Главное
18:12, 7 июня 2004

Кто встанет у руля? Сегодня в Ираке возник вакуум власти, заполнить который своими силами армия союзников не в состоянии

Вакуум власти

Не успели американские войска, явившиеся в Ирак освобождать местное население от саддамовского режима, справиться со своей основной задачей, как тут же попали в трудное положение, связанное с вакуумом власти, немедленно установившимся в стране. Тот факт, что морские пехотинцы США не сделали даже попытки остановить волну грабежей, мародерства и вандализма, захлестнувшую крупные города Ирака в первые дни после падения режима, весьма наглядно свидетельствует о том, что американцы явились в Ирак разрушать, а не строить.

С другой стороны, строить демократию на штыках - занятие безнадежное, а американцы (по крайней мере, средний офицерский состав американских войск, вторгшихся в Ирак) искренне полагают, что именно демократия больше всего сегодня нужна простым иракцам. Может быть, пассивность новой военной власти объясняется именно этим, идеологическим соображением: американцы просто ждут, когда иракцы наконец возьмут власть в свои руки и заживут счастливо.

Однако самим иракцам сейчас больше всего нужен элементарный порядок, и они с тоской смотрят на своих завоевателей, спрашивая их на ломанном английском языке, чего они, дескать, ждут и почему не пользуются плодами своей победы, т.е. не устанавливают военную диктатуру, при которой разгулу иракской вольницы на улицах Багада тут же будет положен конец. Действия американцев кажутся иракцам непонятными, нелогичными, неразумными.

"История Ирака богата государственными переворотами, но этот - худший из всех, - говорит бывший высокопоставленный чиновник Министерства нефти, оказавшегося, как и большинство государственных учреджений страны, в "подвешенном" состоянии. - Любой полковник иракской армии знает, что если уж вам удалось захватить власть в стране в свои руки, вы первым делом должны выступить по радио с обращением к нации из пяти пунктов. Во-первых, вы должны сказать: да здравствует такой-то новый лидер и да будет проклят старый. Во-вторых, нужно объяснить: теперь в правительство входят такие-то и такие-то люди. В-третьих, вы оглашаете список лиц, которым надлежит отправиться в отставку. В четвертых, вы требуете, чтобы все лояльные новой власти чиновники завтра же утром как обычно вышли на работу. Наконец, в-пятых, вы вводите комендантский час".

"Все это можно сделать за сорок минут. А мы ждем уже целую неделю, но до сих пор никто не сказал ничего определенного", - жалуется чиновник.

Между тем у американцев, даже если бы они всерьез вознамерились взять в руки гражданскую власть в захваченной ими стране, просто не хватило бы на это сил. Все более-менее крупные воинские подразделения, захватывавшие иракские города, первым делом беспокоились о собственной безопасности, основывая компактные места дислокации, окруженные бронетехникой и ощетинившиеся пулеметами на все четыре стороны, за пределы которых американцы выходили только крупными группами и в сопровождении все той же бронетехники. В такой ситуации думать об отправлении административных функций просто не приходится.

"Мы пришли дать вам волю"

Конечно, в Пентагоне давно задумывались над вопросом о том, что будет дальше. Доналд Рамсфелд даже добился от президента Буша полномочий на восстановление Ирака, разрушенного войной, в течение первых шести месяцев после победы. В недрах американского Министерства обороны срочно идет работа по мобилизации отставных генерналов и советников, которым предстоит стать основой будущей гражданской администрации Ирака. Первый десант этих чиновников высадился в Умм-Касре еще 9 апреля, а в понедельник, 21 апреля, в Багад прибыл главный американец, которому поручено налаживать мирную жизнь в Ираке, - отставной генерал Джей Гарнер.

Однако в Пентагоне также понимают, что сами по себе американские чиновники мало что смогут решить в стране с территорией в 444 тысячи квадратных километров и почти девятнадцатимиллионым населением. Тот же Гарнер отнюдь не метит в преемники Саддама - он, собственно, всего лишь возглавляет Комиссию по восстановлению Ирака и оказанию помощи населению, всячески подчеркивая, что намерен как можно скорее закончить свою работу и покинуть Ирак.

Несомненно, Гарнер с помощниками рассчитывают опереться на местные силы. Вот только не вполне ясно, о каких силах идет речь. В перспективе Ирак ожидают всеобщие демократические выборы, на которых будет избран президент и законодательная власть страны. Но, во-первых, до этого времени надо еще дожить, не развалив страну, а во-вторых, опыт Афганистана показывает, что президентом станет тот, кто успеет понравиться американцам.

Между тем лица, которых именно Пентагон прочил в преемники Саддаму, самих американцев начинают раздражать все больше и больше. Речь идет о представителях так называемого "Иракского национального конгресса", который представлен оппозиционерами со стажем - людьми, изгнанными Саддамом из Ирака много лет назад, которые все это время проживали за границей. Глава конгресса, Ахмед Халаби, оказался, как выяснилось, мошенником: в Иордании до сих пор действует приговор суда, заочно осудившего Халаби на 22 года тюрьмы за финансовые махинации. Ближайший помощник Халаби, Мохаммед Мохсен Зубайди, уже успел объявить себя мэром Багдада и даже, никого не спросив, распорядиться, что на заседание ОПЕК от Ирака направится делегация, возглавляемая его заместителем, Джавдетом аль-Обейди. Пришлось американцам во всеуслышание заявлять, что никакого самопровозглашенного мэра Багдада они не знают и что иракскую делегацию на заседании ОПЕК возглавит кто-то другой...

Тем временем на юге страны оживились религиозно настроенные шиитские круги, которые вряд ли сумеют упрочить мир и порядок в стране, поскольку намерены взять реванш за годы правления суннитского и вполне светского меньшинства. Есть еще курды на севере, которые, в свою очередь, лелеют сепаратистские замыслы и не готовы взять на себя ответственность за положение в стране в целом.

Партия бессмертна

Остается только одна - реальная - сила, которая может выступить союзником американцев в будущем послевоенном обустройстве Ирака. Одна беда - именно с этой силой, партией "Баас", на которую двадцать с лишним лет опирался режим Саддама Хусейна, и пришли воевать американцы. Учитывая, что оружия массового поражения, из-за которого коалиция союзников начала войну с Ираком, не одобренную и не поддержанную значительной частью мирового сообщества и стран - членов ООН, в Ираке так и не нашли, единственным козырем американцев остаются именно ужасы диктаторского режима, которые и служат пусть слабым, но все же оправданием их незаконного вторжения в суверенное государство. Если же теперь выяснится, что большая часть людей, притеснявших своих сограждан при Саддаме, осталась у власти, это никак не будет способствовать укреплению американских позиций на международной арене.

И все же в сегодняшнем Ираке именно вокруг бывших баасистов начинают организовываться очаги управляемой мирной жизни. Как и в СССР, в Ираке в партию входили прежде всего члены центральной и местной администрации, представители силовых ведомств и квалифицированные специалисты, в которых так нуждается страна сегодня. Две тысячи багдадских полицейских - почти поголовно члены партии "Баас" - уже откликнулись на призыв американских военных властей и приступили к выполнению своих прежних обязанностей. Десятки бывших сотрудников Министерства информации уже сотрудничают с иностранными журналистами в качестве переводчиков и поставщиков местных новостей. Чиновники различных ведомств, прежде всего Министерства нефти и Министерства здравоохранения, возвращаются на рабочие места, чтобы оценить масштаб причиненного недавними грабежами ущерба и приступить к налаживанию мирной жизни.

Конечно, сегодня баасисты не козыряют своим прошлым и всячески подчеркивают, что не имеют ничего общего с ужасами диктаторского режима. "Арабская социалистическая партия "Баас" не была детищем Саддама, подобно тому как марксизм не был порождением Ленина и Сталина, - заявил один из бывших чиновников Министерства культуры. - Партия была основана на великой идее. Вот почему Ирак поддерживали арабские массы - их интересовал не Саддам, а идея". А иракский Союз писателей уже успел, невзирая на творящийся в столице хаос, собраться на срочное заседание и постановил, что все двадцать четыре последних года являлся центром тайного сопротивления режиму.

Так или иначе, но в Ираке американцам не на кого больше опираться, и им придется так или иначе сотрудничать с бывшими партийными функционерами, у которых есть и реальный опыт управления такой большой и пестрой страной, как Ирак, и кадры, способные удержать страну от сползания в сторону анархии и разрухи. Партия "Баас" в Ираке служила мостом к служебной карьере и личному успеху, поэтому чем скорее американцы закроют глаза на идеологическое содержание ее старых лозунгов, тем будет лучше для всей страны в целом.