Главное
22:57, 6 ноября 2003

Каждый при своей Богоматери Переговоры ЕС и РФ всегда идут с трудом, а тут еще дело "ЮКОСа" некстати подвернулось.

5 ноября российский президент Владимир Путин совершил официальный визит в Италию и Ватикан, а 6 ноября принял участие в саммите Россия - Евросоюз в Риме. Главные темы переговоров - безвизовый въезд российских граждан в Шенгенскую зону и единое экономическое пространство. Атмосфера форума - непростая торговля по множеству взаимосвязанных проблем. Однако от поиска консенсуса никуда не уйти - накануне встречи председатель Госдумы по международным делам Дмитрий Рогозин в программе "Ночное "Время" обозначил внешнеполитическую линию России: "Ведущая силовая держава мира - США, поэтому в вопросах военных конфликтов мы являемся партнерами США. Но в вопросах торговли и экономического сотрудничества для нас гораздо важнее ЕС".

Хотим без визы!

Любой россиянин, хотя бы раз собиравшийся в Европу, знает, что получить шенгенскую визу нелегко. Однако та настойчивость, с которой Путин убеждает евробюрократов ввести безвизовый режим въезда в ЕС для граждан РФ, обусловлена не только заботой о российских путешественниках. Речь идет о символе - готова ли Европа принять в свои ряды Россию? К тому же интенсивные контакты наших граждан с европейцами должны привести к увеличению вливания европейских денег в отечественную экономику. ЕС, конечно, не торопится открыть границы россиянам. Во-первых, прежде всего наша страна должна укрепить границы с соседями по СНГ и принять меры по недопущению проникновения в Россию, а через нее в ЕС, международных террористов. Кроме того, открыть границу РФ-ЕС сейчас - значит впустить в благоустроенную Европу толпы мигрантов из Азии, чего жители ЕС, конечно, не желают. Во-вторых, ЕС на саммите, скорее всего, свяжет введение безвизового режима со скорейшим завершением переговоров по делимитации и демаркации границ Балтия-РФ. В Евросоюзе подозревают, что Россия затягивает урегулирование этих вопросов, поскольку это больше нужно самим странам Балтии: государства с приграничными спорами не могут быть членами ЕС и НАТО.

Председатель Еврокомиссии Романо Проди называл возможный срок введения безвизового режима - 5 лет. Другие прогнозы лежат в пределах от 3 до 10 лет.

Премьер-министр Италии выступает за скорейшее решение этого вопроса и даже подписал с Владимиром Путиным "Совместное заявление в отношении упрощения процедур выдачи виз итальянским и российским гражданам". В документе утверждается, что Россия и Италия намереваются упростить порядок выдачи виз некоторым категориям граждан - участникам экономического сотрудничества, молодежных обменов, предпринимателям, деятелям культуры, науки и образования.

О том, насколько сторонам удастся договориться по центральному вопросу форума, можно будет судить по характеру итогового документа. Ряд членов ЕС не желают принимать на нынешней встрече совместное коммюнике или декларацию, а предлагают ограничиться общим заявлением, вес которого существенно ниже.

Нефть в обмен на визы

Если Россию волнует визовая проблема, то европейцев - энергетическая. Замминистра экономического развития Максим Медведков даже сказал: "Главное - энергетика, остальное все решим". ЕС недоволен, что Россия не присоединяется к энергетической хартии и не повышает внутренние цены на энергоносители до уровня внешних. Естественно, что если российские производители начнут покупать бензин по тем же ценам, что и европейские, то отечественные товары - и так не особенно конкурентноспособные - подорожают настолько, что их вообще не будут покупать. Кроме того, Евросоюз волнует переход на евро в расчетах за нефть и газ. Один из высокопоставленных чиновников из российской делегации заявил, что вопрос о том, в какой валюте получать деньги за свой товар, - частное дело компаний-экспортеров: "В соревновании доллара и евро мы не можем усиливать ни одного конкурента".

Так что если РФ сделает определенные уступки в выравнивании цен на нефть в обмен на смягчение визового режима, то это произойдет в очень отдаленной перспективе.

Наиболее острый вопрос в данной сфере - антидемпинговые меры и квотирование. Квоты, например, на ввоз стали из России сейчас распространяются на 15 стран-членов ЕС, но после вхождения в Евросоюз 1 мая 2004 года еще десяти государств, их необходимо будет пересмотреть и увеличить. Источник в администрации президента РФ сообшил ИТАР-ТАСС: "Процесс обсуждения данной проблемы идет, но очень медленно, потери в этой сфере неизбежны. У нас есть рычаги воздействия на ЕС, и мы от них не отказываемся".

Пока конкретные результаты достигнуты лишь на переговорах с Италией. Подписано целых 12 документов. Основных - два. Это договоренность о том, что Италия предоставит России на безвозмездной основе до 360 миллионов евро на проектирование и строительство объекта по уничтожению химического оружия в районе города Почеп в Брянской области или на поставки необходимого оборудования и оказания услуг. Еще одно соглашение - о предоставлении итальянской компании ENI права реэкспорта российского газа в третьи страны.

Дело "ЮКОСа"

И Европа, и Америка требуют от России объяснений по делу "ЮКОСа" и пытаются увязать дальнейшее сотрудничество с этим вопросом.

Представитель Еврокомиссии Крис Паттен сказал: "Дело вызвало определенные реакции, в том числе на российских рынках, которые беспокоят нас и могут создать угрозу для процесса создания экономического пространства ЕС-Россия".

В распространненном Европейской комиссией заявлении говорится: "Обвиняемым должен быть обеспечен беспристрастный процесс, в ходе которого у них должна быть реальная возможность защищать себя. Несоблюдение этих ключевых принципов подорвет прогресс, достигнутый Россией за несколько последних лет в области создания благоприятной атмосферы для развития торговли и инвестиций как российских, так и иностранных компаний. Кроме того, их нарушение может также затормозить процесс интеграции России в единое европейское экономическое пространство".

Высокий представитель Европейского союза по вопросам внешней политики и безопасности Хавьер Солана по этому поводу сказал: "Речь идет о вопросе, имеющем прежде всего отношение к российским судебным органам, даже если мы обеспокоены развитием этого дела. Вместе с тем внутрироссийская и международная реакция на арест Ходорковского должна быть принята во внимание российскими властями. Я надеюсь, что российское правительство поможет развеять сомнения, возникшие вокруг этого дела, чтобы восстановилась атмосфера доверия в российской экономике".

Давление оказывается и с американской стороны. Выступая 4 ноября в Конгрессе, сенатор Джон Маккейн, которого поддержали некоторые правые политики, призвал Буша не приглашать Путина на встречу лидеров восьми индустриально развитых стран, которая состоится в июне в США, а также отказать России в кредитах. Президент США Джордж Буш не высказал никакого мнения по этому поводу. Анонимный высокопоставленный чиновник Госдепартамента заявил, что его ведомство не хотело бы делать "скоропалительных выводов", а США не рассматривают арест бизнесмена как политическую акцию, но по этому поводу "намечены беседы на высших уровнях".

Беспокойство США можно понять. "ЮКОС" вел переговоры о слиянии с крупнейшими американскими компаниями ExxonMobile и ChevronTexaco (связанной, кстати, с нынешней республиканской администрацией), но новый руководитель российского нефтегиганта Семен Кукес уже заявил, что не видит необходимости в слиянии с иностранными компаниями. Источник "Независимой газеты" в московском посольстве Соединенных Штатов предупредил, что американская сторона займет гораздо более "жесткую, чем заявлялось ранее, позицию по поводу ареста Ходорковского и уголовного разбирательства в отношении "ЮКОСа".

Впрочем, Анджела Стент, директор Центра евразийских, российских и восточноевропейских исследований Джорджтаунского университета, так отозвалась о перспетивах этих переговоров: "Рычаги влияния действуют в обоих направлениях. У Запада есть средства воздействия на президента Путина, но покуда мы нуждаемся в нем в нашей войне с террором, у него есть рычаги влияния на нас".

Сильвио Берлускони после переговоров с Путиным тоже заявил, что, по его мнению, дело "ЮКОСа" двигается в рамках закона.

Остались при своих

В истории России и Евросоюза этот саммит уже двенадцатый. Обычно стороны декларируют готовность к тесному и плодотворному сотрудничеству и не могут решить ни одной конкретной проблемы. Например, до сих пор не удалось договориться ни по вопросу проезда россиян через Литву без виз и спецразрешений, ни по выдаче Закаева.

Показателен последний саммит, прошедший на юбилее Санкт-Петербурга. В итоговом коммюнике правам чеченцев был посвящен целый абзац, а приоритетной для Москвы теме упрощения визового режима с Европой - всего одна фраза ни к чему не обязывающего содержания.

Итоги саммита очень хорошо отразились в так называемой культурной программе. Путин привез в Рим показать "Мадонну Литта" из собрания Эрмитажа, написанную великим итальянцем да Винчи, а Папа Римский продемонстрировал икону Казанской Божьей Матери, которую он собирается вернуть нам, когда приедет с визитом в Россию. Однако Русская православная церковь категорически против этого визита. Таким образом, стороны показали друг другу по Божьей Матери и разошлись, мало о чем договорившись.

Николай Дзись-Войнаровский