Главное
09:14, 27 августа 2003

Дорожная карта кончилась развилкой Причем оба вероятных сценария развития событий к мирному процессу уже не имеют отношения

Не прошло и двух месяцев, как затеплившиеся было надежды на мирный исход палестино-израильского противостояния развеялись взрывной волной очередного теракта. На этот раз израильское руководство воздержалось от массированного ответного удара, возобновив блокаду ряда городов ПА на Западном берегу Иордана. Одновременно во всеуслышание было объявлено, что отныне Израиль будет уничтожать рыбу оттуда, откуда она и гниет. Речь идет, естественно, не о палестинской администрации, которую на данном этапе израильское правительство предпочитает поддерживать, но о руководстве палестинских вооруженных группировок.

Армия обороны Израиля немедленно приступила к реализации этого сценария, проведя "точечную ликвидацию" одного из лидеров группировки ХАМАС Исмаила Абу Шанаба. Порочный круг замкнулся, поскольку сразу после похорон Шанаба ХАМАС и "Исламский джихад" единодушно объявили о прекращении перемирия под лозунгом "Джихад до победного конца". Этим заявлением был, по сути, положен конец дальнейшему развертыванию американского плана по урегулированию конфликта на Ближнем Востоке (пресловутой "дорожной карты"), по которой Израиль и будущая Палестина направлялись к эпохе мирного сосуществования в качестве двух независимых и суверенных государств. Если судить по последним событиям в зоне конфликта, о реставрации мирных планов мечтать уже не приходится.

И дело тут не в прекращении "удны", помпезно объявленной 29 июня "переходом ко второму этапу "дорожной карты", а в том, что нынешняя администрация ПА во главе с премьер-министром Махмудом Аббасом (Абу Мазеном) вряд ли окажется способной взять под контроль деятельность вооруженных группировок. Несмотря на весьма похвальные шаги, предпринятые по приказу министра внутренней безопасности Мохаммеда Дахлана после иерусалимского теракта. Три закопанных на границе ПА и Египта тоннеля по переброске оружия и введение нескольких подразделений полиции в "горячие точки" автономии - это тот предел, который могут позволить себе Аббас и Дахлан.

Восток, как известно, дело тонкое, и реальные политические дивиденды здесь можно получить только при условии демонстрации собственной силы. О чем, видимо, запамятовал палестинский премьер - или же он слишком хорошо отдает себе отчет в недееспособности своего полумарионеточного правительства. Гневно осудив теракт в Иерусалиме, Абу Мазен сообщил в прессе, что ради мира на Ближнем Востоке он намерен выставить ультиматум экс-главе администрации Ясеру Арафату, заставив последнего официально поддержать кампанию по ликвидации террористической инфраструктуры автономии. Весь пафос этого заявления оказался сведен на нет небольшой ремаркой премьера, добавившего, что любые акции против террористов будут проводиться только с согласия Арафата.

Мало кого удивило, что после заявления Абу Мазена Арафат немедленно разыграл роль пресловутой "палки в колесе", отказавшись дать добро на обуздание активности "палестинских патриотов". В итоге, "решительные меры" палестинских властей вылились в трагифарс с лопатками у египетской границы и незначительное увеличение числа патрулей в "горячих точках". Одновременно представитель министерства безопасности ПА Элиас Зананири заявил, что "безответственные шаги" израильской армии привели к пересмотру политики правящего кабинета ПА в отношении террористических групп. Израильтяне ответили возобновлением регулярных рейдов по городам Западного берега, мотивируя это необходимостью самостоятельно очищать от террористов автономию. Все вернулось на круги своя.

Кроме того, Арафат не оставляет надежд подрегулировать и сам процесс перестройки госаппарата ПА, выдвигая на ключевые посты своих ставленников. Пока, правда, коренных изменений в верхах удается избежать, однако мало кто сомневается, что противоборство Арафата и Абу Мазена со временем усилится - и победа будет не на стороне нынешнего премьера. Пока Арафат держит паузу, позволяя Аббасу проводить по собственному усмотрению хотя бы кабинетную политику. Тем не менее в последний раз только угроза Абу Мазена и Дахлана уйти в отставку позволила избежать назначения на пост министра внутренних дел автономии бывшего бригадного генерала и закадычного друга Арафата Насера Юсефа. Арафат ограничился назначением на пост советника по безопасности Джибриля Раджуба, полтора года назад им же самим со скандалом смещенного с поста главы служб безопасности в Иудее и Самарии. Власть Раджуба окажется, по всей вероятности, номинальной, поскольку Белый дом тут же "порекомендовал" Арафату передать контроль над всеми палестинскими спецслужбами Аббасу и Дахлану. Проследит за выполнением рекомендаций заместитель госсекретаря США Ричард Армитидж, а то и сам Колин Пауэлл, который, как сообщили источники в Белом доме, прибудет на Ближний Восток в сопровождении советника президента США по национальной безопасности Кондолиззы Райс.

Однако ставшее уже почти притчей во языцех противостояние кабинета Абу Мазена и Арафата - это лишь одна из причин полной несостоятельности планов по мирному урегулированию палестино-израильского конфликта. Несмотря на взаимопонимание на почве миростроительства, установившееся между администрацией ПА и руководством Израиля, палестинцам так и не удалось завоевать доверие Вашингтона. Чего стоит только одно из последних заявлений Белого дома, смысл которого сводится к тому, что если Аббас и Дахлан не сумеют взять ситуацию под контроль, то их заменят более деятельные политики. К примеру, Салам Файяд и Джибриль Раджуб.

В Вашингтоне тем временем на все лады распевают дифирамбы "позитивным" изменениям израильской политики в виде возрождения практики "точечных ликвидаций", ранее порицавшейся на самом высоком уровне. Президент США Джордж Буш лично поддержал требование о передаче Дахлану всей полноты власти над спецслужбами. При этом Буш подчеркнул, что готов даже освободить премьер-министра Израиля Ариэля Шарона от обязательств по сохранению неприкосновенности Арафата в случае, если это требование не будет удовлетворено. 22 августа мировая общественность была извещена о замораживании счетов шести лидеров ХАМАСа (шейха Ахмеда Ясина, Имада Халила аль-Алами, Усамы Хамдана, Халида Мишаля, Мусы Абу Марзука и Абдель Азиза Рантиси).

Израиль в очередной раз получил карт-бланш от "Большого брата". Как ни странно, но инициативы американцев на этот раз поддержала и ЕС, где были заблокированы счета пяти организаций, которые занимаются сбором средств в пользу ХАМАСа. За день до этого министр иностранных дел Италии Франко Фертини, чья страна возглавляет сейчас Европейский Союз, пообещал израильскому коллеге Сильвану Шалому, что на ближайшем заседании кабинета ЕС, назначенного на 5 сентября, он лично поднимет вопрос о внесении ХАМАСа в официальный список террористических организаций. Единственным исключением стала, по уже устоявшейся традиции, Франция. На состоявшейся 25 августа в Париже встрече с израильским послом советник президента Франции заявил, что французское правительство не имеет доказательств принадлежности ХАМАСа и "Исламского джихада" к числу террористических организаций, однако это заявление стало фактически гласом вопиющего в пустыне.

В то же время, как полагают наблюдатели, ни передача контроля над силами безопасности, ни воспитательные акции западных правительств не смогут реанимировать политический труп, каковым уже давно является по форме и сути палестинская администрация. Усиление роли группировок за годы интифады только усугубило и без того бедственное положение, в котором находился институт гражданской власти в ПА. И на сегодняшний день у Махмуда Аббаса и его окружения имеются три варианта.

Первое - это пойти на конфронтацию с радикальными группировками, наложив запрет на деятельность ХАМАСа и Исламского джихада. При положительном развитии событий у палестинских властей появится возможность получить на восстановление хозяйственной и политической инфраструктур автономии как замороженные на израильских счетах миллионы, так и финансовую помощь от Запада, а также подтвердить право палестинцев на создание государства. Однако, скорее всего, миллионы эти получать будет просто некому. Любые действия администрации в этом направлении вызовут вооруженное сопротивление, и одержать верх над боевиками, в любой момент готовыми пойти на крайние меры, палестинским спецслужбам явно не по силам. Это поражение станет началом конца автономии, поскольку ни у Израиля, ни у США не окажется ни единой причины для отказа от осуществления очередного этапа антитеррористической кампании.

Согласно второму сценарию, нынешнее палестинское правительство в полном составе сложит с себя полномочия, после чего ответственность за происходящее будет передана образованной для предотвращения хаоса безвластия военной администрации. То есть, Ближний Восток вернется к тому состоянию, которое предшествовало заключению ословских соглашений. Введение военной диктатуры позволит палестинцам сохранить некую видимость гражданского правления, однако видимость эта будет настолько иллюзорной, что говорить о мире на Ближнем Востоке станет моветоном еще лет на 20. Израиль также вряд ли захочет дважды наступать на те же грабли. Сразу после введения военного режима ЦАХАЛ развернет широкомасштабную кампанию по ликвидации террора. В чем его поддержит администрация США.

Как инвариант развития событий рассматривается возможность введения в зону конфликта международных миротворческих сил, однако это станет способом не решения, но пролонгирования конфликта, в чем на данное время не заинтересована ни одна из участвующих в нем сторон.

В общем, "дорожная карта" завершилась банальным тупиком. И явные признаки безразличия, которые демонстрируют порядком уставшие от трехлетнего ближневосточного фарса арабские государства и мировая общественность, свидетельствуют лишь о том, что сейчас будет поддержано любое решение, которое приведет к завершению бойни.

Ирина Козырева