Главное
18:10, 12 августа 2003

Смерть Надиршаха Известие о гибели видного дагестанского политика, застреленного в Махачкале, дало повод для появления самых различных версий о том, кому это было выгодно

Убийство в Махачкале лидера дагестанских лакцев, бывшего депутата Государственной Думы Надиршаха Хачилаева подняло на ноги едва ли не всю республику. Главный вопрос, которым на следующее утро после происшествия задаются и следователи, и родственники Надиршаха, и политики, и журналисты, - кто это сделал? Пока милиция работает со свидетелями и вещественными доказательствами, а многочисленные родственники погибшего собираются возле его дома и обсуждают, с кого спросить за убийство, политики и журналисты пытаются понять, кому оно могло быть выгодно.

Хроника происшествия

Все произошло на глазах у свидетелей, поэтому непосредственные обстоятельства убийства Хачилаева тайны из себя не представляют. По словам одного из телохранителей бывшего депутата, Ахмета, Надиршах позвонил к себе домой на улицу Титова около восьми часов вечера, чтобы предупредить, что приедет через десять минут вместе со знакомым и чтобы домашние накрывали на стол.

Услышав шум подъезжающей машины, Ахмет вышел из дома, чтобы открыть ворота. В этот момент, по его словам, из-за угла выскочили серебристые "Жигули", из заднего бокового окна которых торчал ствол автомата. Никто ничего не успел сделать. Бронебойные пули прошили Land Cruiser. Хачилаев получил множественные ранения, одна пуля попала в сердце. Тем не менее он еще сумел открыть дверцу и выйти из машины. Тут же его подхватили охранники, погрузили в другую машину и повезли в больницу. Однако по дороге бывший депутат скончался. Его знакомый был ранен в руку.

ВАЗ-21099, на котором приехали киллеры, скрылся с места происшествия. Поиски по горячим следам ничего не дали, но позже автомобиль был найден: он стоял возле дома номер 52 по улице Пархоменко, в нескольких километрах от места происшествия. Сообщается, что преступники, бросив машину, пытались ее поджечь, но до тла она не сгорела. В ней были найдены автомат Калашникова, пистолет-пулемет "Кедр", а также паспорт владельца машины.

Обращает на себя внимание время совершения убийства. Незадолго до того, как преступники открыли огонь по Хачилаеву, на другом конце Махачкалы был застрелен сотрудник управления по борьбе с бандитизмом и уголовным терроризмом МВД Дагестана Юсуп Абдулаев. В городе уже был введен план "Перехват", все крупное милицейское начальство выехало изучать обстоятельства смерти своего коллеги. Кстати, в МВД республики два этих преступления пока никак не связывают друг с другом.

Примечательно, кстати, и место убийства. Зачем надо было стрелять по Хачилаеву на глазах у охраны, если убийцы знали, в какой машине он ездит? Разве что им не были известны его маршруты, и они просто караулили неподалеку от дома, ожидая возвращения бывшего депутата. Но это означает, что за домом Хачилаева велась слежка - а ведь дом этот больше напоминает средневековую крепость с надежной охраной. Это значит, что на жизь Хачилаева покушались серьезные люди.

Версии

Уголовное дело по факту убийства Надиршаха Хачилаева должны были возбудить по статье 105 УК Российской Федерации ("убийство"), однако оно может быть переквалифицировано на статью о посягательстве на жизнь государственного и общественного деятеля. "О сколько-нибудь правдоподобных версиях можно будет говорить только после того, как мы опросим родственников и друзей Надиршаха", - заявил в интервью газете "Коммерсант" представитель оперативно-следственной группы.

Однако неофициальная версия у милиционеров уже есть - они считают, что с Хачилаевым могли свести счеты родственники двух милиционеров-даргинцев, погибших в 1998 году от рук хачилаевских боевиков во время попытки захвата здания Госсовета в Махачкале. Версия, в общем, правдоподобная, вот только непонятно, почему кровники Хачилаева собрались свести с ним счеты пять лет спустя после тех громких событий.

Гораздо более активно в республике сегодня обсуждаются другие версии - политические. Здесь пока выдвигаются два предположения. По словам представителей московского офиса народно-демократической партии Дагестана "Ватан", с которой Хачилаев был связан в последнее время, бывшего депутата Госдумы убрали российские спецслужбы, которым не нравилось его намерение вернуться в политику, чтобы активно отставивать интересы своего народа.

"Надир не занимался бизнесом, был аккуратен в выборе друзей и политических партнеров. В Дагестане его все уважали", - подчеркнули в офисе "Ватана". А глава партии, Мухамед Миначев, которого Хачилаев называл своим другом, выразился еще более определнно: "Спецслужбы или их ставленники в Дагестане. Больше некому. У него был огромный авторитет. Он всегда боролся у себя в республике с коррупцией и мздоимством, которые там процветают. И многим мешал. Очень жаль, убили еще одного порядочного человека".

Правда, следует напомнить, что от большой дагестанской политики Хачилаева оттолкнули еще весной этого года, не прибегая для этого к наемным убийцам. Во время выборов в народное собрание республики Хачилаев выдвинул свою кандидатуру по Лакскому избирательному округу номер 45, где ему противостоял Сажидбаттал Алиев, на которого делали ставку официальные власти Дагестана. Во время предвыборной кампании правоохранительные органы республики выпустили несколько сообщений криминального характера о Хачилаеве и его родственниках, и в результате Хачилаев в народное собрание не прошел.

Еще менее правдоподобной кажется версия, согласно которой Хачилаева убили из-за места не в республиканском, а в федеральном парламенте, - якобы этой осенью он собирался составить серьезную конкуренцию претендентам на один из трех причитающихся Дагестану депутатских мандатов Государственной Думы. Есть мнение, что об этом свидетельствуют недавние появления Хачилаева на публике. В частности, 15 июля он провел в Махачкале презентацию своей новой книги "Мой путь к правосудию". Еще через две недели, 30 июля, возглавляемые Хачилаевым дагестанское отделение Российского фонда мира и Комитет защиты мира собрали в Национальной библиотеке "круглый стол", главной темой которого стала борьба интеллигенции «против терроризма за мир и согласие».

В махачкалинской прессе, освещающей эти события, даже появились заголовки: «Надыр Хачилаев выходит из тени». Однако сам Хачилаев на этих же выступлениях подчеркивал, что от политики отошел. "Я пишу картины и издаю с Расулом Гамзатовым журнал "Белые журавли", - подчеркнул бывший депутат мирный характер своих нынешних занятий. Разумеется, такого человека, как Надиршах Хачилаев, трудно представить себе до старости рисующим картины и правящим журнальную верстку. Очевидно, какие-то планы по возвращению в политику у него были. Но вот можно ли это счесть достаточным поводом для убийства? За последние годы Кремль научился разбираться с неугодными людьми куда более мирными способами.

Остается предположить, что истинные мотивы убийства Хачиалева широкой публике неизвестны. В конце концов Надиршах - третий из четырех братьев Хачилаевых, умерших насильственной смертью. Двое предыдущих - Адам и Магомед, убитые, соответственно, в 1991-м и 2000-м годах, не были особенно видными политиками и погибли в полупонятных криминальных происшествиях. Не исключено, что и с Надиршахом свели счеты люди, далекие от политических интересов.

Уже сообщается, что в деле об убийстве бывшего депутата появился чеченский след - найденный в брошенной убийцами машине "Кедр" оказался в розыке по Чечне с 1996 года. Владелец автомобиля, которого уже допросили, рассказал, что машину он несколько дней назад продал троим чеченцам из Гудермеса, которые просто не успели переоформить его на себя. Их имена уже установлены. Какие счеты у Надиршаха Хачилаева были с чеченцами? Остается надеяться, следствие разберется.

Просто Надир

Старший сын в семье, выпускник Московоского литературного института имени Горького, автор нескольких художественных и публицистических произведений, Надиршах Хачилаев впервые стал объектом интереса со стороны СМИ в 1995 году, когда он был избран председателем Союза мусульман России (позже Генпрокуратура объявила эту организацию экстремистской). В январе того же года он участвовал в переговорах в селе Первомайское по освобождению заложников, захваченных Салманом Радуевым, а в 1996 году принимал участие в подготовке встречи Александра Лебедя с Асланом Масхадовым и подписания хасавюртовских соглашений.

В 1996 году он был избран депутатом Госдумы по Махачкалинскому одномандатному избирательному округу номер 11. В Думе Хачилаев входил в комитет по международным делам, затем - в комитет по делам национальностей. В 1997 году вступил во фракцию "Наш дом - Россия", но в апреле 1998 из нее вышел. Самый громкий эпизод в его политической карьере произошел в мае 1998 года, когда Хачилаев во главе своих вооруженных сторонников, среди которых находился и его брат Магомед, захватил здание Госсовета Дагестана и водрузил над ним зеленый флаг ислама. Однако попытка государственного переворота в республике не удалась, и Хачилаев с братом скрылись на территории Чечни. В сентябре 1998 года Надиршаха лишили депутатской неприкосновенности и объявили в федеральный розыск. В октябре 1999 года он был задержан в Чечне. В июне 2000 года Верховный суд Дагестан приговорил бывшего депутата к полутора годам лишения свободы, но Хачилаев тут же был освобожден из-под стражи по амнистии Госдумы в честь 55-летия Победы.

Впоследствии правоохранительные органы задерживали его еще раз - по подозрению в причастности к теракту 18 января 2002 года в Махачкале, в результате которого погибли семь военнослужащих внутренних войск. 22 января 2002 года прокуратура Дагестана даже обвинила Хачилаева в незаконном хранении оружия и взрывчатых веществ. Однако затем был пойман истинный виновник этого преступления - некто Сайгидбатал Узунов, который полностью признался в совершении преступления и принес братьям Хачилаевым публичные извинения. 11 марта 2002 года суд Советского района Махачкалы полностью оправдал Надиршаха и отпустил его на свободу.

Выступая перед собравшимися на презентацию его книги "Мой путь к правосудию", Хачилаев говорил так: "Я освободился от уличных «понятий», которые довлели надо мной. Могу сказать, что я освободился от необходимости быть политиком. Теперь я могу быть неполитиком". Тех, кто обращался к нему по-старому - Надиршах - Хачилаев неизменно поправлял: "Просто Надир". В основу книги, от которой многие ждали громких политических разоблачений, были положены три авторских дневника, которые Хачилаев вел во время пребывания в тюрьме "Лефортово" и пребывания в горах Чечни и Дагестана. В основном они оказались посвящены раздумьям о современной ситуации на Северном Кавказе

"Замысел книги, - пояснял тогда автор, - в том, что общество должно находиться в поиске другой, более совершенной политической системы. Политика тоже может быть чистой. Политической волей должны обладать нравственные люди".

В ближайшие месяцы автор планировал выпустить в свет вторую часть своего "пути к правосудию".