Во вторник 16 сентября многие москвичи и гости столицы, хранящие деньги на пластиковых карточках Сбербанка России, были серьезно огорчены. Банкоматы СБ РФ отказывались выдавать деньги, но при этом - что гораздо хуже - затребованную клиентом сумму со счета списывали. Куда ушли деньги? - вопрошали разгневанные клиенты, которых к вечеру в отделениях СБ скопилось достаточно. Служащие объясняли посетителям: это технические сбои, которые скоро будут устранены, а деньги не пропали, и чтобы их вернуть, надо написать заявление в том отделении банка, которое выдало карточку. К заявлению о претензии держателя карты нужно приложить копии паспорта, карточки и чеков. К концу вторника все московские банкоматы Сбербанка были заблокированы.
На утро 17 сентября, как пояснили в справочной службе Центробанка РФ, заблокированными остались около 40% банкоматов, остальные уже исправно работали.
Пресс-служба СБ уверила, что проблема практически решена: количество отказов во вторник составило менее 1% от общего числа операций, а заблокированные (то есть "исчезнувшие") средства станут доступны в течение 3-4 дней - клиенту даже не надо писать заявлений и ни куда ходить, а просто подождать. Причем на деньги, лежащие на счете и в том числе заблокированные, проценты продолжают начисляться без сбоев.
Причина "зависания" денег - запланированное техническое перевооружение процессингового центра, где устанавливается новый более мощный сервер, обеспечивающий повышенную производительность. Работы планируется закончить до конца дня 17 сентября.
"Народ вернулся из отпусков, многие начали забирать накопленную зарплату. Это наложилось на плановое техническое перевооружение. Возможно, плохо провели инсталляцию", - заявил директор управления общественных связей банка Вячеслав Корнев. По словам же директор управления банковских карт СБ Андрея Соболева, сбой коснулся только карточек международных платежных систем, а держатели чиповых "Сберкарт" не пострадали.
С технической точки зрения финансы клиента контролируются дважды - центральной системой и в самом банкомате. В конце рабочего дня данные систем сверяются, и если компьютер обнаруживает несовпадение, то начинается выяснение причин. Таким образом, максимальный срок восстановления "пропавших" денег на счете клиента - сутки. Однако если из-за большого количества сбоев процедура затянется, то это заставит клиентов СБ подумать о смене банка. По данным на 1 июля 2003 года он был крупнейшим в России эмитентом пластиковых карт (5,6 миллиона), на которых лежало 25,6 миллиарда рублей, и имел 472 банкомата в Москве и области.
Николай Дзись-Войнаровский