Главное
00:38, 1 октября 2003

Русский Интернет выбрал себе Думу: электронная демократия в действии Подведены итоги интернет-голосования "Накликай Думу"

Более 28,5 тысяч пользователей русского Интернета отдали свои голоса в ходе виртуальных выборов в Госдуму, проводившихся 29-30 сентября в РУНЕТе под девизом "Накликай Думу!". Входы на "избирательный участок" были размещены на заглавных страницах четырех популярных СМИ русского Интернета: Газета.Ру, Лента.Ру, NewsRu.Com и Утро.Ру. Техническую сторону голосования обеспечивали специалисты портала Рамблер с использованием технологий отслеживания уникальных пользователей компании ИМХО VI (концерн Видео Интернэшнл). Поддержку этой беспрецедентной акции по выявлению политических предпочтений РУНЕТа оказывали портал Mail.Ru, газеты "Известия" и "Время новостей", радиостанция "Эхо Москвы" и "Еженедельный журнал".

Организаторы опроса предполагают повторить его через месяц, а затем в ноябре сделать подобные интернет-голосования еженедельными, для выяснения динамики политических предпочтений пользователей РУНЕТа накануне выборов. Актуальность подобных исследований связана с тем, что численность совершеннолетней, пользующейся избирательным правом, аудитории русского Интернета перевалила в нынешнем году за 12,5 миллионов человек (данные ФОМ). При этом пользователи сайтов РУНЕТа, проживающие на территории РФ, составляют, по данным всех статистических систем, менее половины аудитории этих сайтов. Вторая половина — жители ближнего и дальнего зарубежья, где насчитываются миллионы российских граждан, имеющих как право голоса на предстоящих думских выборах, так и техническую возможность реализовать это право в посольствах и консульствах РФ в стране нынешнего своего проживания. До сих пор ни один проводившийся в России соцопрос по понятным причинам их волеизъявления не учитывал, а оно способно повлиять на результаты выборов не только по одномандатным округам.

В ходе голосования 29-30 сентября по "общеинтернетовским" результатам уверенную победу одержал привычный фаворит РУНЕТа — Союз правых сил. За него отдали свои голоса 20,52% виртуальных избирателей. На втором месте — кандидат "Против всех", набравший 17,25%. Партия "Яблоко", традиционно считающаяся популярной среди интернет-пользователей, финишировала третьей, с 15,72% голосов. 11,56% пользователей РУНЕТа заявили о нежелании участвовать в предстоящих думских выборах. "Единая Россия" получила 10,41% голосов интернет-избирателей, КПРФ — 6,39%. Кроме перечисленных, виртуальный электоральный барьер в 5% преодолели Сергей Глазьев (5,89%) и Владимир Жириновский (5,19%). Из не прошедших наилучший результат показала "Либеральная Россия" Бориса Березовского (1,89%), опередившая своих былых соратников из похмелкинского "Нового курса" (1,21%).

Общие итоги голосования СПС (Борис Немцов, Ирина Хакамада, Анатолий Чубайс)
20,52%
Против всех
17,25%
"Яблоко" (Григорий Явлинский, Владимир Лукин, Игорь Артемьев)
15,72%
Не пойду на выборы
11,56%
"Единая Россия" (Борис Грызлов, Сергей Шойгу, Юрий Лужков)
10,41%
КПРФ (Геннадий Зюганов, Николай Кондратенко, Николай Харитонов)
6,39%
Избирательный блок "Родина" (Сергей Глазьев, Дмитрий Рогозин, Валентин Варенников)
5,89%
ЛДПР (Владимир Жириновский, Алексей Островский, Игорь Лебедев)
5,19%

По регионам интернет-голосование дало весьма необычную картину, отличающуюся от средней по всему русскому сегменту Сети. Вот, например, как распределились голоса московских интернет-пользователей:

Распределение голосов московских интернет-пользователей Против всех
20,87%
СПС (Борис Немцов, Ирина Хакамада, Анатолий Чубайс)
20,17%
"Яблоко" (Григорий Явлинский, Владимир Лукин, Игорь Артемьев)
14,67%
Не пойду на выборы
12,42%
"Единая Россия" (Борис Грызлов, Сергей Шойгу, Юрий Лужков)
9,41%
Избирательный блок "Родина" (Сергей Глазьев, Дмитрий Рогозин, Валентин Варенников)
5,99%
КПРФ (Геннадий Зюганов, Николай Кондратенко, Николай Харитонов)
5,97 %

Столь же удачный результат кандидат "Против всех" показал в Центральном федеральном округе. В остальных географических зонах победил Союз правых сил, и лишь интернет-избиратели Дальнего Востока отдали первое место "Яблоку" (19,48%), на второе место поставив СПС (15,38%).

Комментарии организаторов акции

Антон Носик, главный редактор Ленты.Ру:
В 1999 году на конференции, посвященной Интернету, в РГГУ социолог Андрей Мадисон сделал интересный доклад о политических пристрастиях пользователей Сети. Он сказал, что Интернет лишь тогда можно будет считать органической частью российского общества, когда уровень поддержки КПРФ среди пользователей сравняется со среднероссийским показателем. Я считал и продолжаю считать, что Россия станет нормальной европейской страной тем скорее, чем раньше политические предпочтения общества в целом приблизятся к выбору наиболее экономически активной его части — пользователей Интернета, в частности.

Комментируя конкретные результаты, хочется с удовлетворением отметить заслуженную порку "Яблока". Активность этой партии в Интернете в нынешнем сезоне меня откровенно удручает.

Елена Березницкая-Бруни, главный редактор NewsRu.Com:
Главная сенсация - это количество проголосовавших. Не представляла себе, что наши постоянные посетители проявят такую гражданскую активность. Понятно, что от клика до прогулки на избирательный участок - не один шаг, а по меньшей мере несколько, но все же радует, что нам удалось выявить политические симпатии такого большого количества интернет-пользователей. Спасибо им за это.

Что касается первого поверхностного анализа - то для меня неожиданным стал интернет-успех КПРФ. Мне казалось, что за КПРФ проголосует меньше людей, потому как коммунистический электорат не сильно компьютеризирован. Но, судя по опросу, аудитория наша левеет.

Михаил Гуревич, главный редактор ежедневной газеты Утро.Ru:
В полученных результатах хотелось бы отметить несколько ключевых моментов, которые, я уверен, достойны аналитической обработки вне всякого сомнения.

Во-первых - Москва, голосующая против всех. Надо отметить, что в Москве проникновение Интернета глубже чем в среднем по стране и поэтому полученный результат свидетельствует не только о настроениях так называемого "среднего класса".

Во-вторых, проигрыш "Яблока". Практически во всех интернет-замерах на прошлых выборах и в течение последних четырех лет "Яблоко" являлось абсолютным лидером симпатий интернет-пользователей. В нашем голосовании оно проиграло СПС даже в Питере.

И, наконец, сенсационный, на мой взгляд, результат "Родины". По ряду округов Глазьев и Рогозин уверенно бьют даже своих старших коллег по левому флангу из КПРФ.

Также хотелось бы особо отметить, что результаты, полученные по опросу россиян проживающих за рубежом, являются чуть ли не единственной зацепкой для тех партий, которые намерены побороться за их симпатии.

Алексей Беляев, ОАО "Рамблер Интернет холдинг":
В этой акции многое в российском Интернете было впервые. Впервые несколько ведущих интернет- изданий объединились для проведения такого опроса, впервые всего за сутки были получены ответы почти тридцати тысяч пользователей Сети, впервые стандартные рекламные технологии были применены для социологического опроса в Сети. Хотелось бы отдельно подчеркнуть еще один результат – за 24 часа заполнить анкету было предложено примерно 175 тысячам пользователей, из них свыше 28 тыс., т.е. более 16 процентов, согласились ответить на наши вопросы. Мне кажется, это прекрасный показатель заинтересованности и в хорошем смысле "политизированности" российской интернет-аудитории. Представленные результаты – лишь первая, небольшая часть работы, в дальнейшем все участники будут более глубоко анализировать полученные данные и публиковать свои выводы и оценки, а через месяц мы повторим анкетирование и уже сможем говорить о динамики политических предпочтений Интернет-аудитории в канун выборов.

Леонид Делицын, ведущий аналитик Рамблера:
Акция показала, что в Интернете за сутки может проголосовать в полном составе своеобразный, географически распределенный виртуальный город. Часть полученных результатов подтверждает существующие представления, в частности о том, кто без труда преодолеет пятипроцентный барьер, какие партии "далеки" от Интернета, и как электоральные предпочтения меняются с возрастом и от региона к региону. Уже при первом анализе можно видеть, какие из партий конкурируют за общего избирателя, какие занимают некоторую нишу, а какие получают дополнительные шансы при наличии большого числа разочарованных в существующих партиях, то есть голосующих "против всех". В результате детального анализа с использованием данных следующего опроса мы надеемся установить, какие из обнаруженных региональных и возрастных различий являются устойчивыми, и какие отражают тенденции изменений, реально идущих в обществе.