Главное
17:43, 12 ноября 2003

Каспаров постоит за честь человечества Гражданин мира сражается со Звездой Смерти внутри Матрицы

С 11 по 18 ноября пройдет матч между гроссмейстером Гарри Каспаровым и компьютерной программой X3D Fritz. Официальные поединки сильнейших шахматистов среди людей и машин - дело нередкое. А вот выигрыш искусственного интеллекта - пока еще сенсация. В 1997 году чемпион мира Каспаров проиграл IBM Deep Blue со счетом 2,5:3,5 (2 победы, 3 поражения и 1 ничья). Затем Гарри Кимович утратил свой титул, и в ноябре 2002-го честь человечества пришлось отстаивать Владимиру Крамнику. Итог - ничья 4:4 с программой Deep Fritz. Противники в нынешней игре не являются чемпионами ни среди людей, ни среди компьютеров (титулы принадлежат Крамнику и Deep Junior), но занимают высшие строчки в соответствующих рейтингах международной шахматной ассоциации ФИДЕ, а значит - они сильнейшие шахматисты планеты.

Учитывая предыдущее поражение Каспарова и ничью Крамника, на кону - престиж человечества!

Фигуры - виртуальные, интеллект - искусственный

В 1769 году инженер Вольфганг фон Кемпелен, дабы развлечь австрийскую императрицу Марию Терезу, сконструировал робота, который мог играть в шахматы. Августейшая особа была потрясена, однако вскоре тайну механического игрока разгадали - внутри устройства сидел живой шахматист и управлял механической рукой агрегата.

Парадоксально, но первая шахматная программа была написана еще до появления компьютера. Английский математик Алан Тьюринг, создавший теоретические основы почти всех современных ЭВМ, в 40-е годы в ожидании появления первых электронных вычислителей решил написать программу заранее.

Когда состоялся самый первый шахматный поединок кремниевого мозга с человеческим, достоверно не известно, но к 1974 году программ было разработано достаточно для того, чтобы провести чемпионат. Победило творение российских ученых под названием "Каисса", которое в общем зачете обошло остальных 15 соперников, в том числе и американскую Chess 4. Новые версии "Каиссы" побеждали в течение нескольких лет, но потом СССР настолько отстал в производстве электроники, что неплохие программы стали проигрывать из-за медлительности "железа".

Быстродействие компьютеров росло, алгоритмы становились умнее, но белковые шахматисты более-менее легко расправлялись с младшими братьями по разуму. В 1996 году Гарри Каспаров без особого напряжения выиграл у IBM Deep Blue со счетом 4:2 и, не ожидая проблем, согласился на матч-реванш (кстати, приставка Deep означает, что мы имеем дело не с программой для обычной "персоналки", а со специализированным многопроцессорным комплексом). Через год усовершенствованная Deep Blue доказала всему миру, что "железяки" могут играть с Homo sapiens на равных. Она выиграла матч-реванш - 3,5:2,5.
Последующие встречи Каспарова и следующего чемпиона мира Владимира Крамника заканчивались вничью.

Теперь у человечества снова появилась возможность поквитаться. Нынешняя встреча из 4 партий (11, 13, 16 и 18 ноября) заявлена как единоборство сильнейшего белкового шахматиста и сильнейшего кремниевого игрока (по рейтингам, которые вычисляет ФИДЕ).

Гарри Каспарову 40 лет. Он родился 13 апреля 1963 года в Баку, а в возрасте 22 лет стал 13-м чемпионом мира по шахматам. Окончил Азербайджанский педагогический институт иностранных языков. Женат (второй брак). Занимается плаванием и благотворительностью. Любит джаз, Бетховена и суши. Считает себя гражданином мира, но живет в Москве.

Программа X3D Fritz создана 12 лет назад международной группой программистов. В 1995 году отобрала чемпионский титул у Deep Blue. Fritz с каждым годом совершенствуется, изучая человеческий и компьютерный шахматный опыт. Текущая 8-ая версия продается по цене 100 долларов и может работать на компьютере Pentium с 32 мегабайтами оперативной памяти, но против Каспарова выставили ПК на основе Pentium 4 (по нынешним меркам, обычная машина стоимостью 1800 долларов). Приставка X3D означает, что играть Каспаров будет, используя трехмерный интерфейс. Он наденет очки, аналогичные тем, которые выдают в стереокинотеатрах. Двухмерное изображение на дисплее будет для Каспарова выглядеть как трехмерная доска с фигурами, парящая в воздухе. Управлять фигурами чемпион мира будет голосом. Лимит времени обычный - 2 часа на первые 40 ходов, 1 час на следующие 20 ходов и 15 минут плюс 3 секунды на каждый ход для окончания партии. За матч Каспаров получит 150 тысяч долларов. Премия за ничью - 25 тысяч, за победу - 50 тысяч. Спонсор турнира - корпорация X3D Technologies, рекламирующая свои трехмерные очки.

Ход конем

Первую партию Каспаров начал ходом белого коня на f3, чем удивил многих - последнее время он предпочитает e2-e4. Соперники разыграли славянскую защиту, знатоком которой считается российский гроссмейстер. На 7-м ходу белые пожертвовал пешку ради более выгодной позиции. Партия и дальше продолжалась в духе, традиционном для поединков "человек - машина" - Homo sapiens стремился захватить инициативу, а компьютер реализовывал материальное преимущество. На 11-м ходу Fritz сделал необычный ход, не встречавшийся еще в шахматной практике, и партия покатилась к развязке по невиданной дорожке. Удивил комментаторов и 20-й ход X3D Fritz, когда он вывел короля ближе к центру последней горизонтали, вместо того чтобы увести его под защиту пешек. Аналитики полагают, что человек инстинктивно боится выводить короля к центру поля, а компьютер перебирает варианты без эмоций и если не видит опасности, то может поставить главную фигуру на рискованную, с точки зрения человека, позицию. Перед 31-м ходом у белых было 5 пешек, 2 ладьи и ферзь против 6 пешек, слона, ладьи и ферзя у черных. Но Каспаров ошибся, потерял обе пешки и был поставлен перед выбором - либо согласиться на ничью, либо сделать ход, ведущий к быстрому разгрому. Гроссмейстер выбрал ничью. Это случилось через 3,5 часа после начала встречи.

"Я просто не смог полностью приспособиться к новым условиям игры - делать ходы голосом, видеть все в трехмерном изображении", - сказал чемпион.

Перебор!

Шахматы - это математическая задача на перебор вариантов. Для того чтобы выбрать наилучший ход, просчитывая комбинацию на 7 шагов вперед, надо перебрать около 1021 (единица с 21 нулем) позиций. Учитывая, что на ход отводится около 3 минут, компьютер должен анализировать не менее 1018 позиций в секунду. Deep Blue в 1997 году просчитывала 200 миллионов комбинаций (то есть два с 8 нулями), а Fritz - 3 миллиона в секунду. Это говорит о том, что программы учатся побеждать по-суворовски - "не числом, а умением". Искусственный интеллект, однако! Лет десять назад Каспаров заявлял: "Если лучший компьютер сможет обыграть лучшего шахматиста, значит компьютер сможет писать лучшие стихи!" Теперь Гарри Кимович не столь категоричен. Перед матчем он сказал: "У любой программы, как и у Звезды Смерти в фильме "Звездные войны", на первый взгляд непобедимой, обязательно есть одно уязвимое место. Нужно просто его найти и в него попасть". Эксперты говорят, что слабое место компьютерных программ - неумение просчитывать психологию человека, играть на его слабостях. В этом же и сила "электроников" - в безнадежных ситуациях они не сдаются, а играют до конца.

Чем закончится матч?

Более половины (55%) посетителей официального сайта игры предсказывают победу Каспарову, 23% - ничью, а 22% - выигрыш Fritz. Букмереские конторы тоже принимают ставки. Поверив в Каспарова можно будет выиграть в 2,5 раза больше поставленной суммы, отдав первенство машине получить в 4 раза больше, но охотнее всего ставят на ничью. Ее коэффициент у букмекеров - 2.

"Шахматы - это единственное поле, на котором можно сопоставить человеческую интуицию и творческие способности с силой и расчетом машины", - сказал Гарри Каспаров. На фоне антиутопий "Терминатора" и "Матрицы" человечество видит в нашем игроке, блуждающем в виртуальной реальности с помощью стереоочков, шахматного Нео, который покажет этим компьютерам, где байты зимуют.

Николай Дзись-Войнаровский