Главное
20:42, 17 ноября 2003

Их президент и наша мафия Литовцы обвинили собственного президента в коррупции

Анамнез

Роландас Паксас стал президентом Литвы после выборов, состоявшихся в республике 5 января 2003 года. Самой главной политической сенсацией этих выборов стало объединение почти всех крупных политических партий против одного человека. Вопреки (а может, и благодаря ) такому противодействию, именно этот человек и стал президентом, обойдя своего конкурента - бывшего главу государства Валдаса Адамкуса.

Противники называли избранного президента популистом и "литовским Жириновским". С самого начала было ясно, что на новом посту Роландасу Паксасу предстоит непростая работа в условиях постоянной борьбы с парламентом, правящие партии которого были непримиримыми врагами президента, и с чиновниками. Тем более что многие из них боялись оказаться при новом президенте без работы.

И действительно, новые назначения не заставили себя ждать. Самым громким из них стало освобождение от занимаемой должности генерального директора департамента госбезопасности Мечиса Лауринкуса и планируемое вступление в эту должность молодого сотрудника литовской контрразведки Гинтараса Багдонаса. Хотя Лауринкус должен был получить "теплое место" посла Литвы в Испании, смена должности не вызвала радости ни и него, ни у других представителей старой литовской элиты, боявшихся дальнейших перемен.

На таком неблагоприятном фоне в конце декабря в Литве разразился самый большой политический кризис в новейшей истории республики. Началось все, как водится, с доклада. Только в Литве этот доклад был подготовлен в республиканском департаменте госбезопасности. Вечером 30 октября сотрудники спецслужб проинформировали спикера и членов парламента о наличии информации о преступных связях президента Пасксаса и его ближайшего окружения. Хотя детали доклада не были обнародованы официально, уже 1 ноября ежедневная газета "Республика" опубликовала полный текст справки департамента госбезопасности под заголовком: "О негативных тенденциях, которые представляют угрозу национальной безопасности государства".

Подробности обвинения

Предполагается, что ряд преступных группировок российского происхождения заинтересованы в проникновении в Литву, участии в приватизации республиканских предприятий и использовании республики как территории для транзита оружия, наркотиков и отмывания денег. При этом лидеры этих группировок, по утверждению литовского департамента госбезопасности, связаны также с российскими спецслужбами.

Особое внимание литовских правоохранительных органов заслужила компания "21 Век" и ее фактический руководитель - гражданин РФ Анзори Аксентеьев. Согласно записке, компания опутала системой связей литовские властные структуры. Предполагается, что деятельность компании включает использование коррупционных схем, захват имущества, торговлю наркотиками и оружием, мошенничество при выдаче виз, а также подделку документов. Осуществляется эта деятельность при помощи литовских и российских преступных группировок (при этом департамент госбезопасности утверждает, что располагает информацией о связях Аксентьева с представителями и тех и других), а также коррумпированных чиновников, находящихся в высших эшелонах литовской власти, включая такие структуры, как Служба охраны государственной границы (СОГГ) и таможенная служба.

Если верить докладу, Аксентьеву удалось вступить в контакт с представителями властных структур благодаря помощи гражданки Литвы Ренаты Смайлите. Эта женщина, являясь доверенным лицом советника президента Ремигиюса Ачаса, организовывала встречи Аксентьева с ним и другими высокопоставленными лицами. Кроме этого, Смайлите якобы поддерживает связи с такими людьми, как мэр города Каунаса, руководитель дирекции автомобильных дорог Литвы, и занимается не только организацией контрабанды в особо крупных размерах, но и воздействием на процесс приватизации и даже шантажом.

Вторым объектом особо пристального внимания департамента госбезопасности Литвы стал предприниматель, генеральный директор компании Avia Baltika Юрий Борисов. Этот человек известен тем, что являлся одним из главных спонсоров президентской предвыборной кампании, а также членом пропрезидентской либерально- демократической партии. Правоохранительные органы утверждают, что Avia Baltika занимается незаконными поставками оборудования для военных вертолетов в Судан - страну, поддерживающую международный терроризм.

При этом через Ренату Смайлите и Ремигиюса Ачаса Борисов напрямую связан с президентом Литвы. Сотрудники госбезопасности, по их словам, обладают свидетельствами того, что Борисов оказал Паксасу финансовую поддержку на определенных условиях, а теперь ждет от президента выполнения договора и оказывает на него давление через советника Ачаса. Именно на этом уровне можно говорить о связях, порочащих самого президента.

В докладе делается предположение, что генеральный директор департамента госбезопасности Мечиса Лауринкус оставался последним препятствием для достижения группировкой всех своих целей. Поэтому Ачас, Борисов и Смайлите сумели убедить президента в необходимости отставки этого чиновника и назначении на его должность послушного человека.

Однако сторонники президента, в особенности члены пропрезидентской партии уверены, что шум, поднятый вокруг дела, инициирован теми представителями политической элиты, которые недовольны происходящими после прихода Паксаса к власти переменами и надеются на получение политических дивидендов с помощью скандала.

Госбезопасность в свою очередь утверждает, что располагает материальными свидетельствами описанных преступлений - записями телефонных разговоров и документами.

Развитие скандала

31 октября, на следующий день после того, как госбезопасность представила материалы членам парламента, президент Роландас Паксас выступил по национальному ТВ с заявлением, опровергавшим информацию о связи его или его окружения с преступными группировками и обвинил своих противников в заговоре. Однако одновременно президент объявил, что приостанавливает полномочия своего советника по национальной безопасности Ремигиюса Ачаса.

В тот же день председатель сейма Литвы Артурас Паулаускас встретился с Паксасом, после чего сообщил, что парламент приостанавливает процедуру освобождения от занимаемой должности генерального директора департамента госбезопасности Мечиса Лауринкуса.

В пятницу 1 ноября Паксас собрал Совет обороны, на котором попросил министра обороны Линаса Линкявичюса и командующего вооруженными силами Литвы Йонаса Кронкайтиса предотвратить втягивание армии в конфликт. На совете также присутствовал премьер-министр Альгирдас Бразаускас, который заявил, что ничто из представленных госбезопасностью материалов не свидетельствует о личных связях президента с преступными группировками.

3 ноября Сейм провел экстренное заседание, на котором назначил парламентскую комиссию из девяти человек, призванную расследовать деятельность президента и близких к нему чиновников. Одновременно Генеральная прокуратура завела уголовное дело против Юрия Борисова, обвинив его по статье 287 Уголовного кодекса Литвы - "угрозы государственному служащему с целью осуществления корыстных действий". По сведениям прокуратуры, Борисов потратил около 330 тысяч долларов на предвыборную кампанию Паксаса, за что и потребовал в последствии должность в президентской канцелярии. Юрий Борисов был допрошен 4 ноября и отпущен под подписку о невыезде, причем у него были конфискованы как российский, так и литовский паспорта.

При обыске на квартире Борисова была найдена бумага, озаглавленная "План "Стрекоза". Она содержала стратегию, предполагавшую использование черных технологий для дискредитации лидеров партий - конкурентов Паксаса и обеспечение его победы его партии на паралментских выборах 2004 года. Согласно плану, другие партии должны были быть представлены обществу как коррупционеры и пособники Москвы. Однако и премьер-министр Бразаускас (который указывался в документе как одна из возможных жертв) и представители президентской партии и сам Паксас сказали, что сама идея подобного плана представляется им смешной и отказались признавать никем не подписанную бумагу официальным документом.

Гепрокуратура также объявила, что 17 ноября планирует допросить президента Литвы, однако подчеркнула, что сведений о его причастности к деятельности преступных группировок пока не обнаружено. Паксас же еще раз заявил по ТВ, что считает всю историю выдуманной, и что не подписывал никаких договоров, способных причинить вред или нарушить интересы или законы государства. Сам допрос действительно прошел 17 ноября в канцелярии президента и в присутствии Юрия Борисова.

8 ноября лидеры партии консерваторов обратились с посланием к президенту, призывавшим его уйти в отставку. "Роландас Паксас должен подать в отставку, не ожидая выводов парламентской комиссии" заявил лидер консерваторов Андрюс Кубилюс. С аналогичным призывом к Паксасу обратились представители литовской интеллектуальной элиты. Однако президент сообщил, что "не нарушил ни Конституции, ни законов, ни присяги перед народом" и подавать в отставку не собирается.

10 ноября в поддержку Паксаса выступил премьер-министр Литвы Альгирдас Бразаускас. Он сообщил, что в стране нет политического кризиса, правительство работает в нормальном режиме, а членам парламента следует прекратить истерику и заняться действительно важными проблемами Литвы.

12 ноября, после встречи с премьер-министром, где Паксас просил совета у главы правительства, он объявил о своем решении отправить в отставку всех своих советников, чтобы отвести от аппарата подозрения в коррупции.

Аналитики считают, что ни этот шаг, ни запланированные Паксасом поездки в США и Ирак не помогут ему восстановить репутацию. Однако опросы свидетельствуют о достаточно прочном положении президента: несмотря на то, что рейтинг Паксаса уменьшился в два раза, 56% опрошенных не считает, что президент должен из-за скандальных событий последних недель уйти в отставку.

По российским меркам литовский скандал не стоит поднятой вокруг него шумихи. Однако с точки зрения литовской общественности, наличие даже малейшей информации, компрометирующей советника президента и самого главу государства, делает их уязвимыми для любого давления и представляет угрозу для безопасности Литвы. Каким бы экзотическим такое мнение не показалось россиянам, оно является достаточно распространенным в Европе и имеет право на существование.

Елена Любарская

Другие материалы по теме:

Восстановление исторической справедливости в Прибалтике оборачивается тяготением к нацизму

Конец Российской империи