Главное
17:50, 22 августа 2003

Несостоявшийся спаситель отечественного футбола За последние 11 лет сборная России по футболу в седьмой раз меняет главного тренера

Национальная сборная России по футболу вновь осталась без главного тренера. За последние одиннадцать лет - таков возраст нынешней команды, сменившей в 1992 году сборную СССР - это происходит в седьмой раз. Тягостно безнадежное состояние отечественного футбола отчасти сделалось уже чем-то привычным - наподобие таких же привычных примет нашего времени, как высокий курс доллара по отношению к рублю или регулярные отключения света на Дальнем Востоке. И все же уход из сборной Валерия Газзаева неприятен по-особенному: во-первых, он покинул свой пост в критический для футболистов момент, а во-вторых, год назад, когда после провала команды на Чемпионате мира он принял ее у Олега Романцева, на него действительно надеялись.

Уроки прошлого

В 1988 году на чемпионате Европы, проходившем в Германии, сборная СССР под руководством Валерия Лобановского сумела выйти в финал и завоевала серебро, уступив в решаюшей игре сборной Голландии. Все тогда, конечно, жалели, что не получилось золото, пеняли на это игрокам и тренеру, надеялись, что уж в следующий раз они не подведут. Никто тогда не предполагал, что это поражение сборной в финале чемпионата на долгие годы окажется ее лучшим достижением, можно сказать, абсолютно недостижимой вершиной.

Первый звонок прозвучал через два года, на чемпионате мира в 1990-м году в Италии. Мало чем отметившиеся на футбольном поле игроки нашей сборной запомнились серией скандалов, разразившихся между ними и футбольными чиновниками по поводу недостаточного денежного вознаграждения. Еще через два года, на чемпионате Европы, проходившем в 1992 году в Швеции, игра теперь уже сборной России оказалась совсем провальной: ни одной победы в отборочных матчах, один забитый гол с пенальти и как результат - последнее место в группе. Зато новый, еще более громкий денежный скандал между игроками и функционерами из Российского футбольного союза (РФС). Анатолий Бышовец, первый главный тренер российской сборной, встал на сторону футболистов и вскоре был уволен.

Но конфликт не погас, и незадолго до начала нового чемпионата мира в США группа игроков сборной направило коллективное письмо руководству РФС с требованием уволить преемника Бышовца Павла Садырина. В случае отказа подписанты грозили бойкотировать чемпионат. В сущности, их претензии главным образом были вызваны не столько действиями тренера, сколько позицией все того же РФС, по-прежнему, по мнению футболистов, не желавшего платить им достойную зарплату. Чиновники, привыкшие ломать спортсменов об колено, не испугались угроз и оставили Садырина в прежней должности. В результате сборная поехала в США без ряда ведущих игроков, сыграла неважно и вновь не сумела выйти из группы. В этой ситуации Садырин формально оказался крайним, и ему все же пришлось искать замену.

Следующим, кого бросили на амбразуру, оказался бессменный тренер московского футбольного клуба "Спартак" Олег Романцев. Поначалу все шло хорошо, и игра сборной на подступах к финальной части чемпионата Европы в Англии внушала оптимизм. Но стоило футболистам в 1996 году оказаться на берегах Туманного Альбиона, как все повторилось: бездарный футбол и публичные разбирательства по поводу невыплаченных денег. Даже Романцев с его авторитетом среди футболистов не сумел погасить конфликт и вынужден был уйти в отставку.

Сменивший его Борис Игнатьев скандалов счастливо избежал, но, думается, по одной-единственной причине: при нем сборная вообще не попала на чемпионат мира во Франции в 1998 году, и игроки просто не успели начать очередную безнадежную кампанию против чиновников, в которой их единственным оружием была бы откровенная спекуляция на их, чиновников, патриотизме - оружие, как показали все предыдущие и последующие случаи, довольно слабое.

К следующему чемпионату Европы 2000-го года игроков опять готовил Анатолий Бышовец. Видимо, к тому времени футболисты уже поняли, что ждать финала чемпионата для предъявления своих требований не стоит, и поэтому с самого начала отборочных игр больше думали о деньгах, а не о футболе, и игра опять не задалась. Опасаясь, что Россия снова окажется в хвосте, руководство РФС спешно поменяло Бышовца на Романцева, который сумел поправить положение настолько, что, если бы наш вратарь Александр Филимонов в конце матча со сборной Украины не выпустил мяч из рук в самой безобидной ситуации, играть бы сборной России в финальной части чемпионата.

На этот раз Романцева не тронули, и к финальной части чемпионата мира, проходившего в 2002-м году в Южной Корее и Японии, он сборную все же привел. О том, как велик был кредит доверия тренеру "Спартака" и футболистам и как многого от них ждали болельщики, лучше всего свидетельствует печально знаменитый погром на Манежной площади, когда тысячи молодых людей, собравшихся в центре Москвы перед большим видеоэкраном и увидевших своими глазами поражение сборной России в матче с японцами, в буквальном смысле слова вдребезги разнесли центр столицы. Проиграв чемпионат, футболисты с позором вернулись домой, а Романцев вынужден был подать в отставку.

Спаситель Отечества

Вот тут-то и появился Валерий Газзаев. На фоне целого хора возмущенных голосов, призывавших РФС прекратить тренерскую чехарду и пригласить, наконец, в Россию хорошего специалиста из-за рубежа (назывался даже целый ряд вполне реальных кандидатур), глава Российского футбольного союза Вячеслав Колосков сделал ставку на человека, сумевшего в последние годы довести до неплохих результатов сначала "Аланию" из Владикавказа, потом московское "Динамо", а затем и ЦСКА. "Надеюсь, он у нас надолго, все мы устали от перемен", - говорил тогда Колосков.

Газзаева взяли в сборную, закрыв глаза на то, что он в тот момент руководил армейцами - а ведь Романцеву, также совмещавшему два тренерских поста, в свое время в вину ставили именно то, что, привлекая в сборную игроков, он отдает предпочтение "своим" спартаковцам, в то время как перспективные игроки из других команд остаются в тени. Правда, руководство РФС оговаривалось, что Газзаев, ставший тренером главной команды страны в июле 2002 года, к декабрю должен будет передать ЦСКА кому-то из своих преемников. А сам Газзаев буквально на следующий день после своего назначения на прямой вопрос о том, не повторит ли он кадровых ошибок своего предшественника, ответил: "никаких личных симпатий и антипатий при подборе игроков не будет".

Уже в сентябре сборная вышла на отборочные матчи чемпионата Европы 2004 в хорошей форме: обновился и помолодел состав, изменилась к лучшему тактика игры. Самыми грозными соперниками в нашей группе справедливо считались ирландцы, и их-то сборная России разгромила в Москве со счетом 4:2. Затем пришла очередь албанцев, прилетевших в Волгоград, - подопечные Газзаева опять забили четыре мяча, а в ответ пропустили всего один. Российские болельщики воспрянули духом. Сборную Грузии за серьезного соперника никто тогда не считал, первое место в группе, казалось, было у наших футболистов в кармане. Уверенность в успехе укрепила победа россиян в турнире четырех сборных на Кипре в начале 2003-го года.

А потом началось странное головокружение от успехов. Во-первых, Газзаев из ЦСКА, зимой уверенно лидировавшего в Чемпионате России, так и не ушел и со временем стал все чаще привлекать их в сборную, зачастую во вред игре. Во-вторых, в марте подопечные Газзаева проиграли в Шкодере тем же самым албанцам, которых разбили в Волгограде. Правда, ни себя, ни игроков главный тренер тогда еще винить не собирался, свалив все на плохое судейство. Но затем пришла очередь Грузии. Многострадальный матч в Тбилиси, который пришлось переигрывать из-за отключения электричества, снова закончился для нашей команды поражением. И хотя объективных причин на этот раз было хоть отбавляй (вплоть до политических), стало ясно, что с футболистами что-то происходит. В следующей игре со швейцарцами в Берне подопечным Газзаева удалось вырвать ничью, но главным образом благодаря "помощи" арбитра матча испанца Ибаньеса.

Тем временем и в ЦСКА у Газзаева дела пошли из рук вон плохо. Сначала исчез солидный запас в девять очков, еще недавно отделявший армейцев от преследователей в таблице 21-го тура чемпионата России. Совсем недавно, например, ЦСКА ухитрился проиграть такому аутсайдеру высшей лиги, как "Торпедо-Металлург". А в отборочных матчах Лиги чемпионов, армейцы потерпели поражение от македонского клуба "Вардар", причем даже очень пристрастному болельщику было очевидно, что в этом виновны не судьи и не плохое состояние поля, а сами футболисты. Дело дошло до того, что в спортивной прессе стали упорно распространяться слухи о скорой отставке Газзаева с поста главного тренера клуба.

На этом фоне, в преддверии повторной игры с ирландцами в Дублине - решающей для перспектив нашей сборной на нынешнем чемпионате Европы в Португалии - 20 августа в Москве прошел товарищеский матч между сборными России и Израиля. С точки зрения турнирных таблиц он совершенно ничего не решал. И все же, когда израильтяне победили со счетом 2:1, Газзаев не выдержал и взорвался.

Разбор полетов

Сразу же на послематчевой конференции он, в традиционной для себя краткой манере, сказал журналистам следующее: "Комментировать такую игру нет смысла. Такое безволие, я считаю, недопустимо. Я с уважением отношусь к сборной Израиля, но проигрывать им мы не должны. Мириться с таким безволием я не намерен. Завтра я проведу совещание с Колосковым и приму решение". И покинул помещение.

Разъяснять смысл этих слов и успокаивать журналистов пришлось самому Колоскову, который, в общем, поддержал своего ставленника и тоже высказал ряд претензий футболистам: "После матча я говорил с командой. Я сказал им, что самое страшное – потерять уважение к себе. Сегодня вы расписались в собственном бессилии. Посмотрите, до какого состояния вы докатились. В чем здесь вина тренера? Вы прячетесь за его спиной. Все время виноват тренер. Я помню команды с Симоняном, Нетто, Ильиным, Ивановым и другими нашими звездами; им не нужен был тренер. Вы должны понимать: спрос с вас, а не с тренеров. Чего вам недостает для нормальной работы?".

Колосков, конечно, лукавил, когда это говорил, и все, включая его самого, про это знали. Перечисленные им действительно выдающиеся советские футболисты играли совсем в другое время и в другой стране. И, самое главное, стимулы у них были другие. Трудно сказать, что больше провоцирует постоянные скандалы между сегодняшними игроками и руководством РФС: жадность игроков, научившихся спекулировать на своей незаменимости, или нежелание чиновников видеть в спортсменах не просто средство для выжимания рекордов, а партнеров по бизнесу, к которым следует относиться уважительно. Но очевидно одно: за те одиннадцать лет, в течение которых российский футбол живет в новых условиях, обеим сторонам можно было научиться не просто мирному сосуществованию, но и плодотворному сотрудничеству, в рамках которого главный тренер сборной перестал бы быть заложником ситуации, вынуждающей его сидеть сразу на двух довольно далеко отстоящих друг от друга стульях.

И все же нельзя не признать, что Газзаев хлопнул дверью в очень неподходящий момент. До переигровки со сборной Ирландии остается две недели - встреча назначена на 6 сентября. Столь кардинальные перестановки в руководстве командой и без того деморализованным футболистам на пользу не пойдут, а ни один, даже самый гениальный тренер за столь короткий срок не сумеет перестроить их игру, которая в последние месяцы регулярно дает сбои. Проигрыш в Дублине поставит крест на поездке россиян в Португалию в 2004 году. Вина за это, скорее всего, ляжет уже на преемника Газзаева, которого, кстати, надо еще подобрать, потому что, как отметил тот же Колосков, "очереди из тренеров, желающих занять место Газзаева, у нас пока нет".

Скорее всего, никто из потенциальных кандидатов на этот пост - а, по мнению специалистов, место Газзаева могли бы занять Виталий Шевченко, Андрей Чернышов или все тот же Анатолий Бышовец - не рискнет принять подобное предложение до игры с ирландцами, чтобы не брать на себя ответственность за поражение. Значит, у руля команды встанет временщик из прежнего штаба, как уже называют помощника Газзаева, а ныне де-факто исполняюшего его обязанности Александра Бородюка. Для самих футболистов это будет означать, что от них уже не ждут никакой игры, что чемпионат уже по сути проигран и можно расслабиться.

Ну, а Газзаев, в свое время дальновидно не расставшийся с армейцами, продолжит свою тренерскую карьеру в ЦСКА - по крайней мере, 21 августа об этом заявил президент красно-синих Евгений Гинер. Зачем это нужно президенту и как уж там бывший наставник сборной будет работать с клубом, футболисты которой до сих пор составляют ее костяк, одному Богу известно. В конце концов, Газзаев, наверное, действительно хороший тренер...