Главное
11:30, 29 сентября 2003

Мир во время войны Период правления Шарона ознаменовался рекордным количеством отказов от военной службы на территориях палестинской автономии

Израиль - одна из немногих стран, где армия играет центральную роль, причем не только в решении территориальных конфликтов с сопредельными государствами, но и в организации социальной инфраструктуры общества. Армейская атрибутика сопровождает жителей этой страны на протяжении всей их жизни - и во многом ее определяет. Так, к примеру, если ты не служил в армии, то можно забыть о карьере практически в любой сфере деятельности, не говоря уже о политике, где игру ведут, по большей части, вышедшие в отставку генералы.

Со времени получения Израилем независимости в 1948 году в стране зафиксирован самый высокий удельный вес граждан, проходящих военную службу: в армию здесь ежегодно призываются 80% мужчин и 60% женщин от общего числа гражданской молодежи. Каждый год все годное под ружье мужское население страны проходит через процедуру "милуима" (воинских сборов). Поэтому не удивительно, что столь серьезно воспринимаются любые инциденты и скандалы, с армией связанные. Особенно, когда речь заходит об отказниках - молодых людях, которые не желают по тем или иным причинам служить в армии, или военнослужащих, которые отказываются выполнять приказы командования.

Отказ от военной службы может быть вызван самыми разными причинами - от политических до религиозных. Для некоторых основанием является недовольство стратегией или тактикой правящего кабинета. Некоторое количество отказников принадлежат к лагерям пацифистов и анархистов, различия между которыми в Израиле провести можно с большим трудом, хотя характерной чертой обоих движений остается политическое и моральное сопротивление фактически всем решениям официальных властей. Одни отказываются служить в армии вообще, другие - только на оккупированных территориях, третьи - поскольку это противоречит канонам иудаизма. Особую группу составляют отказники-друзы, движение которых существует с 1956 года, когда было принято решение о призыве друзов.

Политика израильских властей по отношению к отказникам всегда была довольно жесткой. Достаточно упомянуть тот факт, что в израильском законодательстве до сих пор нет статьи о праве на замену военной службы альтернативной гражданской. Вернее, единственной альтернативой военной службе является военный трибунал. По данным международной правозащитной организации "Международная амнистия", отказников в Израиле заключают под стражу на сроки в несколько недель, иногда - месяцев. Встречаются и многократные приговоры к тюремному заключению. После этого многие получают аналог "волчьего билета", с которым отказника уже никогда не примут в целый ряд учебных заведений, не говоря уже о том, что таким людям обеспечено почти пожизненное презрение со стороны сверстников, знакомых, а то и близких. А Израиль - страна маленькая...

С другой стороны, как показывает статистика, период правления Шарона ознаменовался рекордным количеством отказов от службы на территориях автономии. В последние полтора года нынешней интифады число отказников резко возросло, перевалив за установленный некогда "предел" в 500 человек (примерно 0,1-0,2 процента от общего числа резервистов). Более того, они объединились в две группы - "Письмо старшеклассников" (Шминистим) и "Смелость отказаться" (Омец лесарев), которые уже неоднократно делали публичные заявления в израильской прессе и занимают одно из центральных мест в радикальных кругах израильских "левых".

Первым серьезным заявлением такого рода стало опубликованное в феврале 2002 года письмо 52 военнослужащих, которые назвали политику премьер-министра Израиля Ариэля Шарона преступной и указали, что именно она является причиной "жесткого сопротивления со стороны палестинцев". Осенью этого же года группа израильских офицеров-резервистов заявила об отказе участвовать в военных операциях на территориях Палестинской автономии. Причиной этого демарша было названо "нежелание участвовать в военных действиях, цель которых - "поработить, изгнать, унизить и заставить умирать от голода целый народ".

С этого момента в израильских газетах то и дело начали появляться сообщения об отказниках, хотя случаи эти носили единичных характер. И вот на прошлой неделе 27 израильских летчиков, большинство из которых уже находятся в запасе или являются ветеранами ВВС, подписали письмо, которое было адресовано командующему военно-воздушными силами страны, генерал-майору Дану Халуцу. Как говорится в этом письме, все подписавшиеся отказываются принимать участие в любых операциях, направленных на уничтожение палестинцев на территории автономии.

Израильское общество устало от войны - это сказывается, к примеру, на тоне газетных публикаций, все менее бравурных при оценке очередного "исторического решения" правительства. Уже почти конвульсивные попытки международной общественности предотвратить нежелательное развитие событий на Ближнем Востоке потерпели полное фиаско. Дорожная карта оказалась очередным тупиком, и в ближайшей перспективе Ближний Восток ожидает, судя по всему, бесконечная чехарда со сменой правящего кабинета палестинской администрации и возобновлением военных игр израильской армии в стиле "входим-выходим".

С другой стороны, в самом Израиле подобные выступления вызывают реакцию далеко не однозначную. Причем, не только на официальном уровне. Так, в феврале 2002 года трое бывших офицеров спецподразделений российской армии собрали подписи десятков своих коллег по российскому спецназу, желающих служить в специальном "русском батальоне" израильской армии. На это же время приходится зарождение движения "антиотказников", участники которого обратились в генеральный штаб Армии обороны Израиля с предложением заменить отказников. Параллельно стало набирать силу движение по созданию добровольных народных дружин, в число задач которых входило патрулирование улиц городов и поселений. Да и сами израильтяне до сих пор не готовы, судя по опросам общественного мнения, в массовом порядке последовать примеру доморощенных пацифистов.

Впрочем, дело здесь не в сентиментальных соображениях, которые так любят скармливать общественности журналисты, неустанно повествующие об ужасах израильской оккупации на палестинских территориях или психологических кризисах израильской молодежи. Израиль стоит на пороге очередных выборов - и стране в очередной раз приходится решать вопрос о том, под кем провести ближайшие четыре года. Останется ли у власти Шарон с "ястребами", изрядно потрепанными мирными инициативами, но готовыми вести борьбу с палестинскими террористами до победного конца, или к власти придут левые, политика которых основана на лозунге, близком по духу знаменитому "Мир во всем мире". Одним из козырных карт политической предвыборной борьбы в Израиле было и остается мнение армейской элиты. До сих пор командованию ЦАХАЛа благополучно удавалось уйти от чрезмерно демонстративного участия в политической жизни, однако участившиеся случаи "неповиновения" вполне могут пошатнуть чашу весов накануне нынешних выборов.

Дмитрий Иванов