Главное
20:49, 14 мая 2003

КПРФ и "Яблоко" оказались вместе. В странном Однако этому почти никто не удивился

Серпастый фрукт

В московском метро сегодня появились два известных российских политика. Геннадий Зюганов и Григорий Явлинский, тесно прижавшись к друг другу, большим тиражом украсили стены и окна вагонов. Для полной ясности групповой портрет сопровождался лозунгом "Мы вместе!" Альтернативный вариант наклейки, на которой с фирменного фрукта партии "Яблоко" свисала этикетка с эмблемой КПРФ, незначительно уступал первому по численности.

Такое не совсем обычное объявление о союзе двух партий безусловно привело к появлению разных толкований. Первая версия - наклейки действительно выпущены теми, кто на них изображен. "Яблоко" известно своим пристрастием к малоформатной наглядной агитации, его молодежное отделение всегда было непрочь наклеить свои призывы на какую-нибудь ровную поверхность. Коммунисты тоже активно используют общественный транспорт для объявлений о месте и времени проведения очередного митинга.

Более искушенные наблюдатели усмотрели в наклейках руку черного пиара, для которого, безусловно, наступает звездный час - до выборов в Думу всего полгода. В этом случае автора вычислить труднее: политтехнологии многослойны, и отличить настоящую провокацию от ее рекламной имитации практически невозможно. В последнее время не помогают даже официальные опровержения: недавняя история с рекламным спамом нескольких политпартий показала, что их представители сами не всегда могут разобраться, настоящей была реклама или нет. Одним словом, хотите знать правду - киньте монетку и примите полученный результат за истину в конечной инстанции. Этот способ ничуть не лучше любого другого.

Впрочем нет, поберегите мелочь, она еще пригодится. Так ли важно, кто оплатил тираж наклеек, если в любом случае они констатируют реальный факт? КПРФ и "Яблоко" теперь действительно вместе, и чтобы в этом удостовериться, совершенно не обязательно ехать в Москву и спускаться под землю.

Кто к кому присоединился

Союз "Яблока" с коммунистами оформился в конце прошлого месяца: 26 апреля партия Явлинского объявила о своем недоверии к правительству и нежелании терпеть его действия и бездействие. В заявлении говорилось, что думская фракция "Яблока" приступает к подготовке вотума недоверия.

Причины были описаны достаточно подробно:

  1. Неспособность обеспечить безопасность страны и ее граждан, обуздать преступность
  2. Провал важнейших экономических реформ, без которых невозможно качественное увеличение темпов роста экономики
  3. Антисоциальная политика кабинета
  4. Защита интересов крупных монополий и олигархических структур
  5. Фактический отказ от военной реформы
  6. Принятие опасных авантюрных решений, мотивированных сиюминутными коммерческими интересами и представляющих угрозу для будущих поколений
  7. Неспособность провести административную реформу

Претензии более чем серьезные, причем относятся не столько к эффективности работы кабинета, сколько к выбранному курсу. Поскольку сам Явлинский неоднократно называл нынешнее правительство "техническим", упреки "Яблока" можно отнести непосредственно к Кремлю.

До сих пор все попытки отправить правительство в отставку предпринимались коммунистической фракцией Думы. Излюбленный прием КПРФ, ни разу не завершавшийся успехом, позволял лишний раз напомнить о себе, заявить несогласие с политикой правящего большинства и лишний раз встряхнуть свой электорат, напомнив ему, что борьба продолжается.

Покушение "Яблока" на свой доселе эксклюзивный метод Компартия восприняла не просто благожелательно, но с восторгом. "Нам приятно было услышать, что фракция партии "Яблоко" спустя год, после того как КПРФ во второй раз поставила вопрос об отставке правительства и подготовила обоснование этого требования, решило поддержать нашу инициативу", - прокомментировал демарш "Яблока" Геннадий Зюганов.

Причем коммунистический лидер в данном случае не выдал желаемое за действительное, а точно описал ситуацию. "Яблоко" по своим собственным самым оптимистическим оценкам способно собрать около 30 голосов в поддержку вотума недоверия - втрое меньше, чем нужно для постановки вопроса, и в семь с половиной раз меньше, чем нужно для принятия решения Госдумой.

Коммунисты же утверждают, что располагают 125 подписями депутатов, готовых попытаться сменить кабинет. Присоединение яблочников к этому списку само по себе не изменит ситуацию, однако Зюганов и Явлинский рассчитывают на депутатов от округов и на отдельных недовольных в рядах центристских фракций. "Многие фракции в Госдуме недовольны работой правительства, даже "Единство" и ОВР тоже выражают резкое недовольство", - заявил Григорий Явлинский, оценивая шансы вотума.

Главное - сломать

Претензии, имеющиеся у КПРФ и "Яблока" к нынешнему правительству, несколько различаются. Все-таки программы у этих двух партий разные. Однако нельзя не обратить внимание на два пункта из яблочного перечня, а именно на "Антисоциальную политику кабинета" и "Защита интересов крупных монополий и олигархических структур". Под этими пунктами подпишется любой левый, даже если двумя строчками выше будет идти речь о саботаже реформ - антинародных с точки зрения коммунистов.

Довольно быстро выяснилось, что содержание претензий для Явлинского значит существенно меньше, чем успех замысла. Лидер "Яблока" предлагает не перегружать преамбулу постановления политикой, а "просто вынести недоверие
правительству без детализации причин". Для партии, которая крайне неохотно жертвовала принципами даже ради объединения с коллегами-демократами, жертва поистине грандиозная.

В финале яблочного меморандума выражена естественная готовность "взять на себя ответственность за решение неотложных проблем России, предотвращение дальнейшей демодернизации страны". "Мы готовы принять активное участие как в разработке программы нового Правительства, так и в ее практической реализации", - заявляет "Яблоко". По некоторым данным, у партии уже готов список "теневого правительства".

Теневое правительство есть и у коммунистов, причем давно - еще со времен первой попытки отставить кабинет. И если рассматривать совершенно гипотетическую ситуацию успеха вотума, стоит еще раз посмотреть на количество депутатских мандатов у предполагаемых победителей: КПРФ - 83, "Яблоко" - 17. Вывод очевиден: яблочного правительства в России не появится ни при каких обстоятельствах. Но и это не смутило инициаторов.

Не очень-то и хотелось

Однако всерьез рассчитывать на отставку правительства никто и не собирается. Даже в том, крайне маловероятном случае, если предложение наберет 226 голосов (хотя надежды на поддержку недовольных в рядах "Единства" и ОВР выглядят достаточно наивно), отставки все равно не произойдет. Президент вправе в течение трех месяцев размышлять над альтернативой: сменить правительство или распустить Думу. И тот факт, что за полгода до выборов Думу распустить нельзя по закону, не сокращает срок этих размышлений ни на день, а всего лишь делает их беспредметными. По истечении срока президент может отказать Думе, которой придется повторить голосование. Шансы на успех, мизерные уже сегодня, осенью, по понятным причинам, станут еще меньше. Правительство Касьянова благополучно доживет до выборов. Если только центристы не украдут у КПРФ и "Яблоко" идею вотума и не используют в своих целях.

Таким образом, антиправительственное выступление "Яблока" приходится рассматривать с единственной оставшейся точки зрения - как предвыборный ход. В этом контексте особый смысл приобретают "социальный" и "антиимпериалистический" пункты в списке претензий "Яблока" к правительству. И получается, что "Яблоко" претендует не только на парламентские приемчики коммунистов, но и на часть их электората.

Две предыдущие думские кампании доказали простую истину: за одинаковые голоса лучше бороться вместе, отложив дележку на потом. Также не является новостью способность российских партий вступать в тактические блоки, не обращая особого внимания на политические платформы своих союзников. Поэтому, если завтра наклейки из метро превратятся в официальные решения, это будет не очень удивительно, но вполне закономерно. И очень возможно, что подобный ход событий принесет "Яблоку" реальную выгоду, исчисляемую депутатскими местами в третьей Думе.

Краснеть можно, главное не падать. Это же политика.