усовершенствованный американский вертолет MH-53. Правда, в тот раз винтокрылой машине удалось удачно приземлиться, и в результате никто не пострадал. На следующий день в Кувейте разбился другой американский вертолет, CH-46. На этот раз погибли 12 британских и 4 американских военнослужащих.

В субботу, 22 марта, над нейтральными водами в Персидском заливе столкнулись два вертолета S-61 Sea King британских ВМС. На борту вертолетов находились шесть британцев и один американец. Все они также погибли. Наконец, еще через неделю, 29 марта, при посадке в центральном Ираке разбились два вертолета Apache. Никто не пострадал, но сами вертолеты получили серьезные повреждения.

Победы иракского оружия

Объективно судить о количестве боевых потерь американо-британских ВВС довольно трудно, и тем не менее приведем данные, которыми оперировали воюющие стороны. Так, уже на второй день войны, 21 марта, официальный Багдад сообщил, что иракским зенитчикам удалось сбить вражеский самолет над территорией Кувейта. Пентагон эту информацию опроверг.

На следующий день появились сообщения о том, что бомбардировщик антииракской коалиции был сбит над Багдадом, а пилот опустился на город на парашюте. Некоторые журналисты даже рисовали в красках, как летчик переоделся в арабское платье и попытался выскользнуть из города, но все равно был схвачен бдительными иракцами. Однако Пентагон все отрицал, а иракские власти не показали ни захваченного пилота, ни обломков рухнувшего самолета.

В воскресенье игра "Поймай американского пилота" продолжилась, причем теперь в ней принимали участие толпы багдадских жителей, на которых были устремлены телекамеры всех аккредитованных в иракской столице новостных компаний. Согласно сообщениям свидетелей, еще один самолет был сбит и еще два летчика, катапультировавшись, опустились на парашютах в воды Тигра. Несколько часов по Тигру плавали катера с иракскими военными, пока другие военные палили из автоматов по камышам вдоль берега. Опять появлялись сообщения, что летчики найдены и пойманы, и опять власти Багдада так никого и не предъявили в качестве доказательства эффективности своих сил ПВО.

В понедельник Багдад еще раз заявил, что сбит очередной самолет противника. Пентагон хранил молчание по этому поводу, не подтверждая, но и не опровергая слова иракцев. Зато в тот же день весь мир облетели кадры арабского телеканала, на которых пожилой иракец с допотопной винтовкой в руках гордо позировал на фоне примостившегося в чистом поле сверхсовременного американского вертолета AH-64 Longbow Apache. Помимо вертолета, были предъявлены шлемофоны и личные вещи двух американских пилотов, а к вечеру перед телекамерами предстали и сами пилоты, действительно попавшие в плен. Оказалось, что группа американских вертолетчиков, вылетевших на подавление позиций Республиканской гвардии Ирака к югу от Багдада, попали под плотный огонь с земли. Стрельба велась из стрелкового оружия и гранатометов, но так кучно, что в результате один из "Апачей" был подбит. На следующий день американская авиация уничтожила попавший в руки иракцев вертолет, чтобы лишить противника наглядного повода для торжества.

В четверг, 27 марта, иракское телевидение снова показывало иракцев с оружием в руках, танцующих на обломках американского вертолета. По утверждению Багдада, очередной иракский крестьянин метким выстрелом из охотничьего ружья сбил еще одну боевую машину противника. Однако на этот раз Пентагон заявил, что иракцы танцевали на обломках того самого "Апача", который был сбит в понедельник и сожжен ударом с воздуха во вторник.

В тот же четверг иракский телеканал показал обломки американского беспилотного разведывательного самолета, сбитого над Багдадом. В пятницу еще один сбитый беспилотный самолет успели снять прямо в воздухе - он красиво опускался на иракскую столицу на парашюте. Внизу, как обычно в таких случаях, ликовала толпа иракцев.

Наконец, в воскресенье, 30 марта, министр информации Ирака заявил, что силам ПВО страны удалось сбить еще один вертолет "Апач", а кроме того, другой вертолет "взорвался" в центральном районе Ирака. Пентагон, как водится, все опроверг.

"Дружественный огонь"

Гораздо чаще войска союзников признавали удары по своим. Дуэль между небом и землей начали американские зенитчики - 23 марта британский самолет Tornado, возвращавшийся с боевого задания, попал под огонь американской зенитной установки Patriot. Самолет рухнул в неустановленном месте, оба пилота погибли, а через день полковник американских сил ПВО публично извинился перед союзниками и пообещал впредь больше так не делать.

25 марта под Насирией пилот американского самолета A-10 Thunderbolt, который применяется для уничтожения танков противника, ошибочно ударил по своим, уничтожив танк армии США. А другой американский пилот, на этот раз сидевший за штурвалом F-16, расплатился за британский Tornado, разбомбив зенитно-ракетный комплекс Patriot. Правда, по сообщению Пентагона, на этот раз потерь личного состава удалось избежать.

Наконец, в субботу, 29 марта, недалеко от Басры штурмовик A10 ВВС США нанес удар по двум британским бронетранспортерам, в результате чего один военнослужащий погиб, двое получили тяжелые ранения и еще трое - легкие.

Удары по чужой территории

Под "дружественный огонь" попадали не только войска коалиции, но и территория стран, которые США числят в ряду своих союзников или, по крайней мере, нейтральных сторон. Первым пострадал Иран - уже 21 марта в здание нефтеперерабатывающего завода в приграничном городе Абадан угодила американская ракета. Два человека получили ранения.

На следующий день Ирану опять досталось - на этот раз ракета прилетела в город Хорремшехр. К счастью, обошлось без жертв, к тому же войска коалиции быстро переложили вину за этот обстрел на Ирак. Официальный Тегеран, действительно, предъявил ноту Багдаду, указав, что на обломках ракеты в Хорремшехре была обнаружена иракская маркировка.

Зато 24 марта сразу две американские крылатые ракеты Tomahawk упали на территории Турции. В тот же день вечером другая американская ракета поразила автобус с сирийскими гражданами, пятеро из которых погибли на месте и еще не менее десяти получили ранения. Это произошло в городе Рутба на западе Ирака в 160 километрах от границы с Сирией. Позже Пентагон принес свои соболезнования семьям погибших и объяснил, что американские пилоты целились в мост, а проезжавший по нему в эту минуту автобус заметили уже после того, как выпустили ракету.

В понедельник, 26 марта, еще одна "заблудившаяся" ракета упала в Иране возле города Каср-е Ширин, в провинции Керманшах. Правда, затем Министерство внутренних дел Ирана опровергло эту информацию.

В среду, 28 марта, очередная ракета упала в провинции Урфа на юго-востоке Турции, в 300 километрах от иракской границы. На место происшествия выехала группа американских офицеров.
Местные жители встретили автомобили инспекции камнями и тухлыми яйцами.

Наконец, 29 марта к США с официальной просьбой обратились власти Саудовской Аравии, заявив, что часть крылатых ракет Tomahawk, которые запускаются из акватории Красного и Средиземного морей корабли ВМС США, регулярно падают на их территорию. Американские военные обещали разобраться в причине происходящего, а до той поры прекратить пуски.

Удары по мирному населению

Иракские власти с самого начала военных действий скрывают численность потерь в своих войсках. Зато они охотно рассказывают о жертвах среди мирного населения, обвиняя Пентагон в бомбежках жилых кварталов Багдада и других крупных иракских городов. Уже на третий день войны министр информации страны Саид Сааф заявил, что в результате обстрелов Багдада ранены 207 мирных жителей, большая часть из которых - женщины и дети. На следующий день Сааф обвинил союзников в применении кассетных бомб против жителей Басры, где, по его словам, за один день погибли 77 человек. Его слова косвенно подтвердил арабский телеканал "Аль-Джазира", распространив шокирующие кадры последствий американских бомбардировок.

Учитывая, что Багдад с начала операции подвергается обстрелам и бомбежкам практически постоянно, не удивительно, что и число жертв среди мирного населения постоянно росло. Но даже на этом фоне неожиданно прозвучало сообщение о том, что днем 26 марта ракета ударила в многолюдную рыночную площадь в центре Багдада. По поступившим оттуда сообщениям, 15 человек погибли, еще несколько десятков получили ранения. Правда, Пентагон отказался признавать свою ошибку и заявил, что ракета была иракской. Еще один багдадский рынок подвергся удару 28 марта. На этот раз были убиты 51 человек и еще 49 получили ранения. Командование союзников и на этот раз списало все на самих иракцев, а британцы даже распространили информацию о том, что Саддам Хусейн якобы уволил со своего поста командующего силами ПВО страны - именно за то, что ракеты иракских зенитчиков упали на жилые кварталы Багдада. Однако, зная характер иракского лидера, трудно предположить, что он способен на подобный акт заботы о своих гражданах - наоборот, каждый убитый мирный житель добавляет ему очков в информационной войне, которую ведут Саид Сааф и пресс-секретарь Центрального командования, американский генерал Винсент Брукс.

Стратегический просчет

Однако список промахов авиации союзников вышеприведенными фактами не ограничивается. После десяти дней новой иракской войны острой критике была подвергнута сама стратегия ракетно-бомбовых ударов сил коалиции.

По мнению целого ряда высокопоставленных офицеров ВВС США, а также гражданских экспертов в области применения военной авиации, союзное командование изначально допустило важную ошибку. Как уже стало вполне ясно, союзники, начиная войну, делали ставку на неустойчивость политического режима Саддама Хусейна, рассчитывая, по словам оппозиционного британского парламентария Роберта Кука, на то, что иракская армия станет с ними сотрудничать. Этого, как показали первые же дни боев, не произошло. Тем не менее, авиация действовала по заранее утвержденному плану, поражая только военные и правительственные объекты, причем главным образом обрушивая свой смертоносный груз не на города, а на полевые позиции иракских войск.

Как теперь выясняется, подобная стратегия была разработана под прямым влиянием нынешнего министра обороны США Доналда Рамсфелда, который выступает сторонником так называемых точечных ударов, наносимых лишь по высшему руководству страны, опорным пунктам военного сопротивления, системам коммуникации и управления и так далее. По мысли Рамсфелда, это должно было помочь американским военным быстро и ценой небольших усилий подтолкнуть страну к внутреннему перевороту, свержению режима Саддама Хусейна и сотрудничеству с американо-британскими наземными войсками.

Между тем, по словам экспертов, преимущество США в предыдущих военных конфликтах в первую очередь было обусловлено тем, что авиация наносила удары по очень широкому списку целей, включавших в себя и объекты жизнеобеспечения крупных городов и поселений противника, и просто гражданские цели, если это было необходимо для победы (так, режим сербского лидера Слободана Милошевича рухнул после того, как бомбовым ударам подверглись объекты, принадлежавшие экономическим партнерам официального Белграда). Сам факт того, что режим Саддама все еще держится, свидетельствует о полном провале рамсфелдовского плана точечных ударов по военному и политическому руководству Ирака.

Американские генералы от авиации уже не таясь спрашивают, почему после десяти дней боев с Ираком в Багдаде до сих пор горит свет, работает телевидение и действует местная телефонная связь. Все это, по мнению многих, должно было быть уничтожено в результате первых же налетов на иракскую столицу. Также непонятно критикам, зачем авиация союзников щадит крупные мосты на территории, до сих пор принадлежащей противнику. Разрозненные, точечные удары, по их мнению, ставят под угрозу всю систему поддержки с воздуха наземной операции сухопутных сил, которая вот уже неделю явно буксует на месте.

Впрочем не исключено, что уже в ближайшие дни американская армия поменяет методы ведения войны. В воскресенье вечером в центре Багдада сразу в нескольких местах впервые вспыхнули крупные пожары, что может свидетельствовать о намерении Пентагона, махнув рукой на политические соображения и Женевские конвенции, подвергнуть города противника не точечным, а ковровым бомбардировкам.