Главное
00:46, 1 сентября 2003

К-159 Виновных нашли сразу

Атомная подводная лодка К-159 затонула в Баренцевом море у северного побережья Кольского полуострова во время буксировки на утилизацию. Лодка направлялась с базы Северного флота "Гремиха" на судоремонтный завод номер 10 "Шквал" в Полярном. Катастрофа произошла 30 августа в интервале от 2 до 3 часов ночи вблизи острова Кильдин и входа в Кольский залив.

Согласно доступной на 31 августа информации, в ходе буксировки ухудшилась погода, оторвались понтоны, поддерживавшие АПЛ в надводном положении, а в восьмом отсеке обнаружилась течь. В 2:20 буксировочная команда получила приказ эвакуироваться, который по неизвестными причинам ей выполнить не удалось. Около 3 ночи часов подлодка затонула.

Из 10 человек, находившихся на борту К-159, был обнаружен один выживший - старший лейтенант Максим Цибульский. Из воды были также подняты тела двух погибших моряков. О судьбе еще 7 членов экипажа пока ничего не известно. Однако уже к концу дня катастрофы командование Северного флота признало, что шансов обнаружить их живыми практически нет. Температура воды в районе гибели лодки - около 10 градусов, в таких условиях человек может продержаться менее часа. Уже в воскресенье по погибшим был объявлен траур.

В этот же день затонувшая лодка была обнаружена на глубине 238 метров. По сообщениям представителей Северного флота, она лежит на грунте с креном 3 градуса, люк рубки открыт. Радиационный фон в зоне затопления пока не превышает естественного.

АПЛ К-159

К-159 относится к классу "Кит" (проект 627/627А), в натовской классификации - "November". Это первое поколение атомных подводных лодок и первый тип советских АПЛ, строившийся серийно. К-159 была десятой в серии, на вооружение Северного флота поступила в ноябре 1963 года.

Лодка имеет силовую установку из двух водно-водяных реакторов типа ВМ-А, тепловой мощностью 70 мегаватт. Топливом является обогащенный уран. АПЛ этого типа были вооружены мощными торпедами, ракетного вооружения не имели.

Водоизмещение лодок класса "Кит" - 3065 и 4750 тонн в надводном и подводном положениях, длина - 107,4 метра, скорость 15 (нв) и 30 (пв) узлов, штатная максимальная глубина погружения - 300 метров, глубина разрушения - около 450 метров. Экипаж 104-110 человек.

Всего было построено 13 подлодок класса "Кит", 9 из них вошли в состав Северного флота, 4 - в состав Тихоокеанского. Одна АПЛ "Кит" (К-8) затонула в 1970 году в Атлантическом океане, остальные 12 были списаны в 1989-92 гг и законсервированы до утилизации.

На борту К-159 не было вооружения. Реакторы находились в заглушенном состоянии. Ядерное топливо перегружалось в 1972 году.

Причины и виновники

Флотское командование и прибывший на место катастрофы министр обороны Сергей Иванов оказались едины в определении причин гибели лодки. По словам главкома ВМФ Владимира Куроедова, виноваты в катастрофе руководители перехода К-159, проявившие беспечность и халатность. Министр также подтвердил, что гибель подлодки еще раз подтверждает необходимость досконального выполнения всех приказов и инструкций.

При этом, пока не ясно, какие инструкции и приказы были нарушены, каким образом и в какой момент. Судя по всему, слова главкома и министра не относятся к буксировочной команде: Сергей Иванов уже наградил часами единственного выжившего члена экипажа - за мужество и героизм.

В то же время стало известно о задержании капитана второго ранга Сергея Жемчужного. Главный военный прокурор Александр Савенков сообщил, что причиной катастрофы стали грубые нарушения, допущенные задержанным. По словам прокурора, он уже возбудил уголовное дело по статье 352 УК РФ (Нарушение правил вождения или эксплуатации военных кораблей, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия).

Также запрещена буксировка подлодок подобным образом - до разработки более безопасной схемы.

Три подводных лодки

Тем не менее, в истории гибели подлодки остаются неясности. Первой из них является время катастрофы. Первоначально было сообщено, что лодка затонула около 4 часов утра - то есть на час позже. Это не очень большое расхождение не привлекло бы внимания, если бы не странное объяснение, которое ему дали сами военные. Оказывается, после получения сигнала о ЧП, в район бедствия вылетели вертолеты. Наблюдатели якобы спутали К-159 с другой лодкой, буксировка которой происходила в это же время в этом же районе и завершилась благополучно. Также военные добавляют, что в районе острова Кильдин на учениях или на боевом дежурстве находилась третья подлодка, что тоже усложнило выстраивание общей картины. Если учесть, что затонувшая лодка шла на буксире, который, соответственно, находился в непосредственной близости от нее в момент затопления, эти объяснения выглядят странно.

Не вполне понятно также, обладала ли лодка собственной плавучестью или держалась только за счет понтонов, как связана течь в восьмом отсеке с их отрывом и т.д.

Но главным вопросом, безусловно, является гибель команды. Зачем на буксируемой лодке, не имеющей собственного хода, находились люди, понять еще можно - экипаж нужен для контроля за ее состоянием. Но был ли действительно в 2:20 отдан приказ на эвакуацию, и, если да, то почему за сорок минут, прошедших до момента затопления, моряки не смогли покинуть АПЛ? Единственный свидетель катастрофы - старший лейтенант Цибульский находится в госпитале Северного флота. Во время визита министра обороны офицер рассказал, что в момент затопления лодки все 10 моряков находились на борту. Сам он вместе с еще одним членом экипажа покинул лодку на спасательном плоту в тот момент, когда она начала тонуть. По его словам, он видел гибель одного из товарищей собственными глазами.

В воде спасенный моряк пробыл не менее полутора часов и был поднят уже в бессознательном состоянии. По мнению Сергея Иванова, от смерти в результате переохлаждения его спасло чудо. А организация спасательной операции в первые часы явно станет еще одним из вопросов, которые будет изучать следствие.

День траура

Командование Северного флота и администрация Мурманской области объявили 31 августа днем траура по девятерым погибшим подводникам. Это командир лодки капитан второго ранга Сергей Лаппа, капитан третьего ранга Михаил Гуров, капитан третьего ранга Юрий Жадан, капитан третьего ранга Олег Андреев, старший лейтенант Сергей Соколов, старший мичман Александр Алешкин, мичман Роман Куринный, старшина первой статьи Евгений Смирнов и главный старшина Андрей Князев. Все они кадровые военные или контрактники, военнослужащих срочной службы на АПЛ не было.

В воскресенье министр обороны встретился с родственниками погибших. Первым делом Сергей Иванов заверил их в том, что экипаж никоим образом не повинен в гибели подлодки. Супруге одного из моряков Иванов пообещал предоставить российское гражданство. Также министр пообещал, что семьи получат материальную помощь от государства. Губернатор Мурманской области уже распорядился выделить семьям моряков по 115 тысяч рублей.

Радиация

Теперь одним из главных вопросов становится дальнейшая судьба АПЛ. Министр уже заявил журналистам, что радиационной опасности затонувшая лодка не представляет. Уверенность министра вызвала возмущение экологов - норвежской организации "Беллона", традиционно интересующейся проблемой списанных АПЛ Северного флота. Руководитель петербургского отделения этой организации, бывший капитан первого ранга Александр Никитин считает, что штатная консервация реакторов, выполненная на К-159 не гарантирует его безопасности в случае такой аварии. По его словам, герметичность реакторов лодки "не считается надежной", учитывая 40-летний возраст АПЛ. В своем пресс-релизе "Белонна" также отмечает, что реактор мог разгерметизироваться при ударе подлодки о грунт.

В произошедшем экологи винят Министерство обороны, которое пыталось сэкономить, выбрав самый дешевый способ транспортировки и отказавшись от предложения выгрузить отработанное ядерное топливо непосредственно в Гремихе с помощью специально оборудованного судна. Также Минобороны обвиняют в преследовании ведомственных интересов - СРЗ-10, куда направлялась К-159 - единственный, по данным "Беллоны", завод, оставшийся в ведении министерства. Утилизация лодки именно на этом предприятии позволила бы военным не выпустить из рук средства, собранные международным сообществом на ликвидацию радиационной опасности в регионе.

Наконец, в заявлениях Сергея Иванова экологи в первую очередь усмотрели намерение в будущем отказаться от подъема "совершенно безопасной" подлодки, на борту которой находится около 800 килограммов отработанного уранового топлива.

Главное - не торопиться

Следует отметить, что о подъеме лодки министр говорил не менее уверенно, чем о ее безвредности. По его словам, это без всякого сомнения возможно. Специалисты уже получили приказ разработать операцию. Однако к вопросу сроков Сергей Иванов отнесся более осторожно. "К подъему надо подойти без легкомыслия", - заявил он.

Очевидно, что в считанные недели, оставшиеся до начала осенних штормов, операция проводится не будет. Самым оптимистичным прогнозом является май следующего года.

Причем если военные действительно соберутся поднять К-159, эта операция будет более чем сложной. Затонувшая АПЛ значительно меньше "Курска", однако глубина ее залегания - 238 метров - вдвое больше. Кроме того, прочность корабля, построенного в конце 50-х годов, могла значительно снизиться из-за коррозии. В результате расчетов может оказаться, что подъем более опасен с точки зрения разгерметизации реактора, чем нахождение подлодки на грунте.

Если бы дело было только в реакторах, о подъеме К-159 можно было бы смело забыть. На дне наших северных морей уже лежит не один реакторный отсек, а общее число затопленных в Мировом океане ядерных объектов перевалило за десяток. Однако тела пропавших подводников, по всей видимости, также находятся на подлодке. По крайней мере к вечеру воскресенья все поисковые работы в акватории и на близлежащем побережье не дали результатов. И скорее всего, как и в случае с "Курском", родственники погибших и общественность не позволят оставить их там. Безопасность реакторов и стоимость подъема в данном случае уже не играют решающей роли.