Если американские законодатели и простые граждане желают знать, насколько отвечает потребностям иракской войны сумма в 87 миллиардов долларов, которую президент Буш срочно затребовал у Конгресса на самые неотложные расходы, им достаточно посмотреть на обычные гусеничные траки от бронемашин "Брэдли".
Как правило гусеницы на "Брэдли" меняют раз в году, примерно после 800 миль пробега. Но в нынешней отнюдь не рядовой ситуации 600 с лишним бронемашин, ввезенных американской армией в Ирак, проходят по 1200 миль в месяц, сопровождая колонны с людьми и грузами, - никто представить себе не мог, что и сегодня, спустя столько месяцев после окончания "крупномасштабных боевых действий", это все еще может быть необходимо.
В результате гусеницы на "Брэдли" в Ираке приходится менять каждые два месяца, а это обходится в 22576 долларов на одну машину. Не менее трети всех "Брэдли", патрулирующих сегодня самое опасное место в Ираке - "суннитский треугольник", - работают за пределами допустимых сроков эксплуатации. Компания Goodyear Tire & Rubber Co., выпускающая траки для этого типа бронемашин, организовала на своем заводе Red River Army Depot производство в три смены без выходных, и все же рабочие на три месяца отстают от темпов, необходимых для того, чтобы покрыть нужды армии. Готовые гусеницы, минуя складские полки, сразу переправляются в Багдад и там распределяются между частями, которые испытывают в них наиболее острую потребность.
В текущем финансовом году гусеницы для иракских "Брэдли" обойдутся американскому бюджету в 230 миллионов долларов - это почти втрое больше суммы в 78 миллионов, которую армия США израсходовала на починку и замену траков в 2002-м году.
Измочаленные, разбитые ленты из резины и стали символизируют собой куда более обширную проблему, о которой в последнее время говорят чиновники из Пентагона и военные аналитики: суровый, опасный ландшафт Ирака и неожиданно высокая интенсивность боевых действий настолько же бурно взвинтили военные расходы США, насколько повысили опасность для американских солдат.
По мнению военных экспертов, потери в живой силе и технике, которые армия США будет нести в этой войне, в ближайшие годы обойдутся военному бюджету в очень значительные суммы, причем независимо от того, насколько успешным будет дальнейший ход оккупации Ирака.
"Звездолет в рассрочку"
"Эти 87 миллиардов - не более чем попытка купить в рассрочку звездолет", - утверждает демократ Скот Лилли, высокопоставленный сотрудник комиссии Конгресса по ассигнованиям и эксперт по военным поставкам.
На этом пункте военные чиновники настаивают особо.
"Мы рассчитывали, что боевые действия прекратятся значительно раньше, чем это произошло на самом деле, - говорит представитель Пентагона, пожелавший остаться неизвестным. - А бои все еще продолжаются. Составляя планы, мы все время преуменьшали наши затраты, и по плану интенсивность боевых действий на сегодня должна была быть в разы ниже. Но происходит то, чего мы никак не ожидали - нам по-прежнему приходится воевать с очень и очень высокой интенсивностью, задействуя очень и очень значительные силы".
Представители Пентагона утверждают, что им нужно более 16 миллиардов долларов на то, чтобы починить или заменить изношенную технику и восстановить другие ресурсы, истощенные непрерывными боевыми действиями в Ираке и Афганистане. В списке первоочередных замен значатся более 50 тысяч колесных и гусеничных машин, все авиационные системы, размещенные на Ближнем Востоке, и еще около 300 компьютеров и прочих разведывательных и рекогносцировочных систем и комплексов наблюдения.
"Пока что никто не решается назвать вслух реально необходимую сумму", - утверждает источник в Пентагоне.
По данным источников в Конгрессе, общая сумма в 86,6 миллиардов долларов, которую президент просит выделить для продолжения операций в Ираке, распределена таким образом, что на ремонт и замену вышедшей из строя техники будет выделено всего 3,3 миллиарда. Это означает, что нехватка запчастей и новой техники растянется на многие годы.
Всего же военному ведомству достанутся 65,5 миллиардов, остальные 21,3 миллиарда пойдут на восстановление иракского хозяйства. При этом почти половина "военных" денег - 32,3 миллиарда долларов - будут истрачены на горючее, продукты и другие припасы, необходимые для успешного ведения боевых действий и осуществления оккупации. Еще 18,5 миллиардов разойдутся на резервный запас, зарплату для резервистов и другие выплаты личному составу.
Просчеты в планировании
Непомерный рост военных расходов приводит в негодование многих конгрессменов и их помощников, которые считают, что значительную часть этих средств можно было потратить более эффективно. Даже сегодня, утверждают критики, различные просчеты в планировании неоправданно повышают стоимость военной продукции и замедляют скорость доставки припасов в Ирак. Помимо гусениц для бронемашин "Брэдли", американские солдаты в Ираке испытывают острую нужду в источниках аккумуляторного питания и запчастях для двигателей, а офицеры-логистики прикладывают героические усилия, чтобы не допустить нехватки лопастей для вертолетных винтов.
"Очень многие полагают, что Министерство обороны просто не продумало все до конца", - говорит республиканец Джеймс Дайер, также член комиссии Конгресса по ассигнованиям, полагающий, что причиной нехватки самых насущных военных припасов является "плохое планирование".
Чиновники из военного ведомства также все громче и громче начинают говорить о накопившихся проблемах, самой острой из которых остается нехватка гусениц для "Брэдли".
"Мы уже израсходовали буквально все, что лежало на складах", - еще три недели назад утверждал генерал Пол Керн, начальник Службы тыла американской армии. Сегодня пополнение армейских нужд, по его словам, обходится "ровно в миллион долларов в день".
В специальных обращениях, переданных в Конгресс, администрация президента просит выделить 1,9 миллиарда на срочные нужды армии. Из этой суммы 143 миллиона предполагается израсходовать на покупку 595 бронированных джипов "Хамви". Учитывая компьютерное навигационное оборудование последнего поколения и другие достижения передовых технологий, которыми снабжены эти машины, стоимость одного "Хамви" приближается к 250 тысячам долларов. Еще 300 миллионов предполагается потратить на приобретение 60 тысяч защитных комплектов (состоящих из трех деталей каждый) для личного состава, чтобы снабдить бронежилетом буквально каждого американского солдата в Ираке.
"Слепому должно быть ясно, что это значит, - говорит один из чиновников Пентагона. - Ведь там вообще нет линии фронта".
Помимо всех этих расходов необходимо учитывать и то, что иракская операция предъявляет непомерно высокие требования к оружию и технике, разработанным - а зачастую и произведенным - в середине 1980-х годов, когда США готовились к боям против Советской армии на полях Центральной Европы.
"Часть проблемы заключается в том, что наша техника устарела, - говорит Лорен Томпсон, военный аналитик из Лексингтонского университета. - Уже много лет армии хронически выделяется слишком мало средств на модернизацию".
Так, турбинные двигатели американских танков M1-A1 "Абрамс" задыхаются от песка в иракских пустынях, равно как двигатели и несущие лопасти вертолетов. Из одного только вертолетного двигателя, побывавшего в небе над Ираком, можно вытрясти столько песку, сколько влезет в 55-галонную бочку, утверждает Лилли.
"Высасывание денег"
"Вертолеты, обслуживающие 101-ю парашютно-десантную дивизию, просто высасывают из нас деньги", - считает отставной генерал Билл Нэш, командовавший бронетанковой бригадой во время предыдущей войны в Персидском заливе.
Чиновники из Пентагона утверждают, что логистикам уже пришлось истратить 1,3 миллиарда долларов на запасные части для ударных вертолетов "Апач" и других летательных аппаратов. Это втрое больше, чем сумма, которую армия США тратит на обслуживание своего авиационного парка в мирное время.
Использовать вертолеты в иракских песках - все равно что "водить лезвием по наждачной бумаге", утверждает Уимпи Пибас, логистик из Пентагона. Армейским интендантам на территории США, видимо, придется примерно вдвое увеличить обычные расходы, составлявшие в среднем 1,6 миллиардов долларов в год, на содержание и ремонт авиации, ракетных систем, наземных машин и средств связи.
На одни только покрышки в этом финансовом году, который кончается в сентябре, ушло 236 миллионов долларов, тогда как в 2002 году они обошлись всего в 80 миллионов.
Новые лопасти для вертолетных винтов стоили армии США более 200 миллионов долларов в год, что в четыре раза превышает их обычную стоимость.
"И это еще далеко не все, - утверждают военные чиновники. - Мы и так выжимаем из наших вертолетов и машин все, что можно".
Кстати, рост военных расходов связан не только с техникой и вооружением. Так, со складов в Кувейте и Турции в Ирак каждый день отправляются 552000 бутылок с питьевой водой для американских солдат и офицеров, изнывающих от жажды.
Только одному подразделению охраны, прибывшему на Ближний Восток из Форта Рили, штат Канзас, приходится сопровождать из Кувейта в Ирак до 30 колонн в день, причем в каждой колонне насчитывается до 30 армейских грузовиков.
Армейские радиопередатчики рассчитаны на десятки, но никак не на сотни миль, которые порой разделяют моторизованные патрули, разъезжающие по территории Ирака. Чтобы поддерживать связь, военным приходится тратить десятки миллионов долларов на новые спутниковые системы и еще миллионы на то, чтобы покупать коммерческие частоты и каналы.
По данным Ассоциации производителей космического оборудования, во время наиболее активной фазы военной операции в Ираке Пентагон истратил от 300 до 400 миллионов долларов на аренду коммерческих спутников - и эти траты еще не закончены.
Убытками обернулись даже попытки экономить деньги из военного бюджета, предпринятые в середине 1990-х годов. Избавившись от значительной части обслуживающих и вспомогательных подразделений, армия оказалась перед необходимостью выплачивать зарплату шести тысячам вольнонаемных сотрудников, а также тратить еще десятки тысяч доллров на оплату их страховок и на такие земные заботы, как обслуживание переносных туалетов, доставка льда и уборка мусора. Большая часть этих денег достается компании Kellogg, Brown & Root Inc. - филиалу компании Halliburton, которую в прежние времена возглавлял нынешний вице-президент США Дик Чейни.
В прошедшую пятницу конгрессмены от демократической партии Генри Уоксман (штат Калифорния) и Джон Дингелл (Мичиган) обратились к главе бюджетного комитета Белого дома Джошуа Болтену с требованием объяснить, почему президент запросил на восстановление нефтяного хозяйства Ирака на 2,1 миллиарда долларов больше, чем сумма в 1,1 миллиарда, которая, по оценке экспертов из Инженерного корпуса армии США, написавших свое заключение еще в июле, была бы вполне достаточна. Из выделенных денег Halliburton уже получила 948 миллионов.
По словам пресс-секретаря бюджетного комитета Трента Даффи, администрация Буша представит детальный отчет всех расходов, когда этого официально потребует президент.
Рост военных расходов в конце концов может ударить и по гражданским фирмам, заключившим контракты с Пентагоном. Такие крупные поставщики оружия и военной техники, как Lockheed Martin Corp. из Бетесды или чикагский Boeing Co., извлекают прибыль из продажи крупных единиц вооружения, наподобие боевых истребителей, а не запчастей или боеприпасов.
Так что если Пентагону все же придется, отложив в сторону разработку крупных военных проектов, нацеленных на будущее, переключиться на финансирование непосредственных нужд, связанных с войной в Ираке, это неминуемо приведет к финасовым потерям его гражданских партнеров.
По материалам американского ежедневника The Washington Post. Перевод Vip.Lenta.Ru.