Главное
00:10, 21 августа 2003

Дубина священной войны Список боевых потерь союзников продолжает расти и после того, как Джордж Буш объявил о полном разгроме режима Саддама Хусейна

Война в Ираке, как известно, закончилась 1 мая 2003 года. По крайней мере, именно в этот день о победе над режимом Саддама Хусейна объявил президент США Джордж Буш. Однако список боевых потерь американской и британской армий (а с некоторых пор - и воинских контингентов других стран, прибывших в Ирак с миротворческой миссией) продолжает расти, причем, по мнению журналистов, гораздо более быстрыми темпами, чем сообщается в официальных сводках союзников. Кроме того, постоянным нападениям подвергаются не только собственно военные, но и сотрудники разного рода международных и гуманитарных миссий, которые вошли в Ирак вместе с войсками коалиции. Плохо приходится и тем иракцам, которые согласились на сотрудничество с новой властью. Наконец, целью непрекращающихся ударов становятся не только люди, но и разного рода объекты промышленного и гражданского хозяйства. Все это говорит о том, что в Ираке набирает силу широкое партизанское движение.

"КамАЗ" со взрывчаткой

Самой громкой вылазкой партизан-террористов за все время оккупации Ирака войсками союзников стал подрыв здания багдадской гостиницы, в которой размещалось представительство ООН. Это случилось во вторник, 19 августа, примерно в 16:40 по местному времени. В здании в этот момент шла пресс-конференция, на которой присутствовало множество журналистов. По свидетельству очевидцев, к гостинице подъехал "КамАЗ" оранжевого цвета, и сразу после этого произошел мощный взрыв такой силы, что в одном крыле здания рухнули перекрытия, а в радиусе полутора километров в домах оказались выбиты стекла.

Из сообщений западных журналистов в Багдаде до сих пор не ясно, где именно смертник - а в том, что за рулем сидел террорист, подорвавший себя, полиция уже не сомневается - осуществил свой замысел. По одним данным, он ухитрился подъехать прямо под окна офиса специального представителя ООН в Багдаде Сержио Виейра Де Меллу. По другим сообщениям, он не рискнул прорываться через пост охраны и устроил взрыв возле забора, окружающего гостиницу. Правда, по свидетельству очевидцев, гостиница хоть и охранялась, но все же представляла собой довольно уязвимую цель для "КамАЗа", превратившегося в бомбу на колесах, - смертник вполне мог проломить легкий забор и проникнуть на территорию миссии, минуя посты.

Так или иначе, в результате взрыва не менее двадцати человек погибли и около ста получили ранения, причем среди погибших оказался и сам Де Меллу. Причем, по сведениям телекомпании CNN, которая с первых минут вела прямой репортаж с места событий, Де Меллу сумел позвонить из-под развалин по мобильному телефону и сообщить спасателям о том, где он находится. Но вытащить живым его уже не удалось.
Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан очень эмоционально отреагировал на случившееся. Он заявил, что шокирован и испуган взрывом миссии ООН в Багдаде, однако поклялся, что его организация продолжит работу в Ираке. "Нет прощения этому акту неспровоцированного и губительного насилия против мужчин и женщин, прибывших в Ирак с одной лишь целью - помогать иракским людям восстанавливать независимость и суверенитет и отстроить заново страну как можно быстрее под руководством ими же выбранных лидеров", - сказал Аннан, которого известие о взрыве застало во время отдыха в Хельсинки. Он прервал отпуск и вернулся в Нью-Йорк, чтобы обсудить с главой Совета безопасности дополнительные меры безопасности, которые необходимо будет предпринять в связи с произошедшим терактом. В настоящее время обсуждается вопрос о переводе персонала миссии ООН в Иорданию. При этом Кофи Аннан напомнил, что нынешний случай стал первым целенаправленным нападением на персонал ООН в Ираке за все 12 лет работы этой организации в стране.

Кстати, бразильский дипломат Де Меллу принял свой пост в Багдаде примерно месяц назад по личной просьбе Кофи Аннана. При этом считалось, что именно он является наиболее вероятным преемником Аннана на посту генсека ООН.

Пока никто не взял на себя ответственность за этот теракт. Однако это уже не первый в Ираке случай подрыва зданий с помощью автомашин, начиненных взрывчаткой. 7 августа возле посольства Иордании в Багдаде взорвался микроавтобус с заложенной в нем бомбой, которую, видимо, привели в действие с помощью дистанционного управления. Жертвами этого взрыва стали 19 человек (в основном, прохожие и охранники, находившиеся на улице, в том числе пятеро иракских полицейских), еще около пятидесяти получили ранения.

Виновных тогда тоже найти не удалось, хотя свидетели сообщили, что сразу после взрыва у стен посольства появились некие молодые люди, которые скандировали антииорданские лозунги и публично разорвали портреты иорданского короля Абдуллы II и его отца короля Хусейна. Для расследования этого случая из США в Ирак специально прибыла целая группа сотрудников ФБР, но пока об их успехах ничего не сообщается. Американцам же остается огульно обвинять в этом и подобном ему случаях боевиков из группировки "Ансар аль-Ислам", о которой известно, что она обосновалась на севере Ирака еще до начала войны и что тогда она сотрудничала с "Аль-Каедой".

Неясно также, связаны ли каким-то образом между собой эти два взрыва - нынешний и двухнедельной давности - но эксперты уже сообщили, что взрыв у стен миссии ООН в Багдаде был осуществлен с применением вдвое большего количества взрывчатки по сравнению с тем, которое было использовано для теракта против иорданского посольства. Так, по оценке сотрудников ФБР, в "КамАЗе" лежало не менее 680 килограммов взрывчатого вещества плюс более трехсот килограммов разного рода боеприпасов еще советского производства - артиллерийские снаряды и мины от минометов. Следователи, кстати, опасаются, что часть этого смертоносного груза, не сдетонировавшего от взрыва, может быть перемешана с обломками здания, где еще идут спасательные работы. Кстати, среди того, что осталось от оранжевого "КамАЗа", эксперты обнаружили сильно изуродованные останки человеского тела - полагают, что это и был смертник.

Трубопроводная война

Однако пока что американской администрации в Ираке, возглавляемой сотрудником Госдепартамента США Полом Бремером, больше досаждают не шахиды на грузовиках в самом Багдаде, а неизвестные диверсанты, упорно добивающие то немногое, что осталось от нефтеперерабатывающего хозяйства Ирака после войны, или то, что удалось восстановить за прошедшие после ее окончания месяцы.

Бремер, перед которым лежит разрушенная войной и непрерывными грабежами страна, в одночасье оставшаяся без органов власти, без света, без воды, без промышленности и сельского хозяйства, системы здравоохранения и образования, делает ставку на нефть. Это полезное ископаемое объявлено национальным достоянием страны, считается, что значительная часть доходов от ее реализации должна поступать непосредственно каждому иракцу - во всяком случае, именно с такими планами Бремер приехал в Ирак. Его замысел прост: сделать каждого иракца собственником в надежде, что собственник не станет подкладывать динамит под трубопровод, из которого в его карман регулярно текут доходы.

Однако еще российский опыт в свое время показал: идеи приватизации плохо или, точнее, неравномерно приживаются в стране, граждане которой привыкли к государственному распределению. Пока одни иракцы стараются подобраться поближе к нефтяному крану, другие регулярно взрывают и поджигают нефтепроводы, целенаправленно срывая планы американского командования наладить поставки нефти из Ирака, с которого как раз совсем недавно были сняты санкции ООН, налагавшие строгие ограничения на объемы вывозимого из страны черного золота.

Если нефтяные запасы и инфраструктура на юге Ирака находятся в относительно безопасности, то главный трубопровод страны, соединяющий северные месторождения в районе Киркука с турецким портом Джейхан, постоянно находится под угрозой. Лишь на прошлой неделе его взрывали дважды, причем во второй раз на нем вспыхнул пожар, на ликвидацию последствий которого, по оценкам специалистов, потребуется не меньше месяца. Этот трубопровод способен пропускать до 1,1 миллионов баррелей в сутки, что составляет более половины довоенного экспорта иракской нефти. Однако сегодня весь Ирак поставляет всего лишь 400 тысяч баррелей - через южные порты в Китай, Японию, Великобританию, Францию, Канаду, США и Испанию. Для сравнения, в феврале этого года среднесуточный объем экспорта равнялся 1,74 миллионов баррелей. Американцам кровь из носу необходимо ликвидировать этот разрыв, так как в противном случае, понимают они, экономику Ирака не поднять.

Кстати, нефтепровод Киркук-Джейхан, заново налаженный после войны, в общей сложности взрывали уже семь раз. По сути в нормальном режиме после своего восстановления он проработал всего два дня. И как бороться с диверсантами, американцы пока не знают. Сейчас шестисотмильную трубу охраняют в общей сложности пять тысяч человек. После последних взрывов принято решение увеличить количество охранников еще на шесть с половиной тысяч человек, главным образом за счет южноафриканской компании по обеспечению безопасности "Эринис" и местных полицейских. А исполняющий обязанности замминистра внутренних дел Ирака Ахмед Ибрагим пообещал, что за устройство диверсий на нефтепроводах будут сажать в тюрьму на 25 лет.

Но диверсанты взрывают не только нефть. С тем же упорством они наносят удар за ударом по коммунальному хозяйству иракских городов, и без того пребывающему в жалком положении. Так, в ночь на воскресенье, 17 августа, жители одного из северных районов Багдада были разбужены мощным взрывом. Выглянув на улицу, они увидели, что из большой водопроводной трубы, проложенной на поверхности земли и питавшей несколько районов, хлещет вода. Вскоре близлежащие улицы оказались залиты по колено, а множество кварталов иракской столицы, напротив, остались с пустыми кранами.

Партизаны наступают

Еще одна головная боль Пола Бремера и военных - постоянные нападения на американских и британских солдат, осуществляемые по всем правилам партизанской войны: неожиданно, скрытно, из-за угла, в спину. Сначала вылазки эти предпринимались преимущественно по ночам, но вскоре американцев стали убивать и прямо среди белого дня.

Вот хроника только за последние трое суток. В понедельник, 18 августа, военнослужащий США погиб в результате взрыва, о характере которого официальные власти пока ничего не сообщают. Еще двое американских военнослужащих получили ранения, когда военная колонна, в составе которой они передвигались, попала под обстрел из минометов и автоматического оружия недалеко от Тикрита на севере страны. Нападение на американцев в Тикрите произошло и на следующий день, во вторник, причем на этот раз к позициям военных посреди дня подъехал автомобиль с символикой "скорой помощи", из которого по солдатам был открыт огонь. Сообщается, что на этот раз никто из американцев не пострадал, но поймать "врачей" они не сумели. В тот же день еще двое американских военнослужащих получили ранения в ходе нападения иракских партизан на армейскую колонну в районе города Балад (а во второй половине дня произошел взрыв миссии ООН в Багдаде). Наконец, в среду, 20 августа, неподалеку от того же Тикрита в засаду попала еще одна американская колонна. На этот раз погиб гражданский сотрудник одной из коммерческих компаний США, еще несколько солдат получили ранения.

В общей сложности после 1 мая от рук партизан погиб уже 61 американский военнослужащий, не считая гражданских лиц. Всего же, по данным британских журналистов, работающих в Ираке, общее число американцев, погибших по различным причинам в этой стране после окончания войны, составляет 112-115 человек. Некоторые называют даже цифру в 248 человек. Стоит напомнить, что в ходе боевых действий американская армия потеряла в нынешней войне 166 человек, что на 19 военнослужащих больше, чем во время операции "Буря в пустыне" в 1991 году.

Гибнут от рук партизан и британцы, расквартированные главным образом на юге страны, в районе города Басра, и представители воинских контингентов из других стран, которые американцы все настойчивее пытаются втянуть в иракскую операцию. Так, в воскресенье, 17 августа, неподалеку от Басры погиб датский солдат из состава военного патруля, который пытался остановить группу иракцев, срезавших медный электрический кабель (стоит напомнить, что в Басре сейчас чуть ли не каждый день проходят демонстрации из-за отсутствия света в городе). Диверсанты - или обычные воры - будучи застигнуты на месте преступления не растерялись и открыли по датчанам огонь. Те, потеряв товарища, тем не менее вступили в бой, двух иракцев убили, остальных все же взяли в плен.

В целом, по словам солдат и офицеров союзников, нападения на них происходят до десяти раз за день. Число раненых американцев и британцев, по некоторым оценкам, превышает тысячу человек. В результате подрыва на минах многие из них остались без руки или ноги. Раненых американцев дважды в неделю транспортными самолетами отправляют на родину. По данным телеканала CBS, персонал военных госпиталей США работает по 70-80 часов в неделю. Военный госпиталь в Вашингтоне переполнен настолько, что раненых кладут даже в онкологическое отделение. Еще интенсивнее вынужден работать медицинский центр ВМС. Туда раненных морских пехотинцев доставляют почти ежедневно.

Народная война

Сами американцы пытаются объяснить происходящее действиями отщепенцев, саддамовских лоялистов или зарубежных террористов, которые, по словам саудовских диссидентов, едва ли не тысячами прибывают на территорию Ирака из Саудовской Аравии. Некие неназванные представители спецслужб США даже заявляют, что, судя по всему, признанный лидер мирового терроризма Осама бин Ладен вкупе со своим подручным, беглым лидером талибов одноглазым муллой Омаром призвал фундаменталистов всего мира к джихаду - священной войне против неверных - на территории Ирака.

Однако американцы упорно не хотят замечать тот факт, что сопротивление против них растет не только в среде бывших федаинов или солдат Республиканской армии Саддама Хусейна, и даже не только среди суннитов, но и среди вроде бы враждебно настроенных по отношению к бывшему диктатору шиитских кругов. В Ираке уже сейчас действуют несколько организованных группировок, объявивших войну оккупантам - "Национальное исламское сопротивление", "Армия Магомета" и другие. Их члены и сочувствующее им население не желают возвращения бывшего диктатора, но и терпеть американцев на своей земле больше не хотят, тем более когда те, по забывчивости или по глупости, не желают считаться с особенностями местной культуры и восточного менталитета.

Так, 14 августа в багдадском районе Садр, населенном в основном шиитами, местные жители вышли на массовую демонстрацию протеста, когда заметили, что американцы, приблизившись на военном вертолете к телевизионной вышке, стоявшей в этом районе, пытаются сорвать с нее зеленое знамя ислама. Когда к месту происшествия подъехали джипы с солдатами, в них полетели сначала камни, а затем - заряд из гранатомета. В ответ американцы открыли огонь по толпе, убив одного и ранив еще четверых демонстрантов. На следующий день на телевышке, взамен сорванного, красовались сразу три мусульманских флага, а американцам пришлось извиняться за действия своих вертолетчиков.

Подобные случаи как нельзя лучше показывают, что спокойной жизни у союзных войск в Ираке не предвидится. И короткой службы тоже - командующий американской группировкой в Ираке генерал-лейтенант Рикардо Санчес уже пообещал своим подчиненным, что все они проведут в этой стране по году. Что практически это может означать для США и Великобритании, хорошо известно хотя по опыту пребывания российских войск в Чечне. Вот только силам коалиции придется иметь дело с Чечней размером с Францию.