Для СМИ и общественности десять дней после ареста Михаила Ходорковского прошли под знаком размышлений о прошлом. Аналитики и журналисты дружно рассуждали о причинах происходящих событий, хоронили российскую демократию и делали ставки на следующую жертву Генеральной прокуратуры. Мысли о будущем в основном ограничивались мрачными предсказаниями: от оттока капиталов до создания в России нового ГУЛАГА. Выступление Путина, в котором он пообещал, что "торговли не будет", и посоветовал правительству не вступать дискуссию на тему дела "ЮКОСа", казалось, поставило крест на последних надеждах бизнеса и либералов.
На этом фоне поступившее в понедельник 3 ноября заявление Михаила Ходорковского об уходе с поста председателя правления "ЮКОСа" выглядело почти как капитуляция. "Сложившаяся сегодня ситуация заставляет меня отказаться от планов продолжения личного участия в развитии компании ЮКОС-Сибнефть. Как руководитель я должен сделать все для выведения нашего трудового коллектива из под удара, направленного против меня и моих партнеров" - сообщил Ходорковский.
Пока непонятно, удастся ли Ходорковскому достичь вышеназванной цели. С одной стороны, в понедельник еще один адвокат НК "ЮКОС" и Михаила Ходорковского Дмитрий Гололобов был вызван в Генеральную прокуратуру РФ в качестве свидетеля, а во вторник Владимир Путин в интервью итальянским журналистам еще раз заявил: "что касается деятельности правоохранительных органов, то они до сих пор действуют правильно, пока не выходят за рамки закона". Там же президент защитил следователей, утверждая, что "это их долг - реагировать на нарушения законодательства".
С другой стороны, отставка Ходорковского почти совпала по времени со сделанным в воскресенье заявлением нового главы администрации президента Дмитрия Медведева. В эфире программы "Вести Недели" на телеканале "Россия" преемник Волошина подверг сомнению юридическую эффективность ареста акций "ЮКОСа" и посоветовал коллегам из Гепрокуратуры "умерить административный раж". Некоторые аналитики, в частности Сергей Суверов, считают, что эти высказывания вместе с уходом Ходорковского из "ЮКОСа" могут свидетельствовать о достижении им компромисса с властью или хотя бы поиске такового.
В любом случае, отставка Ходорковского уже позитивно сказалась на положении компании. Во вторник 4 ноября было объявлено, что председателем правления НК ЮКОС-Москва стал Семен Кукес, ранее руководивший ТНК. Кроме опыта работы в нефтяной отрасли, этот человек обладает еще одни неоспоримым преимуществом - американским гражданством. Более того, четыре из избранных во вторник членов правления компании - также иностранные граждане. Иностранцем является и Стивен Тиди - президент компании "ЮКОС-Москва", которая будет координировать всю производственную и финансовую деятельность компании "ЮКОС-Сибнефть".
Уже в понедельник укрепилось положение "ЮКОСа" на фондовом рынке. К 17:30 акции НК ЮКОС на ММВБ подорожали на 17 рублей. На РТС за понедельник акции поднялись на 11,95 процентов. Цена одной акции вечером 31 октября составляла 11,30 доллара, а к закрытию 3 ноября - 12,65 долларов.
Уход Ходорковского был неоднозначно воспринят аналитиками. Например, Олег Максимов из "Тройки-Диалог" сообщил, что "то, что он ушел - это хороший пока знак, но остается много вопросов. Многие из партнеров продолжают работать в компании. При этом нерешенным остался вопрос - что будет с арестованным пакетом". Хотя Михаил Ходорковский и перестал быть топ-менеджером "ЮКОСа", он не собирается отказываться от своей собственности в компании и продавать (или передавать) ее государству.
Поэтому попытка помириться с властью или спасти "ЮКОС" является всего лишь одним из возможных объяснений решения, принятого Михаилом Ходорковским. Его заявление об уходе, опубликованное на сайте компании, завершается высказыванием, которое могло бы служить достойным началом политической кампании: "Мои дальнейшие личные планы связаны с продолжением работы в качестве председателя правления Региональной общественной организации "Открытая Россия". Ее благотворительная деятельность направлена на поддержку образования и воспитания молодежи, на поддержку гражданских инициатив по построению в России открытого и подлинно демократического общества. Где бы я ни работал, все силы я буду отдавать своей стране - России, в великое будущее которой я твердо верю".
Более подробных заявлений о своих политических планах Ходорковский пока не делал. За него это сделали СМИ. Еще 29 октября радиостанция "Эхо Москвы" провела опрос среди своих слушателей и посетителей веб-сайта. Им был задан вопрос, кому бы они отдали свой голос, если бы на президентских выборах Михаил Ходорковский выступил против Владимира Путина. 75 процентов аудитории радиостанции и 85 процентов пользователей сайта выбрали опального олигарха.
Кампанию по раскрутке гипотетического кандидата продолжила "Газета". В среду 29 октября на ее страницах появился материал, в котором сообщалось о якобы принятом на закрытом заседании президиума ЦК КПРФ решении выдвинуть Ходороковского в качестве кандидата в президенты Российской Федерации на выборах 2004 года. Новость мгновенно облетела интернет и запомнилась гораздо сильнее, чем опровержение, поступившее от компартии в тот же день.
Вышедший в понедельник 3 ноября номер "Еженедельного Журнала" содержал статью, в которой выдвижение Ходорковского в качестве кандидата в президенты обсуждалось как свершившийся факт. На страницах рассматривались его шансы зарегистрироваться в ЦИКе до того, как он из обвиняемого станет осужденным и потеряет право баллотироваться. В конце материала обнаружилась приписка: "На момент подписания номера Михаил Ходорковский никаких судьбоносных заявлений не делал... Просто нам кажется, что другого выхода у Ходорковского нет. И у страны тоже".
Во вторник эстафету приняли англоязычные издания. Журналисты The Moscow Times ссылались уже на анонимный источник, приближенный к бывшему председателю правления "ЮКОС" и подтверждавший слухи о политических планах Ходорковского. Этот источник утверждал, что "Ходорковский автоматически выходит на политическую арену в совершенно новом качестве. Если раньше он был лоббистом, то теперь стал полноправным политическим игроком".
Свои источники, "уполномоченные разъяснять позицию Ходорковского", также нашла и New York Times. Во вторник эти люди сообщили на страницах ведущей американской газеты, что "отставка расчищает путь не только для более эффективной защиты Ходорковского в суде, но и для политической кампании. Также это делает возможным выступление Ходорковского против Путина на президентских выборах, проведение которых запланировано на будущий март". New York Times напомнила своим читателям, что "политические кампании, проводимые из тюрьмы, уже имеют прецеденты в рамках молодой и неустоявшейся российской демократии".
В начале этой недели СМИ занялись не только обсуждением планов Михаила Ходорковского, но и вероятностью их реализации. В нескольких электронных изданиях были опубликованы данные о том, что Михаил Ходорковский стал первым человеком, потеснившим Путина с первого места в рейтинге поисковых запросов НИНИ, вычисляемом компанией "Яндекс".
Многие журналисты осмелились высказать мнение, что на грядущих президентских выборах Ходорковский сможет возглавить силы оппозиции в лице СПС, "Яблока" и даже КПРФ. Эта гипотеза выглядела бы совершенно абсурдно, если бы не реально имеющие место случаи консолидированных действий оппозиции в отношении дела ЮКОСа. Еще неделю назад "Яблоко" и СПС подписали совместное политическое заявление, в котором сообщили, что арестом Ходорковского могут быть подорваны основы конституционного строя России. В своем интервью "Еженедельному Журналу" Григорий Явлинский сказал: "Я бы не хотел, чтобы дела в стране шли так скверно, что всем партиям, кроме "Единства", пришлось бы слиться в единый фронт. Наши разногласия весьма существенные... но сегодня просто не время их обсуждать".
Сами политики также склонны считать, что Ходорковский нацелен на политическую борьбу. Ирина Хакамада считает, что чем дольше он просидит в тюрьме, тем больший политический все приобретет: "Русские любят мучеников. Они забудут, что он олигарх".
В данный момент совершенно неважно, сможет ли население России забыть прошлое Ходорковского и проголосовать за него на президентских выборах. Не имеет значения и степень достоверности слухов о его политических планах. По настоящему важным является поворот в российской политической мысли, наметившийся в последние дни. Еще несколько недель назад никто не мог себе представить, что открытое политическое противостояние Путину вообще возможно. Фактическая безальтернативность президентских выборов - 2004 казалась столь же неминуемой, как наступление зимы вслед за осенью. Случилось несколько событий - и СМИ свободно рассуждают о шансах другого кандидата.
Вполне возможно, что в борьбе с предполагаемыми политическими амбициями Ходорковского власть случайно создаст центр реальной политической оппозиции. Это может случиться даже против желания самого олигарха.
Елена Любарская