Главное
00:34, 16 сентября 2003

Свои люди - сочтемся Беларусь перекрыла России нефть, Россия в ответ отключила газ

15 сентября в Сочи президент России Владимир Путин встречается с белорусским президентом Александром Лукашенко. Расслабляющая атмосфера курорта контрастирует с политическим фоном - очередным обострением отношений между славянскими странами. В июле так и не удалось создать совместное газовое предприятие, в августе Путин поторопил Лукашенко с переходом на единую валюту, тот в ответ потребовал компенсаций и "изъял" у российских нефтяных компаний часть транспортируемого "черного золота" в пользу республики, гомельский суд арестовал пакет акций Мозырского нефтеперерабатывающего завода, принадлежащий "Славнефти", на что в свою очередь "Газпром" ответил повышением цен на экспортируемый братьям-славянам газ.

Россияне и белорусы затаили дыхание: первые надеются - Путин не даст в обиду интересы отечественного бизнеса, вторые ждут - цены на газ останутся прежними, и кошельки простых граждан не "похудеют".

В январе 2003 года в Минске Путин и Лукашенко обещали перейти в 2005-ом на единый рубль, а к 1 июля текущего года - создать совместное предприятие по транспортировке газа через Белоруссию на Запад. Фактически это означало бы, что "Газпром" купит контрольный пакет акций "Белтрансгаза". Увы, ни в июле, ни в августе никакого СП не состоялось.

28 августа Путин направил коллеге письмо, в котором поторопил его с подписанием соглашения об использовании российского рубля в качестве единственного платежного средства.

2 сентября от Александра Григорьевича пришел ответ: мы за объединение валют, но сначала Россия должна компенсировать налог на добавленную стоимость, взимаемый с экспортируемых в Белоруссию российских товаров (800 миллионов долларов) и покрыть все потери, которые вызовет введение рубля. Только после этого возможно принятие Конституции объединенного государства и - как завершение процесса - переход на рубль.

3 сентября хозяйственный суд Гомельской области наложил арест на принадлежащие российской компании "Славнефть" 15% акций ОАО "Мозырский НПЗ". НПЗ безуспешно пытался отсудить акции еще в 1997 году, и возврат к делу 6-летней давности выглядит странновато.

4 сентября глава "Газпрома" Алексей Миллер направил письмо в белорусскую газовую компанию "Белтрансгаз", в котором отказался от создания совместного предприятия. Одновременно он попросил правительство РФ прекратить с 1 января 2004 года поставки дешевого газа в Белую Русь. Формальная причина - отказ Лукашенко продавать контрольный пакет "Белтрансгаза" да к тому же оценка им этой компании в астрономические 5 миллиардов долларов.

10 сентября белорусский парламент сделал бюджет страны дефицитным - около 0,5% ВВП при доходах госбюджета 7,408 триллионов белорусских рублей (ориентирововчный курс - 2100 "зайчиков" за 1 доллар США). Официально власти заявили, что решение никак не связано с "газовой атакой", а неофициально - резерв, заложенный в бюджет, поможет подстраховать потребителей газа в случае, если Россия все же поднимет цены на газ, а если не поднимет, то высвободившиеся средства пустят на "социалку".

12 сентября Минск огорошил наших нефтяников. Компания "Гомельтранснефть" (подразделение концерна "Белнефтехим") уведомила "Сибнефть" и "Славнефть", что их экспорт по нефтепроводу "Дружба" в сентябре уменьшен на 50 тысяч тонн и 33,8 тысяч тонн соответственно. Это сырье направлено на простаивающий Мозырский нефтеперерабатывающий завод. Вот выдержка из телетайпограммы: "В Белоруссии сложилась крайне тяжелая ситуация с поставками сырья для переработки на НПЗ. В этих условиях мы считаем вправе поставить вопрос о приостановлении оформления и транспортировки нефти вашей компании через Белоруссию в сентябре в объемах нефти, недопоставленных на Мозырский НПЗ".

Условия компенсации российским компаниям не сообщались, так что эту акцию вполне можно назвать "нефтяной разверсткой".

13 сентября российский премьер-министр Михаил Касьянов предложил "Газпрому" все-таки возобновить переговоры с белорусской стороной по вопросу создания единой газотранспортной компании. На это Миллер ответил жестко - Россия и Беларусь не сошлись ни по одному вопросу в этом деле. "Что предлагается нам? Нам говорят, вы знаете, вот мы подумали и решили, что мы вам предложим неконтрольный пакет акций. При этом предлагается заплатить за этот неконтрольный пакет акций магистральным газопроводом "Ямал-Европа". На дворе у нас уже осень, никуда мы не продвинулись, результата нет. Мы считаем, что продолжение переговоров невозможно. Мы ставим точку в договоре", - отрезал Миллер.

В итоге правительство распорядилось прекратить поставки газа в Белоруссию по низким ценам. В этом году "Газпром" поставлял республике 60% всего газа по ценам пятого пояса России - тысяча кубометров обходилась Лукашенко по 28 "зеленых". С 1 января 2004 года цена "голубого золота" увеличится - до 50-60 долларов за тысячу кубов. Александр Григорьевич заявил, что 120 млн. долларов, которые Белоруссии, возможно, придется дополнительно потратить на газ, - "небольшие деньги". Правда, он предупредил соотечественников, что "экономить придется".

Белорусское правительство сразу же начало угрожать России удорожанием транзита газа. Вице-премьер Андрей Кобяков сказал, что его правительство готовит ответные меры, ведь сейчас транзит через братскую республику обходится "Газпрому" в 2,5 раза дешевле, чем через Украину. Возможно, Белоруссия рассчитывает компенсировать потери из-за подорожания газа за счет увеличения ставки за транзит. Кобяков пригрозил полным крахом объединения валютного пространства - по его словам, при исчезновении единого газового пространства переход на общий рубль теряет всякий смысл.

Итак, на 15 сентября серьезно испорчены отношения между двумя странами, арестованы акции, принадлежащие российскому бизнесу, прекращен транзит нашей нефти на экспорт и льготные поставки отечественного газа в Беларусь. Михаил Фридман, председатель совета директоров компании ТНК-BP (одной из акционеров "Славнефти") сказал, что рассчитывает на поддержку российских государственных органов в связи с арестом акций Мозырского НПЗ.

Вот на таком фоне происходит встреча руководителей наших стран в президентской резиденции "Бочаров ручей".

Заместитель председателя комитета Госдумы Владимир Коптев-Дворников считает, что действия Лукашенко - это мобилизация экономических ресурсов перед политической битвы за содержание Конституции объединенного государства. Ведь после перехода на рубль политическое и экономическое влияние РФ в республике возрастет, чего Александр Григорьевич не желает и поэтому медлит с объединением экономик.

Бывший премьер Белоруссии Михаил Чигирь полагает, что Александр Лукашенко будет вынужден пойти на продажу "Белтрансгаза" на российских условиях, так как другого выхода у него нет - на носу зима, в преддверии которой все те, кто торгуется с "Газпромом", обычно проявляют сговорчивость: "Сначала будут крики и споры, но в конце концов этот спор выиграет "Газпром"".

В прочем, вряд ли российской стороне удастся сильно надавить на Лукашенко - практика показала, что экономические санкции на авторитарные режимы не действуют, а военная операция, аналогичная американским блицкригам в Косово, Афганистане или Ираке - это нечто из области фантастики. Белоруссия наш стратегический союзник, и если Россия не хочет иметь под боком еще одного члена НАТО, то договариваться с ней придется.

Николай Дзись-Войнаровский