Оптимального мирового порядка, как известно, не бывает. Не существует и такого понятия, как идеальное право. Ставшее притчей во языцах международное право является, на самом деле, не более чем фиксацией определенных политических реальностей. В этом смысле существовавшая до последнего времени система отношений между отдельными государствами являлась отражением расстановки сил после Второй мировой войны, а точнее, после Ялтинской конференции 1945 года. И эти правовые нормы нарушались всегда и всеми, кто обладал для этого достаточным количеством боеголовок. В эпоху противостояния двух гигантских силовых центров, которая получила поэтическое название - "холодная война", обе стороны апеллировали к единственно адекватному в этой ситуации судье - ООН. Ныне, когда о прошлом величии советского блока напоминают лишь осколки в виде Острова свободы и "нации чучхе", ялтинская правовая система стал очевидно тесна единственной сверхдержаве мира - США, а, следовательно, и расстановка военных сил в мире претерпевает радикальные изменения.
"Кто контролирует евразийский пояс прибрежных территорий, тот господствует над Евразией; кто господствует над Евразией, тот контролирует судьбы мира". (Збигнев Бжезинский)
После речи Черчилля в Фултоне, давшей сигнал к началу холодной войны, страны, попавшие в американо-британскую сферу влияния, оказались по одну сторону железного занавеса. Дополнительными сплачивающими западноевропейские страны факторами являлись общие для них проекты по восстановлению национальных экономик, а также общие оборонные инициативы. При этом США приложили значительные усилия для того, чтобы из всех альтернатив, в конце концов, были выбраны план Маршалла вкупе с сопутствующими программами в экономической сфере и НАТО - в оборонной.
Если по отношению к Японии оборонная политика Вашингтона всегда являлась безоговорочно покровительственной, то взаимоотношения с Западной Европой преподносились США как равноправно союзнические. Поэтому размещение военных контингентов (самый крупный из них всегда находился в Германии) проходило с "обоюдного" согласия и к взаимному удовлетворению сторон. За годы противостояния с социалистическим блоком количество американских войск в Европе постоянно менялось, в последнее десятилетие последовательно сокращаясь, однако значительное военное присутствие американцев на континенте по-прежнему оставалось объективной реальностью.
В начале 90-х большинство европейских стран свернули свои перспективные военные программы, что, с одной стороны, позволило им сократить расходы на оборону, но с другой - увеличило их зависимость от Соединенных Штатов в вопросах безопасности. Вашингтон в этот же период, напротив, увеличил свои военные расходы, отчасти для того, чтобы заполнить образовавшийся вакуум, отчасти, чтобы еще более закрепить за собой статус единственного лидера. С созданием ЕС и включением в его структуру стран, некогда принадлежавших к блоку Варшавского договора, США демонстрируют готовность переложить часть своего бремени по обеспечению безопасности на европейских союзников, не отменяя, впрочем, сложившейся субординации.
Что касается Японии, то Страна Восходящего Солнца после капитуляции в 1945 году находилась под постоянным протекторатом США и их военной машины. Почти половина всех частей американской армии в Азии базировалась в Японии, из них 70 процентов - на острове Окинава. Статус-кво сохранялся на протяжении 50 лет. Существенное увеличение американских контингентов происходило лишь в годы Корейской и Вьетнамской войн. В Самой Корее постоянно дислоцирована 30-тысячная группировка, которая в любой момент может получить подкрепление как с крупнейшей тихоокеанской базы на острове Гуам, так, собственно, из Японии.
Король умер! Да здравствует король!
Военные акции США в Югославии, Афганистане и Ираке, очевидно, прошли уже вне рамок международной правовой системы, родившейся на Ялтинской конференции 1945 года и подтвержденной потсдамскими соглашениями. Американские войска в течение одного года оказались там, где их пребывание еще несколько лет назад казалось совершенно нереальным: Средняя Азия, Ирак, Афганистан. Под эгидой борьбы с терроризмом дополнительные силы переброшены на Ближний Восток и Филиппины.
Перечисление международных законов, как открыто, так и косвенно нарушаемых США и их союзниками, отнимает значительно больше времени, чем переброска войск. ООН по-прежнему является мировым ристалищем, где скрещивают копья "непримиримые друзья" и явные противники, но большинству спорщиков остается принять действия Вашингтона как данность. Послевоенная система если и не умерла окончательно, то уподобилась первым правилам дорожного движения, принятым в Нью-Йорке в 1900 году, которые ограничивали скорость движения 16-ю километрами в час.
Однако постоянное "расползание" американской армии не под силу даже колоссальному бюджету Пентагона. В совокупности с общим пересмотром стратегии и тактики действий армии США и возникновением удивительно универсальной угрозы в лице "мирового терроризма", это не могло не заставить военных заняться глобальной перестановкой своих сил.
Первоочередной задачей, в этой связи, становится сокращение группировок в Германии, Южной Корее и Японии. Планы по передислокации входящих в них войск возникли не сейчас, однако только в настоящий момент они стали действительно актуальны. В анонимных беседах с журналистами представители союзных Пентагону военных ведомств подтверждают наличие интенсивных дебатов на эту тему в недрах американской администрации.
Эту информацию, пусть косвенно, но подтверждают и ее высокопоставленные чиновники. "Мы намерены заново оценить наше военное присутствие в мире, поскольку сейчас Америка сталкивается с целым рядом новых угроз, отличающихся от тех, с которыми нам приходилось бороться в прошлом", - заявил заместитель министра обороны США Пол Вулфовиц.
Однако куда же будут переброшены десятки тысяч "освободившихся" от наследия холодной войны американских военных? Что касается Европы, то на роль радушных хозяев претендуют три страны: Польша, Румыния и Болгария, - которые ранее объявили о своей полной поддержке действий США в Ираке. Некоторые официальные лица в Вашингтоне отрицают связь этих событий, однако другие считают подобные "рокировки" сигналом для остальных американских союзников. Все упомянутые выше страны с энтузиазмом воспринимают данную перспективу.
Что касается Азии, то ситуация здесь несколько иная. Особого воодушевления в связи с пентагоновскими планами передислокации не наблюдается. Вероятнее всего, самая значительная группировка американских войск будет базироваться в Северной Австралии, однако, по утверждению источников в Министерстве обороны США, аналогичные переговоры ведутся и с правительствами Малайзии и Индонезии. Называют и еще одного возможного участника этого процесса - Вьетнам. Здесь Пентагону может достаться покинутая российскими военными база Камрань.
В самой Австралии, как, например, и в Индонезии, нет единого мнения по поводу предстоящих изменений. "Я не думаю, что это правильное решение для нас, что это именно то, к чему мы должны стремиться", - прокомментировал ситуацию бывший министр обороны Австралии Ким Бизли. По его мнению, появление на территории страны значительного контингента американских войск осложнит отношения государства с ближайшими соседями.
С большой неприязнью к американским стратегическим планам относятся и в Москве. Российское руководство неоднократно заявляло о недопустимости американского военного присутствия в странах Восточной Европы. Но здесь в очередной раз стоит вспомнить правила дорожного движения 1900 года выпуска и ту легкость, с которой американцы обосновались в бывших азиатских республиках Советского Союза.
Еще один заинтересованный участник этого процесса - Китай - пока хранит демонстративное спокойствие. Однако все эксперты сходятся во мнении, что Пекину, демонстрирующему впечатляющие результаты как в экономическом, так и, собственно, в военном строительстве в конце концов придется высказать свое отношение к азиатским марш-броскам американской армии.