Главное
22:31, 16 апреля 2003

Первая крупная добыча США в Ираке Вместо химического оружия и Саддама Хусейна американские военные предъявили миру заслуженного палестинского террориста

"Ирак ... дал пристанище Абу Аббасу, виновному в захвате пассажирского судна Achille Lauro и убийстве американского гражданина", - заявил в октябре 2002 президент США Джордж Буш, в очередной раз объясняя самому себе, своему народу и всему миру, почему Америка должна наказать режим Саддама Хусейна.

"Нам также известно, что Ирак продолжает финансировать терроризм и поддерживать тех, кто с помощью террора надеется подорвать процесс мирного урегулирования на Ближнем Востоке", - добавил Буш, имея в виду все того же Аббаса.

Во вторник Абу Аббас действительно был пойман американскими морскими пехотинцами на территории Багдада. У союзников есть повод для ликования: 154 солдата коалиции, не считая сотен, если не тысяч иракских женщин и детей, не зря сложили свои головы в течение последних трех с лишним недель, - Леон Клингхоффер, тот самый американский пассажир, погибший в 1985 году на борту итальянского теплохода от рук боевиков Аббаса, достойно отомщен, а мирному процессу на Ближнем Востоке, надо полагать, больше ничего не угрожает.

Чем же примечателен этот человек, уже почти двадцать лет неизменно фигурирующий в "черном" списке американских спецслужб, но тем не менее до сих пор всегда ухитрявшийся уходить из расставленных ему сетей? И какая судьба ожидает его теперь?

Судьба человека

Точной даты рождения Мухаммеда Зайдана, более известного под партийной кличкой Абу Аббас, широкая общественность не знает. По различным данным, сегодня ему может быть от 55 до 62 лет. Родился он в Сирии, в лагере палестинских беженцев, и с ранних лет присоединился к борьбе палестинцев против Израиля. Уже в 1960-х годах он прибился к боевикам организации "Народный Фронт - Общее командование", возглавляемой Ахмедом Джибрилем, а к концу десятилетия стал одним из самых влиятельных ее командиров. Кстати, тогда же на него обратили внимание сотрудники советских спецслужб на Ближнем Востоке, и в 1971 году Аббас попал в СССР, на тренировочную базу КГБ в подмосковном городе Солнечногорске.

Сам Аббас в недавнем интервью одному из российских печатных изданий на вопрос корреспондента о том, чему именно учили его советские товарищи, ответил так: "Стратегии, тактике, умению руководить, организовывать народное сопротивление. Военная практика у меня и моих товарищей уже была. Так что в Москве мы, палестинские офицеры (я тогда числился майором), полгода набирались теории. Изучали опыт СССР в борьбе с оккупацией нацистов в тылу. Партизаны на Украине, в Белоруссии. У вас богатый опыт. Подрыв поездов, нападение на военные базы, уничтожение коллаборационистов. Ваши партизаны, между прочим, забрасывали гранатами дома предателей вместе со всеми, кто там был, с родственниками, не важно. В военном плане палестинская ситуация сильно отличается. Но с точки зрения политики и идеологии эта учеба мне очень помогла". Примечательно, что об СССР тех далеких, брежневских времен палестинский борец за свободу до сих пор вспоминает с ностальгическими нотками в голосе...

Вернувшись на родину, Аббас с новыми силами принялся применять на практике полученные знания, но вскоре опять был завербован, на этот раз - иракцами. Под их влиянием он вышел из рядов сторонников Джибриля, придерживавшегося просирийских позиций, и в 1977 году при поддержке Багдада организовал собственный "Фронт освобождения Палестины" (ФОП), основные базы которого располагались на юге Ирака - в районе Хиллы, Кербелы, Неджефа. При этом Аббас не терял связей с Москвой, продолжая встречаться с резидентурой КГБ в Бейруте, Дамаске, Алжире. По некоторым данным, в 1981 году он даже виделся с советским послом в Ливане Владимиром Юхиным.

Летом 1982 года в ходе боев под Бейрутом Аббас попал в засаду, устроенную израильским спецназом, получил тяжелые ранения, но все же сумел избежать плена. По слухам, лечили его советские врачи, в госпитале на территории Сирии. В 1984 году Аббас вошел в Исполнительный комитет Организации освобождения Палестины (ООП), из которого, правда, вышел в 1991 году.

Однако по-настоящему "прославился" Абу Аббас осенью 1985-го. В октябре четверо вооруженных боевиков ФОП поднялись на борт уходившего в круиз по Средиземному морю пассажирского теплохода Achille Lauro. Как впоследствии не раз утверждал сам Аббас, захватывать пассажиров в заложники они не планировали. Их цель заключалась в том, чтобы нелегально попасть на палестинские земли, в обход израильской границы. Но якобы кто-то из обслуги теплохода обнаружил их оружие, и тогда, опасаясь крушения своих планов, боевики захватили судно и заявили, что отпустят заложников только в обмен на пятьдесят палестинцев, удерживаемых в израильских тюрьмах.

Сразу после захвата боевики связались по телефону с Аббасом, который принимал деятельное участие в процессе переговоров. Вскоре стало ясно, что Израиль на уступки не пойдет, и тогда Аббас стал выговаривать для своих гарантии личной безопасности. По ходу дела старший из террористов, находившихся на судне, Маджид аль-Мулки, и застрелил пожилого американца, к тому же прикованного к инвалидной коляске. Тело убитого вместе с коляской палестинцы сбросили за борт. По словам Аббаса, это было сделано не потому, что Клингхоффер был евреем, а потому, что он не подчинялся требованиям захватчиков и подбивал остальных заложников на бунт.

В конце концов было решено, что террористы оставят в покое судно, сядут в египетский самолет и в сопровождении египетских официальных лиц и самого Аббаса улетят, куда пожелают. Правительство Египта даже добилось от Италии разрешения на пролет через ее территорию. Однако как раз в небе над этой страной самолет с беглецами настигли истребители американских ВМС F-14, вынудившие его сесть на Сицилии. Тут же к месту приземления самолета подтянулись спецслужбы двух стран, США и Италии, причем интрига заключалась в том, что американцы намеревались вытащить террористов из самолета живыми или мертвыми, а итальянцы получили приказ ни в коем случае не допустить штурма.

В конце концов победили итальянцы. Абу Аббасу была предоставлена возможность сбежать в Югославию, а четверо террористов сдались властям Италии. Верность слову, данному египтянам, взявшим на себя ответственность за безопасность лидера ФОП, стоила тогдашнему итальянскому премьеру Беттино Кракси ухудшения отношений с Америкой, а в конечном счете - и поста. Но Аббас, по мнению итальянских спецслужб, не был напрямую причастен к событиям на Achille Lauro, к тому же обладал иракским паспортом. Лишь позже, когда Аббаса уже и след простыл, израильская контрразведка "Моссад" передала своим итальянским коллегам распечатки телефонных переговоров между лидером ФОП и его подчиненными, находившимися на борту теплохода. Из этих документов следовало, что Аббас напрямую руководил террористами. Итальянским властям ничего не оставалось, как завести на него уголовное дело и заочно приговорить к пяти пожизненным срокам тюремного заключения.

Именно после этих событий имя Абу Аббаса прочно утвердилось в списке злейших врагов Америки. Лидеру ФОП не помогли даже многочисленные извинения, которые он приносил американцам и родственникам убитого Клингхоффера в частности. Сам Аббас с обидой говорит о том, что смерть Клингхоффера помнят все, а то, что именно он, Аббас, спас остальных шестьсот пассажиров - никто. Однако в 1990 году его боевики предприняли еще одну вылазку, которая действительно могла окончиться огромным количеством жертв. В планы террористов, воспользовавшихся быстроходными катерами, входил морской набег с территории Ливии на пляжи Тель-Авива. Часть отдыхающих израильтян предполагалось убить, а часть - захватить в заложники. Однако боевики ФОП не справились с прокладкой курса, высадились значительно южнее Тель-Авива и в конечном итоге были перебиты израильским спецназом.

Все это, однако, не помешало Абу Аббасу в 1996 году принять участие в мирном процессе, начатом правительством Шимона Переса. Лидер ФОП легально приехал в Газу, присутствовал на заседании Национального палестинского совета, а затем спокойно возвратился в Ирак. Правда, к тому времени, по словам самого Аббаса, он уже отошел от вооруженной борьбы, хотя и заявил, что сама по себе борьба еще далеко не окончена.

Будущее покажет

Самое интересное, что будет с Аббасом дальше. Скорее всего, американцы пожелают его судить. Однако с Америкой, как в старые добрые времена, из-за Аббаса поспорит Италия, которая лидера ФОП давно осудила и даже приготовила камеру, в которой он будет отбывать свои пять пожизненных сроков. Министр юстиции Италии уже заявил, что его страна обратится к США с просьбой об экстрадиции знаменитого террориста.

Однако в этот процесс вмешалась администрация Палестинской автономии, заявившая протест на действия американцев. Как заявил представитель руководства автономии Саеб Эрекат, США не имеют право удерживать Абу Аббаса, так как это противоречит временному палестино-израильскому мирному соглашению 1995 года, согласно которому члены Организации освобождения Палестины не могут быть задержаны или судимы за деяния, совершенные до подписания в 1993 году договора в Осло.

Так что не исключено, что Аббасу и на этот раз удастся избежать наказания. Впрочем, сама война, которую союзники провели в Ираке, настолько противоречит принципам международного права, что наивно было бы предполагать, будто американцы, получив в руки едва ли не единственное реальное оправдание своих действий, отдадут его Эрекату...