Подрыв многоквартирных домов с десятками жителей в городах, далеких от каких либо контртеррористических операций, - это новая тактика террористов, впервые примененная в России ровно семь лет назад. После взрывов в Каспийске, Буйнакске, Москве и Волгодонске мы чаще стали повторять слово "бдительность", научились составлять графики ежедневного дежурства жильцов по подъезду и узнали, что вещество под названием гексоген очень похоже на сахар. А еще россияне поняли, что людей взрывают не только на линии фронта, но и в собственных домах. В стране стало страшно.
Каспийск, 16 ноября 1996 года
В ночь на 16 ноября в 9-этажном жилом доме в Каспийске (Дагестан) произошел взрыв. В результате рухнула центральная часть здания, 41 из 82 квартир была разрушена. В этих квартирах проживало около 130 человек. 83 жильца были офицерами Каспийского погранотряда или членами их семей (здание горожане так и называли - Дом пограничников). Мощность взрывного устройства, установленного в подвале, была эквивалентна 25 килограммам тротила. В результате теракта погибли 69 человек, в том числе 21 ребенок.
Основная версия: месть пограничникам со стороны криминальных структур, - якобы офицеры погранслужбы отказали контрабандистам открыть канал на границе с Азербайджаном для провоза крупной партии оружия либо наркотиков. Однако официально имена исполнителей или заказчиков теракта не названы, и никто не арестован. Более того, в ноябре 2003 года пресс-служба следственного отдела ФСБ по Северному Кавказу сообщила, что сейчас дело приостановлено, хотя поиски террористов не прекращаются.
Это единственный из взрывов жилых домов в нашей стране, в расследовании которого правоохранительные органы терпят полное фиаско. Видимо, отечественных бандитов ловить гораздо сложнее, чем исламских террористов.
Буйнакск, 4 сентября 1999 года
4 сентября 1999 года в дагестанском городе Буйнакск взорван 5-этажный жилой дом на улице Шихсаидова, в котором проживали семьи офицеров 136-ой бригады Министерства обороны. Полностью обвалились два подъезда. Число погибших - 64 человека, из них 23 ребенка. 146 человек ранены.
Расследование было завершено уже в августе 2000 года. По мнению следственной группы, заказчиком преступления выступил известный международный террорист - "черный араб" эмир аль-Хаттаб. Вознаграждение исполнителей теракта составило 700 тысяч долларов США. Руководитель террористической группы Зиявудин Зиявудинов был объявлен в международный розыск. Вскоре он был задержан в Казахстане и передан российским правоохранительным органам. Еще один террорист Иса Зайнутдинов в ходе следствия признал свою вину. Он и рассказал следователям, что группа действовала по приказу Хаттаба, а взрывному делу обучалась на одной из его тренировочных баз. Именно Иса Зайнутдинов подогнал начиненную взрывчаткой машину к дому. По его словам, Хаттаб остался недоволен результатами теракта - машину надо было поставить не с торца дома, а прямо перед ним.
Всего по делу проходило семь дагестанских ваххабитов. В начале 2002 года Верховный суд Дагестана приговорил Ису Зайнутдинова и Алисултана Салихова к пожизненному заключению в колонии усиленного режима. Абдулкадыр Абдулкадыров и Магомед Магомедов получили по 9 лет заключения в колонии строго режима. Зайнутдин Зайнутдинов (сын Исы Зайнутдинова) и Махач Абдусамедов получили по 3 года, но попали под амнистию и были освобождены из-под стражи в зале суда. Зиявудин Зиявудинов приговорен к 24 годам лишения свободы. Никто из подсудимых в своем последнем слове не признал себя виновным. Все заявили о непричастности к теракту и попросили оправдательного приговора.
В апреле 2002 года ФСБ РФ объявило, что в результате спецоперации был убит заказчик преступления - Хаттаб.
Москва - 9 и 13 сентября 1999 года
В ночь на 9 сентября в Москве взорвался 9-этажный жилой дом на улице Гурьянова. Погибли 94 человека, 164 получили ранения. 13 сентября мощный взрыв уничтожил 8-этажный дом на Каширском шоссе, погибли 119 человек. В обоих случаях эксперты отметили, что взрыв планировали профессионалы - дома были разрушены до основания. Взрывы были настолько мощными, что обломки зданий раскидало на десятки метров, а грохот был слышен в соседнем районе. Тогда страна выучила новое слово - гексоген. Именно так называлось взрывчатое вещество, заложенное террористами в подвалах жилых домов. В Москве был усилен контроль за въезжающими в город автомобилями, проверялись все подвалы и чердаки, жильцы организовывали дежурство в подъездах собственных домов и сообщали в милицию о подозрительных автомобилях, припаркованных у многоэтажек.
Волгодонск, 16 сентября 1999 года
Рано утром 16 сентября возле многоквартирного дома на Октябрьском шоссе города Волгодонск Ростовской области взорвалось устройство (тротиловый эквивалент - 800-1800 килограммов), заложенное в автомобиль ГАЗ-53. В результате взрыва обрушился фасад двух подъездов. Погибли 19 человек. В трех десятках близлежащих домов взрывной волной выбило оконные рамы и стекла. На месте взрыва образовалась воронка глубиной 3,5 метра, диаметром 13-15 метров. Фрагменты автомобиля, в котором находилась взрывчатка, разлетелись на полтора километра.
В ходе следствия, которое длилось до апреля 2003 года, выяснилось, что взрывы в Москве и Волгодонске организовала одна и та же группа. Заказчики - арабские наемники Хаттаб и Абу Умар. Исполнители - Ачемез Гочияев, Хаким Абаев, Равиль Ахмяров, Денис Сайтаков, Адам Деккушев, Юсуф Крымшамхалов, Заур и Тимур Батчаевы.
Хаттаб, Абу Умар, Сайтаков, Ахмяров и Заур Батчаев были ликвидированы во время контртеррористической операции в Чечне. Тимур Батчаев убит на территории Грузии. Главарь террористической группы Гочияев, а также Абаев находятся на свободе, по некоторым данным, в Грузии. В 2002 году власти этой страны задержали Деккушева и Крымшамхалова и выдали их российскому правосудию. Они оказались на скамье подсудимых на процессе, который начался 31 октября 2003 года в Москве.
Преступление и наказание
Деккушеву и Крымшамхалову инкриминируется участие в незаконном вооруженном формировании, терроризм, совершенный неоднократно в составе организованной группы, умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, покушение на убийство, незаконное приобретение, перевозка и изготовление взрывчатых веществ и взрывных устройств, незаконное пересечение государственной границы.
Деккушев своей вины не признает, а Крымшамхалов признает частично. Он говорит, что привез взрывчатку в грузовике к дому в Волгодонске, но утверждает, что не знал о том, что взрывчатка будет использована для теракта. Кроме того, Крымшамхалов признает, что переходил российско-грузинскую границу, находился на территории, которая контролировалась незаконными вооруженными формированиями, и проходил обучение в лагере боевиков, но отрицает, что участвовал в боевых операциях.
Некоторые из жителей взорванных домов уже заявили иски к подсудимым о компенсации материального и морального вреда. Сумма иска - приблизительно 600 тысяч рублей.
Покушение на Россию?
Однако в деле о взрыве жилых домов есть не только официальная хроника. У "Кровавой осени" 1999 года есть шансы стать исторической загадкой наряду с убийством Кеннеди в США, деятельностью "Красных бригад" в Италии или финансированием "Боевой организации эсеров" в царской России. Во всех этих случаях в организации террора подозревались спецслужбы и политические силы внутри самой страны, а все подробности дел до сих пор не выяснены
Другой взгляд на события изложили историк Юрий Фельштинский и бывший сотрудник ФСБ Александр Литвиненко в книге "ФСБ взрывает Россию", а также Борис Березовский, при активном участии которого снят документальный фильм "Покушение на Россию". Сторонники "теории заговора", указывают на множество нестыковок в официальной версии.
По мнению сторонников "теории заговора" именно массовые убийства мирных жителей во взорванных домах всколыхнули ненависть к чеченским террористам, морально оправдали начало контртеррористической операции в Чечне, способствовали росту популярности Владимира Путина и, в итоге, приходу его к власти на президентских выборах 2000 года.
Несмотря на определенную долю логики в построениях Литвиненко и Березовского, у них, по сути, нет никаких твердых доказательств. Более того, бывший сотрудник ФСБ Литвиненко обвинялся Генпрокураторой в том, что, пользуясь служебным положениям, сам занимался криминальным бизнесом, а Березовский - в финансировании чеченских террористов.
За 4 года обе стороны выстроили целую паутину взаимных обвинений, в которой трудно разобраться. Возможно, вопрос "Кто взрывал дома в Москве?" встанет в ряд с вопросами "Кто убил Кеннеди?", "Финансировало ли ЦРУ деятельность "Красных бригад"?" и "С ведома ли царской охранки происходили теракты эсеров?"
Предыдущие материалы по теме:
Ачемез Гочияев утверждает, что являлся лишь арендатором складов во взорванных домах в Москве
Ответ Генпрокуратуры на депутатский запрос о взрывах в Москве