Главное
23:37, 7 октября 2003

Элементарно, Ватсон! Государственная Дума займется расследованиями

Зачем цивилизованной стране нужен парламент, знают теперь даже иракские школьники.

Спросишь у них: "Дети, что делает парламент?", а они и ответят: "Представляет интересы населения". Спросишь: "А как он это делает?", и скажет умный школьник: "Законы принимает".

А исполняют эти законы уже совсем другие люди, например президент и правительство. Специально для детей их и называют за это "исполнительная власть". В этих пунктах российская конституция ничем не отличается от любой другой. Вопрос в том, как именно исполняются принятые когда-то законы.

Во многих странах парламент старается следить за исполнительной властью, чтобы та, не дай бог, не забыла что-нибудь исполнить. Для этого у парламента США или Великобритании есть контрольная функция, что и записано в конституциях этих стран. Поэтому и приходилось бедному Биллу Клинтону давать в Конгрессе показания, а Блэру с Бушем - отвечать перед своими парламентами за войну в Ираке.

Но у нас особенная конституция. В 1993 году Верховный Совет РФ такое наконтролировал, что в новом основном законе Думу просто лишили контрольной функции. Скажите спасибо, что законодательную оставили. Так что депутаты у нас хорошо принимают законы, а вот следить за действиями других слуг народа могут плохо.

Иностранные парламенты контролируют действия должностных лиц главным образом путем создания комиссий по расследованию. Например, сейчас британская Палата Общин расследует причины самоубийства ученого Дэвида Келли. И давать показания приходится таким людям, как министр обороны Великобритании Джеффри Хун.

В России тоже предпринимались попытки проведения парламентских расследований. Сразу после событий на Дубровке фракции СПС, Яблоко и ЛДПР выступили с инициативой создания парламентской комиссии для изучения событий вокруг теракта. Однако тогда всего 44 парламентария проголосовали "за", и инициатива провалилась. Дума также не стала расследовать гибель "Курска", поэтому ее обстоятельства до сих пор не известны избирателям.

Зато парламент хорошо поработал над проблемой дефолта. После кризиса 17 августа была создана комиссия по расследованию его причин. В начале февраля 1999 года комиссия представила доклад, в котором назывались имена людей, которые несли ответственность за дефолт, например Чубайса.

В ноябре 2002 года Госдума создала комиссию по расследованию обстоятельств борьбы за лесопромышленный комплекс России. Эта инициатива была связана с попытками Олега Дерипаски получить контроль над рядом предприятий этой сферы.

Работа американской и британской комиссий грозит лидерам этих стран потерей популярности, а чиновникам - отставкой. В России же расследования редко приводят к осязаемым результатам. Лица, вызванные на слушания, запросто игнорируют запросы комиссий, не являются на заседания (в ряде европейских стран это стоило бы им должности). Более того, нехорошие люди, совершившие поступки, порочащие их государственный статус, остаются на своей работе и даже получают повышения. И имеют на это полное право, так как парламентские расследования в России лишены всякой законодательной базы.

Эту проблему попытались решить депутаты Гончар и Ковалев (фракция ОВР), которые еще в июне 2002 года составили проект закона "О парламентских расследованиях Федерального Собрания Российской Федерации". 7 октября законопроект был принят в первом чтении - за него проголосовали 232 депутата. Если дальнейшая судьба документа будет столь же успешна, депутаты наконец-таки смогут создавать комиссии для расследования различных ситуаций и действий должностных лиц. Единственный чиновник в России, действия которого не смогут стать объектом такого расследования - это президент. Он у нас - всенародно избранный и парламенту не подчиняется.

Все остальные должностные лица сразу после принятия закона будут обязаны отвечать за свою деятельность перед парламентом. Проект разделяет полномочия верхней и нижней палат парламента. Сенаторы будут расследовать нарушения прав и свобод в период действия чрезвычайного положения, нарушения в процессе подготовки и проведения федеральных и региональных выборов, территориальные споры субъектов РФ и необоснованное использование вооруженных сил за пределами и внутри России. Таким образом, если сенаторы захотят, то смогут выяснить, кто именно несет ответственность за войну в Чечне.

Нижняя палата тем временем сможет заняться "выяснением причин и обстоятельств аварий и катастроф, повлекших большие человеческие жертвы или нанесших значительный материальный ущерб", а также конфликтами, имеющими общественную значимость. Любопытно, подпадает ли под эту категорию какой-нибудь из "конфликтов хозяйствующих субъектов".

За свои действия отвечать придется членам Правительства, работникам Центрального Банка, генеральному Прокурору, главе и членам Центризбиркома, сотрудникам Счетной Палаты. Если же кто-то из них (или других лиц, вызванных на заседание) посмеет проигнорировать слушания, им будет грозить административная ответственность. Впрочем, как и тем, кто будет препятствовать деятельности комиссии, не отвечать на ее запросы, мешать проверкам или угрожать парламентариям.

Результаты своей работы комиссия обязана доложить на пленарном заседании парламента. Тогда все узнают, почему произошло то или иное печальное событие, кто совершил неправомочные действия, какие наказания он должен понести и что вообще теперь делать. Свои рекомендации депутаты будут направлять в соответствующие органы, например, в прокуратуру.

Правительству проект совсем не понравился. Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Гордеев так прямо и написал в своем официальном отзыве: "Представленным проектом федерального закона необоснованно расширяется сфера деятельности палат Федерального Собрания". Он тоже знает, что Конституция РФ не предусматривает наличия у парламента контрольных функций.

Думский Комитет по государственному строительству полностью согласен с Гордеевым: "До принятия соответствующих поправок к Конституции Российской Федерации, принятие рассматриваемого законопроекта представляется лишенным достаточных конституционно-правовых оснований".

Несогласованность с конституцией является главным препятствием на пути принятия закона. Сами депутаты на конституцию посягать не собирались. В пояснительной записке к проекту они указали, что предусмотренные области расследований касаются записанной в основном законе юрисдикции Федерального Собрания. Вообще же они утверждают, что невозможность проводить парламентские расследования является чуть ли не основным препятствием на пути развития демократии.

Правда еще вопрос, сможет ли принятие закона о парламентских расследованиях стать большим поводом для радости. Все зависит от того, что именно захотят расследовать парламентарии. Некоторые, как покойный Юшенков, захотят выяснить причины взрывов в Москве и Волгодонске а некоторые, как недавно Владимир Юдин, решат рассмотреть законность приватизации. Предвыборные прогнозы показывают, что последних в будущей Думе будет больше.

Елена Любарская