Главное
18:12, 7 июня 2004

Тарик Азиз: Великое прошлое или светлое будущее? Судьба единственного христианина в окружении Саддама Хусейна

24 апреля американское военное командование отрапортовало о пленении одного из самых близких к Саддаму Хусейну человека - бывшего вице-премьера правительства Ирака Тарика Азиза. В колоде карт с изображением разыскиваемых иракских лидеров ему отведена малопочетная восьмерка пик, однако американские спецслужбы без лишнего смущения могут рисовать на своих фюзеляжах жирную звездочку: к ним попала действительно крупная рыба. Азиз, по многим причинам, является одной из самых противоречивых фигур в рядах иракской элиты. Даже если предположить, что он не знает ни одного сколько-нибудь важного военного секрета, не располагает сведениями о местонахождении своего патрона и его отпрысков, никогда не слышал о тайных финансовых потоках и зарубежных счетах Саддама, впервые узнал имя Осамы бин Ладена из репортажей CNN, даже тогда его пленение имеет колоссальное значение как для американской военной машины, так и для Белого дома.

Светлый путь

Михаил Юханна, а именно таково настоящее имя Тарика Азиза, родился в 1936 году в семье христиан-халдеев в городе Телл-Каиф на севере Ирака. Его отец был мелким чиновником местной администрации. Уже в юном возрасте Михаил меняет свое имя на Тарик Азиз, что означает, буквально, "великое прошлое". Вероятно, таким образом он решил подчеркнуть свою связь с историей и культурой своей страны, а заодно и избежать неизбежных проблем, порожденных его "неправильным" христианским происхождением.

О школьных годах Азиза практически ничего неизвестно. Скорее всего, он был прилежным учеником, что позволило ему в дальнейшем поступить на факультет изящных искусств Багдадского университета, где он специализировался на изучении английской литературы.

В начале 50-х он впервые встречает Саддама Хусейна, вступает в партию "Баас" и становится главным редактором официальных партийных газет "Аль-Джамахир" и "Аль-Тавра". Почти все 60-е он был вынужден провести в Сирии, так как на родине ему грозил арест. Уже тогда он являлся одним из ближайших помощников Хусейна.

Азиз принимает самое деятельное участие в государственном перевороте и свержении поддерживаемой Великобританией монархии в 1968 году. После прихода "Баас" к власти Тарик Азиз занимает различные правительственные посты и "растет" по партийной линии. Он исполнял обязанности министра культуры, информации, в 1974 году становится членом Регионального командования, а в 1977 - входит в созданный Саддамом Совет революционного командования Ирака.

В 1979 году власть в стране переходит к Хусейну. Он назначает Азиза вице-премьером правительства с обязанностью представлять интересы режима в международных структурах. В этот момент драматической биографии Тарика Азиза его христианские корни впервые заставили его выдержать серьезное испытание. Недовольные его назначением радикальные исламские группировки устраивают покушение. Вице-премьер чудом остается жив.

В 1983 году, курирующий всю международную политику Азиз, официально назначен министром иностранных дел. Одним из первых успехов министра становится восстановление в 1984 году дипломатических отношений с США, которые будут оказывать поддержку Багдаду во время восьмилетней ирано-иракской войны. Также Азиз выступает последовательным сторонником укрепления взаимоотношений с Советским Союзом.

Однако подлинная популярность приходит к Тарику Азизу после захвата Ираком Кувейта в 1990 году. Именно на него была возложена неблагодарная миссия поиска поддержки в исламском мире и обоснования аннексии соседней страны. Основным аргументом министра, оправдывающим вторжение, становится приписываемый Кувейту демпинг цен на нефть, который, якобы, наносил серьезный ущерб всей индустрии.

В этот период категоричные высказывания Азиза дополняются его не менее решительными действиями. На встрече в Женеве с государственным секретарем США Джеймсом Бейкером он демонстративно отказывается принять из рук последнего личное послание президента Джорджа Буша-старшего.

Уже после поражения Ирака Азиз будет вынужден признать, что "правительство могло допустить какие-то ошибки, так как оно очень давно у власти", а за это время "все может случиться". В многочисленных интервью, которые он раздает западным СМИ, он говорит о готовности Ирака к сотрудничеству с ООН и даже о некой демократической конституции страны, в которой, в частности, будет гарантирована автономия курдов.

В 2001 году в Ираке разразился скандал, в котором оказался замешан один из сыновей Азиза. Зияд Азиз был арестован по подозрению в коррупции и злоупотреблению властью. Ему были предъявлены обвинения в незаконном получении комиссионных за заключение контрактов с рядом зарубежных компаний. Тарик Азиз предпринял демарш - подал Хусейну прошение об отставке, которую последний не принял.

Что в действительности скрывалось за этим процессом остается неизвестным. Зияд Азиз был приговорен к 22 годам лишения свободы, его отец остался в правительстве страны. Возможно, Саддам Хусейн, предвидя дальнейшее развитие событий, решил гарантировать для себя преданность "голоса партии".

В преддверии новой военной кампании в Ираке, Азиз активно демонстрирует свою лояльность Саддаму, оперируя привычной антиамериканской риторикой. Его высказывания о готовности умереть, но не сдаться в плен и о "каждой иракской деревне, которая превратится в крепость" стали символом непокорности Багдада.

После вторжения войск антииракской коалиции появляются многочисленные сообщения то о гибели Азиза, то о его бегстве в сопредельную Сирию, однако он сам каждый раз опровергает эти слухи. К моменту начала боев в пригородах столицы Тарик Азиз бесследно исчезает вместе с остальными чиновниками иракского правительства.

До последнего времени о его местонахождении ничего не было известно.

Пленение бывшего вице-премьера, а тем более, его добровольная сдача в плен - большая политическая победа США, которые теперь уже с полным правом могут сказать, что режим Саддама Хусейна оказался колосом на глиняных ногах, а иракскую "вертикаль власти" не поддерживают не только рядовые граждане, но обличенные 40-летним доверием диктатора сановники. Дальнейшая судьба Тарика Азиза, скорее всего, будет зависеть от ценности той информации, которой он будет готов поделиться с союзниками. Совершенно исключать возможность его возвращения в каком-либо качестве в политическую жизнь страны преждевременно.