Главное
13:56, 10 августа 2003

МВД России скоро упразднят Ведомство Бориса Грызлова переловит к выборам всех преступников в стране

Странное совпадение

В течение последних полутора месяцев российскому преступному миру приходится нелегко. Правоохранительные органы, среди них прежде всего Министерство внутренних дел, до той поры боровшиеся с преступлениями в обычном, рутинном режиме, неожиданно активизировались и принялись искоренять заразу, где бы та ни притаилась. За отчетный период раскрыты два громких заказных убийства, уничтожена целая криминальная сеть во главе с полковниками и генералами - и где? как раз в недрах самого МВД! - и это только самые громкие дела из тех, что в последние несколько недель занимают первые места в новостных выпусках на всех телеканалах страны. А есть еще мелкие, не связанные с так называемыми "общественно значимыми" преступлениями. И каждый раз об успехах в борьбе с преступным миром, будь то поимка генерала МЧС, бравшего многомиллионные взятки, или наркокурьера из Таджикистана, незаконно упрятавшего в желудке два пакетика героина, с экранов телевизоров изумленным россиянам сообщает не кто-нибудь, а сам глава МВД - серьезный, всегда подтянутый и суровый Борис Вячеславович Грызлов, кандидат политических наук.

Не верить министру, проникновенно глядящему в камеру и ровным, но жестким голосом перечисляющему имена, должности и преступления тех, кому не посчастливилось попасть под этот пристальный взгляд, нельзя. К тому же преступлений в России совершается так много и коррупция так глубока, что сомневаться в потоке разоблачений, обрушившихся на телезрителей в последнее время, не приходится. Правда, невольно хочется спросить: не приурочено ли все это к какой-нибудь определенной дате? Например, к 7-му декабря, когда российским избирателям надо будет определиться, какая партия займет большинство мест в парламенте на ближайшие четыре года? Ведь ныне действующий министр МВД - один из лидеров политической партии "Единая Россия", которая гордо называет себя пропрезидентской и активно теснит КПРФ, которая до того безраздельно пользовалась поддержкой большинства избирателей.

Однако ответ на эти и подобные им подозрения еще 2-го июля дал официальный представитель Министерства юстиции, куда из Госдумы поступила жалоба от ряда депутатов, обративших внимание как раз на это странное совмещение постов в органах исполнительной и законодательной власти в лице Грызлова. "Грызлов не нарушает закона, поскольку формально не является членом партии, а возглавляемый им высший совет "Единой России" не относится к руководящим исполнительным органам партии", - такое определение вынес орган, призванный следить за чистотой политической борьбы в стране. То, что в глазах россиян Грызлов стойко ассоциируется с "Единой Россией", и то, что в последнее время он не сходит с экранов, рапортуя о своих успехах (пусть и на несколько другом поприще), - вещи, с точки зрения Минюста, никак друг с другом не связанные.

Громкие дела

Итак, каковы же успехи Грызлова? Прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что правоохранительные органы научились раскрывать самые, пожалуй, сложные преступления, вокруг которых за последние годы сложилась масса всяких легенд и слухов, - заказные убийства.

Первым в качестве показательного было выбрано дело Юшенкова - самое громкое за последнее время. Напомним, что депутат Госдумы и один из лидеров "Либеральной России" (той ее части, что откололась от соратников Бориса Березовского) был застрелен у подъезда собственного дома 17 апреля 2003 года прямо среди бела дня, на глазах у нескольких свидетелей. Задержать преступников по горячим следам не удалось, но руководство МВД сразу взяло следствие под свой контроль и весьма оптимистично высказывалось о его перспективах.

Формально следствие взяла в свои руки Генпрокуратура, но именно Борис Грызлов регулярно появлялся перед телезрителями, докладывая об успехах сыщиков. Из обычно закрытых следственных кабинетов посыпались едва ли не ежедневные, в режиме биржевых сводок, отчеты: "Каждый день, - говорил министр еще в мае, - появляются новые детали, проводится их анализ, следственные органы получают все новые и новые показания".

Наконец 25 июня - а именно на это время, заметим попутно, падает начало всплеска нынешней активности Бориса Грызлова - стало известно, что по делу Юшенкова произведены первые аресты. Как всегда, на экране появился сам министр и передал свежую информацию: фамилии задержанных (Кулачинский и Киселев), их роль в преступлении (непосредственные исполнители убийства), обстоятельства задержания и так далее. И при этом никаких ссылок на то, что подобные сведения, разглашенные в прямом эфире, могут как-то повредить тайне следствия. Никаких тайн у Грызлова от избирателей не осталось.

Дальше - больше, и уже через два дня милиционеры вышли на предполагаемых заказчиков преступления. Ими оказались сопредседатель партии "Либеральная Россия" из числа сторонников Березовского Михаил Коданев и его помощник Александр Винник. И опять об их поимке в прямом эфире докладывал министр. И опять такие мелочи, как презумпция невиновности, тайна следствия и так далее, отступали перед необходимостью немедленно, что называется "с колес", информировать общественность.

Лишь 2-го июля Коданеву и Виннику официально были предъявлены обвинения в убийстве Юшенкова. А 9-го Грызлов доложил, что по этому же делу задержаны еще два человека (Пальков и Дрозд). Вскоре обвинения были предъявлены как им, так и ранее задержанным Кулачинскому и Киселеву. 28 июля представитель прокуратуры Наталия Вишнякова (сам Борис Грызлов на этот раз почему-то скромно отошел в тень) заявила о том, что убийство депутата Юшенкова полностью раскрыто, дело передается в суд. На все про все прокурорам и милиционерам понадобилось чуть более трех месяцев. Отрадная оперативность.

Затем пришла очередь второго громкого убийства, произошедшего в Москве за полгода до гибели Юшенкова. Губернатор Магаданской области Валентин Цветков был застрелен на Новом Арбате 18 октября 2002 года - киллер выстрелил в свою жертву из пистолета Макарова прямо у входа в здание, где расположено представительство Магаданской обладминистрации.

Первые полгода следствие шло своим чередом, и к его публичному озвучиванию Борис Грызлов присоединился лишь в апреле, когда как обычно с экранов общероссийских каналов стал утверждать, что убийство Цветкова вскоре будет раскрыто. И как в воду глядел - как раз 16 июня (опять совпадение, нынешний июнь - страшный месяц для преступников!) было объявлено, что некий Артур Анисимов, уроженец Еревана, арестован как предполагаемый исполнитель этого преступления.

Через две недели (как раз в то же время, на которое пришелся пик раскрываемости в деле Юшенкова) МВД опубликовало список сразу из семи фамилий (Евгений Ковалев, Константин Коршунов, Масис Ахунц, Сергей Гордиенко, Юрий Рашкин, Мартин Бабакехян и Александр Захаров), носители которых были объявлены в федеральный и международный розыск за убийство магаданского губернатора. Оказалось даже, что у следствия есть точная информация о том, какие функции в деле организации и осуществления убийства выполнял каждый из этой семерки.

Наконец все того же 28-го июля та же Наталия Вишнякова доложила журналистам, что по делу арестован еще один человек - Сергей Филипенко, еще один, помимо Анисимова, непосредственный исполнитель убийства Цветкова. "Данное преступление можно считать раскрытым", - резюмировала прокурор.

Бей своих, чтобы чужие боялись

Но раскрытые заказные убийства - это еще не все, чем может похвалиться перед избирателями Борис Грызлов. Помимо неуловимых киллеров в сознании обывателя прочно поселился другой устрашающий образ - "оборотня" в погонах, чиновника силового ведомства, вступившего в сговор с преступниками, которых он, по идее, должен ловить. За них-то, за "оборотней", и взялся министр аккурат в конце июня.

Вообще-то, если быть точным, о своих усилиях по очистке рядов МВД от недостойных сотрудников Грызлов сообщал и раньше - еще в конце апреля на встрече со студентами Хабаровского края он говорил, что 135 генералов МВД написали в его кабинете заявления об отставке "в связи со своим поведением, не соответствующим понятию статуса работника милиции". И все же по-настоящему гром над головами преступников грянул уже летом.

20-го июня Борис Грызлов, пролетая по своим делам через Ростов-на-Дону, выступил перед журналистами с неожиданным заявлением о том, что вал организованной преступности фактически захватил Россию и уже угрожает самой российской государственности. В этой реплике, к которой можно относиться по-разному, самым любопытным было то, что прозвучала она из уст человека, которому с марта 2001 года по должности положено было с этой организованной преступностью бороться. Однако Грызлов не дал журналистам времени предположить, будто он на их глазах расписывается в собственной беспомощности, а сразу перешел в наступление. "МВД объявляет бой организованной преступности, - сказал он. - И здесь ни чины, ни звания не имеют никакого значения, неприкасаемых у нас нет".

И действительно 23-го июня началось. Как обычно, с публичного выступления министра, который в своей обычной непроницаемой манере, будничным голосом, должил с экранов центральных телеканалов, что в Москве задержана банда сотрудников столичного ГУВД, занимавших высокие и ответственные посты и, по сути дела, составивших организованную преступную группировку, которая занималась вымогательствами, отмыванием денег, торговлей оружием и чуть ли не организацией заказных убийств (тут же появились заявления, что Сергей Юшенков был убит из пистолета, попавшего к преступникам именно из рук "оборотней"). Чуть позже, правда, выяснилось, что Грызлов чуть-чуть поспешил с заявлением: не все предполагаемые члены банды милиционеров на тот момент еще были пойманы - двое успели запереться в квартире, которую спецназ брал штурмом в лучших традициях отечественных боевиков, а кое-кто так даже попытался скрыться из города. И все же главная цель министра была достигнута - это выступление произвело эффект разорвавшейся бомбы.

Вскоре стали известны потрясающие подробности. В числе задержанных оказались генерал МЧС Владимир Ганеев, полковники милиции Евгений Тараторин, Юрий Самолкин и Владимир Лысаков, а также подполковники милиции Игорь Островский, Николай Демин и Валерий Демин. У задержанных были проведены обыски, и оказалось, что скромные милиционеры с зарплатой в пять-шесть тысяч рублей успели выстроить себе на лучших участках подмосковной земли дачи, сравнимые по уровню роскоши с дворцами Саддама Хусейна. Что в общей сложности у членов банды изъято около пяти миллионов долларов. Что группа была "глубоко законспирирована и действовала продолжительное время". Что "оборотни" фабриковали обвинения против невинных людей и, если те отказывались платить за отмену липового дела, передавали материалы в прокуратуру и в суд и что таким образом успели посадить десятки ни в чем не повинных граждан. И так далее и тому подобное.

Попутно в тот же день было объявлено - хотя в тот момент на это мало кто обратил внимание - что подобная чистка начинается в рядах сотрудников ГИБДД. Операция называлась "Порядок на дорогах" и представляла собой серию провокаций в отношении постовых гаишников со стороны специально подготовленных переодетых инспекторов. Сведения о начале широкомасштабных проверок в ГИБДД опять-таки публично подтвердил сам Грызлов. И большинство милицейских начальников на местах поняли: это кампания, в которой лучше бежать впереди паровоза, чтобы случайно под него не попасть. И правоохранительные органы страны - как центральные, так и местные - захлестнула волна разоблачений. Дело дошло до того, что под горячую руку "оборотней" стали разоблачать даже в тех структурах, которые непосредственного отношения к милиции не имели, - например, в пограничной службе паспортного и таможенного контроля аэропорта "Шереметьево".

"Следует помнить, что нет хуже врага, чем предатель в своих рядах. Оборотни в погонах наносят урон не только авторитету сотрудника органов внутренних дел, но и авторитету власти", - эти слова Бориса Грызлова, по-видимому, надолго стали руководством к действию для российских чиновников.

Головокружение от успехов

Поток все новых разоблачений и сообщений о все новых успешных действиях российской милиции не ослабевает. Так, 30 июля Борис Грызлов доложил телезрителям, что, очищая собственные ряды, сотрудники МВД не забывают и о прямых своих обязанностях - например, борются с наркоторговлей. В Подмосковье, сказал министр, задержан КамАз, в бензобаке которого оказалась спрятана партия чистого героина весом в 220 килограммов. "Примерно 500 тысяч человек спасены от попадания в зависимость от наркотиков", - металлическим голосом резюмировал министр.

Иными словам, складывается впечатление, что к декабрю в России не останется вообще никаких преступников, так активно их в последнее время ловят и сажают. Хочется даже спросить - не грозит ли в ближайшее время Министерству внутренних дел самороспуск за дальнейшей ненадобностью?

Увы, это праздный вопрос. Не все, к сожалению, идет по плану, разработанному не то в недрах МВД, не то в политсовете "Единой России". Как ни стремится Борис Грызлов убедить избирателей в эффективности своих подчиненных, отдельные несознательные преступники то и дело портят ему показатели. То террористки-смертницы убьют пятнадцать человек на рок-фестивале в Тушино, то другая террористка устроит взрыв прямо на Тверской улице, то какой-то неуловимый маньяк или кто-то, на него похожий, возьмется душить женщину за женщиной в отдельно взятом округе столицы. Все это, несомненно, доказывает, что министру МВД и его подчиненным есть еще над чем работать.

Но с другой стороны, до выборов в Думу осталось еще почти полгода. За это время многое можно успеть. Например, раскрыть все нераскрытые громкие преступления последних лет - убийство, там, Галины Старовойтовой или Владислава Листьева. Или выяснить, наконец, судьбу Янтарной комнаты, а заодно и библиотеки Ивана Грозного. Даже с маньяком-душителем можно как-то договориться: пообещать ему, например, через те же СМИ место в предвыборном списке, лишь бы угомонился на время.

Одно смущает: совсем недавно руководство контртеррористической операцией на Северном Кавказе от ФСБ перешло к МВД. 29 июля начальником Регионального оперативного штаба стал заместитель Грызлова Юрий Мальцев, а с 1 сентября официальным руководителем всех федеральных действий в Чечне станет сам министр. Вот тут налаженный механизм предвыборного пиара может дать сбой - договориться по-хорошему с радикальными чеченскими боевиками российским министрам до сих пор не удавалось...