Главное
15:45, 10 ноября 2003

Неравный обмен Правительство Ариэля Шарона одобрило сделку с ливанскими террористами

Одним из наиболее активных действующих лиц второго плана в нынешнем арабо-израильском конфликте на Ближнем Востоке является ливанская террористическая группировка "Хизбалла", вмешательство которой в противостояние Израиля и автономии ознаменовалось дерзкой операцией на ливанской границе в октябре 2000 года, в ходе которой были захвачены первые израильские военнопленные. Переговоры об их освобождении продолжались почти три года и, кажется, наконец, пришли к завершению. Вопрос лишь в том, кто больше выиграет от этой сделки.

Подробности операции

7 октября 2000 года, менее чем через месяц после официального начала нынешней "интифады Аль-Акса", боевики ливанской группировки "Хизбалла" впервые за 18 лет провели операцию на территории Израиля, устроив засаду у подножия горы Дов (район фермы Шэбаа). В ходе операции были захвачены трое израильских военнослужащих, и еще трое получили серьезные ранения. Планировалась эта акция долго и со вкусом. За месяц до ее начала у израильско-ливанской границы были припаркованы "Рейндж-ровер" и "Ниссан", которые впоследствии были использованы для перевозки захваченных солдат.

Операция началась со взрыва мины, заложенной на обочине дороги с ливанской стороны границы, вдоль которой ехал израильский патрульный джип. Одновременно один из боевиков "Хизбаллы" с помощью пульта дистанционного управления выпустил по джипу восемь ПТУРСов "саггер", а артиллерия "Хизбаллы" начала обстреливать из 120-мм минометов и 107-мм "катюш" сразу семь израильских населенных пунктов. После артподготовки боевики, применив самодельные дымовые шашки, захватили солдат из джипа и скрылись на заранее подогнанных машинах в направлении деревни Шебаа, расположенной в километре к северу от места нападения. Обе машины позже были обнаружены около деревни Кфар Хаммам. Вскоре были установлены и имена троих пропавших солдат - Ади Авитан, Омар Сувад и Бени (Биньямин) Аврахам.

Не прошло и недели, как в прессу просочилась информация о том, что в руки "Хизбаллы" попал высокопоставленный израильский военный. Официальное подтверждение этому через несколько дней было опубликовано в газете The Jerusalem Post. Как выяснилось, на этот раз агенты спецподразделения "Хизбаллы" захватили в Бельгии израильского бизнесмена и офицера запаса ЦАХАЛа в чине полковника Эльханана Танненбаума.

Спустя несколько дней генеральный секретарь "Хизбаллы" Хассан Насралла заявил об ответственности группировки за похищение солдат и полковника, обозначив в своей речи основные цели этих акций:

История с расследованием

В ходе расследования инцидента на израильско-ливанской границе израильские власти получили неопровержимые доказательства косвенной причастности к операции "Хизбаллы" миротворческих войск ООН (ЮНИФИЛ). В частности, выяснилось, что во время нападения ливанские боевики воспользовались снаряжением ЮНИФИЛ. После некоторых колебаний этот факт подтвердил и пресс-секретарь Временных сил ООН в Ливане Тимор Гоксел. Генсек ООН Кофи Аннан в качестве отступного предложил Израилю свое посредничество в переговорах с "Хизбаллой", а также пообещал полное содействие.

Содействие это, правда, носило странный характер. После нескольких визитов в Ливан ряда ооновских чиновников всплыла копия видеозаписи одного из эпизодов захвата израильских военнослужащих. Израильским экспертам понадобился месяц, чтобы добиться разрешения на просмотр пленки, однако даже с ее помощью получить ответ на вопрос, живы ли еще захваченные солдаты, так и не удалось. А через полтора месяца после похищения военнослужащие индийского контингента ЮНИФИЛ "вспомнили" о том, что собственными глазами наблюдали операцию по захвату израильтян.

Восточный базар

После завершения расследования начался длительный период переговоров, которые проходили в духе традиционного арабо-израильского диалога. Израильтяне пытались добиться освобождения захваченных террористами солдат, обращаясь во всевозможные инстанции от Белого дома до администрации президента Казахстана Нарсултана Назарбаева. Руководство "Хизбаллы" до последнего пыталось заставить Израиль пойти на уступки, раз за разом напирая на слова "пока ваши солдаты еще живы". Только в августе этого года было официально объявлено о том, что Авитан, Сувад и Аврахам уже мертвы. Точное время и обстоятельства их гибели до сих пор неизвестны.

Следует отдать должное терпению и дипломатическому такту последнего из посредников - специального посланника Берлина Эрнста Урлау. Именно он вынудил представителей "Хизбаллы" признать факт смерти израильских военнослужащих и добился личной встречи с Танненбаумом, в ходе которой тот даже передал письмо родственникам. Эрнсту Урлау и его израильскому коллеге по переговорам Бирену, месяц за месяцем согласовывавшим бесконечные "но" договаривающихся сторон, удалось убедить Шарона пойти на сделку с "Хизбаллой", не дожидаясь получения достоверной информации о судьбе летчика израильских ВВС Рона Арада, сбитого боевиками "Хизбаллы" над Бейрутом в 1986 году.

В результате было принято предварительное соглашение, в рамках которого "Хизбалла" обязалась вернуть Израилю останки трех солдат и отпустить Эльханана Тенненбаума, а израильтяне - отпустить около 400 палестинцев и около 20 ливанских боевиков. Правда, было решено, что амнистия коснется лишь тех жителей ПА, кто не принимал участия в терактах на израильской территории, оказался за решеткой в первый раз и уже отсидел большую часть срока. Наотрез израильтяне отказались отпускать только экс-главу службы безопасности на Западном берегу Иордана Марвана Баргути, которому по совокупности предъявленных обвинений грозит если не смертный приговор, то пожизненное заключение. Одновременно планируется выпустить около 20 иорданцев, переговоры об освобождении которых велись непосредственно с правительством Иордании. Итоговый проект соглашения будет подготовлен к концу этой недели. Если не произойдет ничего непредвиденного.

Позиция Шарона

На прошлой неделе Шарон объявил о твердом намерении добиться от своего кабинета согласия на обмен. В качестве одного из аргументов в пользу такого решения он выдвинул тот факт, что освобождены будут не только арабы, удерживаемые в израильских тюрьмах, но и те, кто отбывает заключение в различных странах Европы. В частности, о готовности пойти на такой шаг уже заявила Германия, пообещавшая отпустить одного иранца и двух ливанцев в обмен на получение достоверной информации по делу Арада.

Активное участие международного сообщества, стремление укрепить свой престиж в глазах европейских миротворцев и израильских правозащитников, а также желание приструнить "Хизбаллу", лишив руководство группировки возможности продолжать вооруженное сопротивление Израилю на легальных основаниях, и стали, скорее всего, основными причинами, по которым израильский премьер столь настойчиво добивался завершения переговоров об обмене. Эти соображения перевесили вполне здравое опасение перед очередным всплеском насилия, которым может оказаться чревато подобное "попустительство" откровенному шантажу террористов.

Проведя на телефоне фактически весь уик-энд, Шарон сумел убедить большинство членов своего кабинет в необходимости пойти на компромисс. Его усилия не пропали даром: в воскресенье 12 из 23 министров безоговорочно поддержали своего премьера. 11 проголосовали против. Победу Шарона обеспечил экс-премьер и нынешний министр финансов Биньямин Нетаниягу, которому премьер клятвенно пообещал, что на волю не выйдет ни один террорист, обвиняемый в убийствах израильтян.

Сделка века

На сегодняшний день, однако, остается несколько проблем, которые могут стать реальным препятствием на пути к заключению вожделенного соглашения.

Так, все еще не урегулирован вопрос об освобождении одного из ливанских боевиков - Самира Кунтара, который в 1979 году убил двух израильтян в Нагарии во время теракта, организованного Народным фронтом освобождения Палестины, а также был причастен к смерти друзского офицера полиции. Первоначально Кунтар был включен в список ливанцев, которым предстояло выйти на свободу, однако затем его имя было вычеркнуто, несмотря на угрозы Насраллы свернуть переговоры. Эта проблема может оказаться неразрешимой, поскольку отказываться от своего требования Насралла, похоже, не намерен. По крайней мере, он уже заявил, что готов нарушить договоренность с Израилем, если Самир Кунтар останется в тюрьме.

Еще одним камнем преткновения может стать требование семьи Рона Арада отказаться от освобождения экс-шефа аппарата службы безопасности группировки "Амаль" Мустафы Дирани. Шарон лично пообещал семье Арада во что бы то ни стало найти пропавшего без вести пилота и добиться его освобождения. С этой целью, как сообщил премьер, сразу после подписания соглашения с "Хизбаллой" будет сформирован специальный комитет для работы с источниками в иранских спецслужбах. Однако, подчеркнул Шарон, при этом он не намерен идти на поводу у эмоций и удерживать Дирани, рискуя сорвать соглашение с "Хизбаллой".

Кстати, как полагают эксперты, руководство Ирана, скорее всего, окажет Израилю необходимую помощь в поисках, учитывая ту сложную ситуацию, в которой оно само оказалось из-за обвинений в стремлении обзавестись неконвенциональным оружием. Более того, иранские спецслужбы уже "засветились" не только в деле Арада, о чем говорится едва ли не открытым текстом, но и в похищении Танненбаума. Согласно непроверенным данным, с их помощью сразу после захвата Танненбаум был доставлен боевиками "Хизбаллы" в Абу-Даби и только потом вывезен в Ливан. Сговорчивости Тегерана на переговорах с Израилем может помочь и нежелание иранцев подводить лидеров ливанской группировки, в становлении которой они в свое время сыграли одну из ключевых ролей и которая до сих пор неплохо кормится из исламских фондов страны. В последние годы между Тегераном и Дамаском идет настоящая борьба за влияние на "Хизбаллу", и Хатами не упустит шанс показать ливанцам, кто им настоящий друг.

Подводя итоги

Как утверждают пессимисты, если обмен все-таки состоится, то после проявления подобной слабости израильтянам ничего не останется, как в очередной раз заняться укреплением своих домов и усилить бдительность. И уповать на то, что арабы сейчас слишком заняты решением большой внешней проблемы под названием "США", чтобы немедленно воспользоваться "промахом", допущенным израильскими властями. Иерусалим, к слову сказать, уже попытался сгладить возможные негативные последствия и заблаговременно развел переговоры об освобождении заключенных иорданцев и палестинцев, договорившись о сепаратных соглашениях соответственно с Иорданией и Палестинской автономией.

С другой стороны, утверждают оптимисты, очередная "победа" ливанской группировки может обернуться для нее настоящей ловушкой. Израильское руководство, похоже, избрало тактику обращения давнего врага в "замиренного друга". Сразу после вывода израильских войск из Южного Ливана Насралла поклялся, что его организация будет противостоять Израилю до тех пор, пока в израильских тюрьмах остается хотя бы один ливанец и пока ЦАХАЛ не покинет оккупированный район фермы Шэбаа. По сути, Израиль готов выполнить его условия. Недавно было объявлено о начале строительства "защитной стены", которая отгородит Израиль от спорного района фермы Шэбаа. Подписанное с "Хизбаллой" соглашение об освобождении ливанских боевиков является реализацией второго пункта заявленного Насраллой в 2000 году плана.

Если забор будет достроен, то "Хизбалла" лишится оснований для продолжения вооруженной борьбы против Израиля. По крайней мере, с территории Ливана. В этом случае выбор у нее останется небольшой: либо переносить борьбу против Израиля на территорию других государств региона, что может оказаться чревато конфликтами с правительствами этих стран, либо полностью переключиться на внутриполитическую деятельность. При любом исходе у Израиля может появиться шанс добиться восстановления относительного спокойствия на северной границе.

Ирина Козырева