Главное
03:54, 19 августа 2003

Очень хороший авиасалон В этом году на МАКСе ожидается более 600 тысяч зрителей

Международный авиационно-космический салон МАКС-2003 пройдет с 19 по 24 августа на ставшем уже традиционным месте - аэродроме Летно-исследовательского института имени М. Громова в подмосковном Жуковском. Шестой МАКС, конечно, не крупнейший в мире авиасалон, как часто в последние дни о нем отзываются в российских СМИ: по количеству принимающих участие в выставке компаний и представленных на ней стран мира он уступает многим. Даже не самый удачный в этом году Ле Бурже был более чем вдвое крупнее предстоящего МАКСа.

И тем не менее, авиационная выставка в Жуковском - это одно из самых ярких и заметных событий в мире для всех, кто хоть как-то связан с авиацией. По данным организаторов, в этом году на МАКС-2003 съедутся представители 38 стран мира; более 600 компаний сформируют экспозицию салона, из них около 500 - российские и стран СНГ. На поле экспозиции будут выставлены более 200 летательных аппаратов.

Особенно любопытной обещает быть летная программа выставки: в дни, специально отведенные для работы специалистов и журналистов, - 19, 20, 21 августа - будут проводиться отдельные демонстрационные полеты авиационной техники, представленной ОКБ "Сухой", РСК "МИГ", АНТК имени Туполева, ОКБ имени Яковлева, фирмой "Антонов" из Украины, Европейским Космическим Агентством ЕАDS, американской корпорацией Боинг, и другими.

22, 23 и 24 августа, когда на авиасалон будет допущена публика, пройдет большое праздничное авиашоу, в котором впервые за всю 11-летнию историю выставки, помимо прославленных отечественных пилотажных групп "Русские Витязи", "Стрижи" и "Русь", примут участия сильнейшие европейские команды: французская "Патруль де Франс" и итальянская "Фрэчче Триколори" и боевые пилоты ВВС США, которые будут летать на истребителях F-15. Кроме того, зрителям покажут F-16, С-130 и символ американских ВВС - B-52.

В авиашоу также примут участие летчики-испытатели ЛИИ имени Громова и фирм Сухого и Ильюшина. Показательную программу выполнят вертолеты Камова и Миля, в том числе и "Черная акула".

США - единственная кроме России страна, представившая на МАКС-2003 свою военную авиацию, покажут крайне интересную, в первую очередь с исторической точки зрения, экспозицию.

Настоятельно рекомендуем посмотреть на бомбардировщик В-52 Stratofortress, долгожителя военной авиации. Год назад Америка и компания Boeing отпраздновали пятидесятилетнюю годовщину машины. А по заверениям производителя ресурс планера B-52 позволяет использовать бомбардировщик до 2030-2040 годов. Постоянными модификациями авионики и вооружения американские конструкторы поддерживают конкурентоспособность бомбардировщика на высочайшем уровне. Stratofortress заслуженно носит звание легенды дальней авиации. Первая машина, точнее, опытный образец B-52, поднялась в воздух 15 апреля 1952 года. С тех пор эта махина отметилась практически во всех вооруженных конфликтах с участием США - от Вьетнама до Ирака. Долгие годы B-52 стояли на боевом дежурстве в состоянии готовности к ядерному удару. Только в 1991 году Джордж Буш-старший снял с них эту задачу. Нынешний визит в Россию, как многие думают, не первый для Stratofortress. Еще весной 1992 года две машины B-52G прилетали к нам с дружественным визитом в честь празднования 50-летия дальней авиации России.

Еще одна легенда - военная модификация лайнера Boeing 707, названная КС-135 Stratotanker. Машина эта работает в паре с B-52 - в свое время Stratotanker, производство которого начато в 1956 году, создавался именно для увеличения радиуса действия стратегических бомбардировщиков. Во внутрифюзеляжных и крыльевых баках этой машины, точнее - модификации КС-135А может быть размещено до 86050 кг топлива, а максимальный запас для дозаправки составляет 43500 кг. На 6124 кг топлива больше принимает на борт модификация KC-135R, в которую, начиная с 1985 года, ВВС США переоборудуют большую часть из имеющихся в их распоряжении 630 КС-135. Сделано это в первую очередь для того, чтобы продлить срок их службы до 2020 года.

Третий долгожитель, прибывающий на МАКС-2003, - разработанный по международному проекту транспортный многоцелевой самолет С-130 Hercules. Первый контракт на его производство был подписан с фирмой "Локхид" еще в сентябре 1952 года. С тех пор свет увидел 41 вариант этой машины. С 1976 года производство C-130 поддерживается на уровне трех машин в месяц. Кроме военно-транспортных перевозок, самолет строился в вариантах, рассчитанных на выполнение задач специального назначения. ЕС-130Е АВССС стал воздушным командным пунктом управления боевыми действиями тактической авиации, а EC-130G используют для стратегической радиорелейной связи с подводными лодками. ЕС-13ОН создает помехи системам командования, управления и связи противника, YC-130H (He-130N) используется в поисково-спасательных операциях. КС-130Н (НС-130Р, KC-130R) - самолет-заправщик, а LC-130R - арктический вариант, оборудованный лыжами. Существует еще несколько модификаций. К примеру - выполненный для ВВС Великобритании С-130К. Его фюзеляж удлинен на 4,57 метров для большей вместимости.

Кроме древних великанов авиация США будет представлена целым рядом сравнительно новых моделей. В первую очередь это истребитель прорыва ПВО F-16CJ Wild Weasel - модификация F-16C Block 50. Wild Weasel используется для прорыва и подавления противовоздушной обороны противника, заменяя в этой роли устаревшие машины F-4G. Первые F-16CJ поставили в 78 эскадрилью "Bushmasters" 20-го авиационного крыла ВВС США в мае 1993 года. В боевых условиях машины проверили в небе Югославии.

Чуть постарше - всепогодный высокоманевренный тактический истребитель F-15E Eagle, относительно свежая модификация машины, выпускавшейся с 1974 года. Кроме США F-15 летают в ВВС Японии, Израиля и Саудовской Аравии. Как с гордостью сообщают производители, за все время своего существования модель одержала рекордное количество воздушных побед и не потерпела ни одного поражения. В 70-х годах F-15 был одним из самых маневренных истребителей в мире, превосходя по характеристикам наши МиГ-21 и МиГ-23. Как считается, появление этой машины дало дополнительный толчок советским конструкторам для производства машин МиГ-29 и Су-27. Посетителям МАКСА представится возможность увидеть истребитель в действии. На одной из его модификаций - F-15C с усиленной конструкцией планера и увеличенной емкостью баков - будет выступать пилотажная группа ВВС США.

Остальные иностранные самолеты, представленные на МАКС-2003, относятся по большей части к бизнес-авиации.

В первую очередь это презентованный в России еще в апреле 2000 года самолет бизнес-класса BBJ - модификация машины Boeing-737-700. Впервые это детище Boeing и General Electric было показано публике 2 июля 1996 года. Первый его полет состоялся 4 сентября 1998 года а к концу 2000 было заключено около 50 контрактов на его производство. От донора BBJ отличается переделанной пассажирской кабиной, дополнительными топливными баками, а также усиленными крыльями и шасси от более крупного Boeing 737-800. Кстати, производитель уже модифицировал машину, выпустив в 2001 году BBJ-2, отличающийся более длинным фюзеляжем и увеличенным в два раза объемом багажного отсека.

Америку также представят изделия Cessna Aircraft Company. Например - довольно популярный в мире любителей малой авиации однодвигательный поршневой самолет Cessna Model 182S Skyline, выпускаемый с 1997 года.

Также нам покажут лёгкий реактивный самолет для малого бизнеса Cessna 560XL Citation Excel, поставляемый заказчикам с 1998 года. Впрочем, новинкой он не станет - эта модель появлялась и на МАКС-2001.

Второй бизнес-джет от Cessna - Citation X стал донором для предыдущей модели, позаимствовавшей укороченную версию его фюзеляжа. Эта машина постарше. Первый ее полет состоялся 21 декабря 1993 года, а поставки начались августе 1996.
Citation X - самолет-рекордсмен в своем классе. В сентябре 1997 года на нем был установлен рекорд скорости на замкнутом маршруте протяженностью 5000 километров, составивший 876 км/ч. Через три года на машине того же типа рекорд был побит - 921км/ч.

Еще один представитель американского авиапрома - административный самолет Gulfstream V фирмы Gulfstream Aerospace. Это сверхдальний (более 10 тысяч километров) реактивный самолет повышенной комфортабельности. О начале его производства было объявлено на авиасалоне в Фарнборо в 1992 году. Первый полет состоялся в 1995, а продана первая машина была в 1997. В создании Gulfstream V принимали участие несколько компаний. Двигатели поставил BMW Rolls-Royce, крылья делали Northrop Grumman и Shin Maywa, за хвостовую часть отвечал Fokker.

Существуют и военные модификации этой машины - многоцелевой транспортный самолет С-37 а также выпускаемый совместно с Lockheed Martin самолет дальнего наблюдения и целеуказания ASTOR (Airborne Stand-Off Radar).

В связи с такой обширной и зрелищной программой организаторы выставки "пошли навстречу" публике и добавили в программу мероприятия еще один день общего посещения. По их собственному признанию, они решили учесть неприятный опыт предыдущего МАКСа, когда из-за того, что для публики было отведено слишком мало времени, большинство показательных полетов смогли увидеть только работавшие на выставке специалисты, которым уже в силу профессии фигуры высшего пилотажа и без того не в диковинку.

Билеты на МАКС-2003 в дни свободного посещения тоже нельзя назвать очень уж дорогими: 200 рублей для взрослых, детей пустят за 50. В этот раз желающие смогут даже покататься на воздушном шаре.

Добраться до подмосковного Жуковского и аэродрома ЛИИ имени Громова, где и будет происходить все интересное, станет даже проще, чем в обычные дни. Ожидая массового наплыва посетителей (МАКС-2001, к примеру, собрал 660 тысяч человек), администрация авиасалона совместно с московскими властями организовала на дни проведения выставки специальные автобусные маршруты: от станции метро "Выхино" и платформ пригородных поездов "Отдых" или "42 км" они будут идти прямо на выставку. Сохранив билет на этот автобус, на нем же можно будет и вернуться.

С не меньшим успехом можно будет воспользоваться и общественным транспортом. От станции метро "Кузьминки" идут автобусы 525, 478 до остановки площадь Громова в Жуковском, от станции метро "Выхино" автобус 424 или маршрутные такси Выхино-Жуковский или Выхино-Раменское до той же остановки.

По распоряжению правительств Москвы и Московской области, в дни проведения авиасалона будет существенно увеличена частота движения электропоездов в направлении Жуковского. Сам город будет разгружен от автомобильного транспорта, для чего в аэропорту "Быково" организована специальная стоянка для машин посетителей. Оставив автомобиль там, до самой выставки можно будет опять-таки добраться на предоставленном автобусе.

Безопасность и порядок в дни проведения мероприятия будут обеспечивать более пяти тысяч сотрудников милиции. Каждый входящий на территорию выставки, прйдет досмотр, равно как и автотранспорт. Организаторы авиасалона уверяют также, что проведение напряженного авиашоу прямо над головами многочисленной толпы зрителей не несет в себе даже потенциальной угрозы, так как аэродром Летно-исследовательского института является единственным в России, где в режиме реального времени можно отслеживать траекторию полета. Диспетчеры аэродрома в любой момент имеют возможность предупредить пилотов о внештатной ситуации.

Любимое детище российских президентов - авиационная выставка в Жуковском - впервые состоялась еще при Ельцине в 1992 и называлась "Мосаэрошоу-92". Тогда, во времена стихийной демократии, вопрос о необходимости проведения в России аэрокосмической выставки подняла группа энтузиастов. В 1997 году этот проект получил от президента России статус национальной программы. Теперь решение о проведении выставки принимается правительством страны. В ее организации и проведении принимают участия 18 министерств Росси, включая МВД и МИД. Неизменным атрибутом церемонии открытия авиасалона является присутствие первого лица государства. Зная характер нашего нынешнего президента, можно предположить, что он не ограничится ролью зрителя.

На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия