21 мая Госдума рассматривает предложенный президентом Путиным проект постановления об объявлении амнистии в связи с принятием новой Конституции Чечни.
Он предусматривает освобождение от уголовной ответственности боевиков, которые воевали с федеральными силами в республике последние десять лет. Раскаявшимся предлагается отказаться от участия в незаконных вооруженных формированиях, прекратить вооруженное сопротивление или добровольно сдать оружие и военную технику до 00:00 1 августа. Амнистия не распространяется на убийц, похитителей людей, разбойников и насильников, а также на воюющих в Чечне иностранцев. Госдума обсуждает документ сразу в трех чтениях.
Предложение объявить амнистию выглядит логично, если рассматривать его с точки зрения заявлений Кремля о новом этапе политического урегулирования в Чечне. Приняли Конституцию, объявим амнистию, затем нужно подписывать договор о разграничении полномочий между центром и республикой, восстанавливать экономику, готовиться к выборам президента... Жизнь в Чечне, дескать, налаживается.
Если же посмотреть на реально происходящие в республике события, решение об амнистии представляется по меньшей мере странным. В последнее время чеченские сепаратисты заметно активизировались. Каждый день приходят сообщения о подрывах солдат и техники федеральных сил, нападениях на воинские колонны и чеченскую милицию. Только на прошлой неделе в Чечне совершено сразу два масштабных теракта, в результате которых погибли более 70 человек. Но и федеральные, и республиканские власти этого, как будто, не замечают, продолжая говорить о политическом урегулировании.
Что же касается возможных результатов амнистии, то и тут больших прорывов не ожидается. По мнению прокурора Чечни Владимира Кравченко, до 1 августа могут сложить оружие всего около 400 боевиков - примерно столько же, сколько и после объявления широкомасштабной амнистии в 2000 году. В правительстве республики настроены более оптимистично: чеченский вице-премьер Мовсур Хамидов считает, что амнистия может вернуть к мирной жизни около 1500 боевиков. По зрелом размышлении, оценки прокурора представляются более обоснованными.
Надо сказать, что и сами депутаты скептически настроены по отношению к объявлению амнистии. То есть, президентский вариант постановления можно считать принятым - о намерении поддержать его уже заявила большая часть парламентских фракций и групп. Свою позицию депутаты обосновывают необходимостью "начинать нормально строить правовое государство" в Чечне.
Общей настрой депутатов лучше всего выразил председатель Госдумы Геннадий Селезнев. "Конечно, я не думаю, что боевики повально побегут сдавать оружие, но вместе с тем им представляется возможность, может быть, в последний раз, тем, кто не запятнал себя кровью, не участвовал в убийствах, насилиях, кражах людей, перейти в мирную жизнь", - сказал он перед началом пленарного заседания палаты в среду. Объявление амнистии в Чечне - это "еще одна попытка гуманитарного акта, попытка примирения и перехода на мирную жизнь", подчеркнул Селезнев.