Бизнесмен, политик, менеджер
Когда в начале ноября у Александра Волошина, ушедшего в отставку с поста руководителя президентской администрации, спросили, что он теперь собирается делать, он ответил, что сначала намерен "отдохнуть пару-тройку недель", а потом уже подумать о своем дальнейшем трудоустройстве.
Александр Стальевич Волошин пришел работать в администрацию президента - тогда еще администрацию Бориса Ельцина - в 1997 году. Сначала он трудился в должности помощника руководителя этой структуры Валентина Юмашева, через год стал его заместителем, а в марте 1999 пересел в кресло своего непосредственного начальника, которым на ту пору числился Николай Бордюжа. Сохранил он эту должность и при Путине, справедливо завоевав звание кремлевского долгожителя - любители статистики подсчитали, что только на посту главы президентской администрации Волошин провел 1684 дня - больше, чем кто-либо из его предшественников.
До своего прихода в Кремль Волошин был бизнесменом. В 1992 году скромный заведующий отделом Всесоюзного научно-исследовательского конъюнктурного института стал исполнительным президентом акционерного общества "Анализ, консультации и маркетинг". В 1993 году он занял пост президента финансово-кредитной компании АО "Эста", которая, кстати, сотрудничала с печально знаменитыми "Чара-банком" и финансовой пирамидой "Агропромсервис". В 1995-1997 годах Волошин работал президентом АО "Федеральная фондовая корпорация", организовавшего, в качестве генерального агента РФФИ по проведению специализированных аукционов с целью продажи госпредприятий, приватизацию крупных долей в СИДАНКО, ОНАКО, ТНК, РАО "Газпром", РАО ЕЭС, "Сибнефти" и других компаниях на общую сумму около 9 трлн рублей.
Таким образом, Александр Волошин успел не только изнутри изучить путаные механизмы российской приватизации госпредприятий начала - середины 1990-х годов, но и поучаствовать в них самым непосредственным образом, что в декабре 2001 года ему припомнили ряд депутатов Госдумы, призвавших Генпрокуратуру проверить законность былой коммерческой деятельности главы президентской администрации. В январе 2002 года Владимир Устинов заявил, что проверка будет проведена, но сразу же заверил, что никакого уголовного "дела Волошина" не будет.
Учитывая столь богатый политический и коммерческий опыт Волошина, можно не сомневаться, что достойное применение себе он найдет без труда. Первое серьезное предложение прозвучало сразу после его отставки с поста руководителя президентской администрации - глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс позвал Волошина на должность председателя совета директоров этой компании на штатной основе - ранее Волошин занимал этот пост внештатно как представитель государства, которое владеет 52 процентами акций энергетического монополиста. Но, возможно, Волошин не станет держаться за это место - недаром его упорно прочат на высокую должность в какой-нибудь из крупнейших российских компаний, не уступающих по значительности РАО ЕЭС.
Так, аналитическое агентство "Блумберг" еще в мае 2002 года высказало предположение, что Волошин может занять кресло председателя правления "Газпрома", сменив на этой должности Алексея Миллера. Основанием для такого вывода послужило назначение в "Газпром" на высокий пост первого заместителя управляющего делами президента РФ по финансово-экономическим вопросам Бориса Юрлова. Однако в "Газпром" Волошин тогда так и не перешел. И вот теперь появилось другое предположение, согласно которому Волошин может стать топ-менеджером недавно созданной крупнейшей в России нефтяной компании "ЮКОС-Сибнефть".
"ЮкСи"
Нефтяной холдинг "ЮКОС-Сибнефть" родился в начале октября этого года в результате слияния двух нефтяных гигантов - стобственно "ЮКОСа" и "Сибнефти". Впервые об этой сделке было объявлено в апреле, и на ее ход и результаты не повлияли ни летние наскоки Генпрокуратуры на председателя совета директоров ЗАО МФО "МЕНАТЕП" и совладельца "ЮКОСа" Платона Лебедева, упрятанного за решетку 2 июля 2003 года, ни тучи, которые тогда, 2 октября, еще только сгущались над головой самого владельца "ЮКОСа" Михаила Ходорковского (он был арестован позднее - 25 октября). Такая оперативность понятна - согласие МАП на слияние двух монополистов было получено всего на год, и ждать, когда политические страсти улягутся, было некогда.
В результате сделки компания Ходорковского завладела 92% акций "Сибнефти", 20% которых были куплены за три миллиарда долларов, а остальные - обменены на 26,01% акций "ЮКОСа". Получателем денег и акций со стороны "Сибнефти" стал ее главный акционер - компания Millhouse Capital, фактически принадлежащая губернатору Чукотки Роману Абрамовичу. Хотя основные операции с акциями уже завершены, управление "ЮКОСом" и "Сибнефтью" будет объединено лишь с 1 января 2004 г. Как объяснил в свое время Михаил Ходорковский, еще не знавший, что его ждет в ближайшем будущем, менеджерские команды должны были спокойно закончить финансовый год.
Запасы объединенной компании составляют 19,4 миллиарда баррелей нефтяного эквивалента. Ежегодная добыча нефти, по оценкам специалистов, превысит 100 миллионов тонн, что составляет без малого четверть всей нефти, добываемой в России (по прогнозам, общероссийская добыча за 2003 год составит 410-415 миллионов тонн, в будущем году - 420-430 миллионов). При этом еще в своих летних пресс-релизах экономисты "ЮКОСа" пообещали, что новая объединенная компания будет ежеквартально выплачивать дивиденды в размере не менее 40 процентов от чистой прибыли по стандартам американской бухгалтерской отчетности GAAP. О размере будущих дивидендов можно было судить по показателям за предыдущий 2002 год, когда чистая прибыль "ЮКОСа" составила 3,058 миллиарда долларов, а чистая прибыль "Сибнефти" - 1,16 миллиарда. Даже учитывая, что последние потрясения, которые коснулись верхушки руководства "ЮКОСа", непременно скажутся на показателях, речь все равно идет об очень больших деньгах.
Поэтому процессу формирования будущей команды менеджеров новой компании участники сделки с самого начала уделяли не меньше внимания, чем собственно производственной или коммерческой стороне вопроса. Так, предполагалось, что сам Михаил Ходорковский в совет директоров "ЮКОС-Сибнефти" не войдет, потому что будет заниматься формированием ее исполнительных органов. Поэтому место председателя было зарезервировано за президентом "Сибнефти" Евгением Швидлером. Кроме него, в список вошли следующие лица, большинство из которых в "ЮКОСе" называли "независимыми кандидатами": Франсуа Букле, Юрий Голубев, Давид Давидович, Алексей Конторович, Семен Кукес, Сара Кэри, Бернар Лозе, Мишель Сублен, Евгений Тененбаум и Рональд Фриман. Соответствующее собрание акционеров, на котором должен быть утвержден этот список, было назначено на 28 ноября.
Планы нового руководства также были известны заранее - еще летом активно обсуждался вопрос о продаже значительной доли акций (до 40%) новой компании "ЮКОС-Сибнефть" крупному западному инвестору. Среди кандидатов фигурировали американские компании ExxonMobil и ChevronTexaco.
Проблемы
Однако не успела новая компания "ЮКОС-Сибнефть" сложиться и заработать, как Генпрокуратура нанесла удар по Михаилу Ходорковскому. Акции "ЮКОСа" сразу упали в цене (сначала резко, хотя потом их положение несколько стабилизровалось), понизился и общий рейтинг российских компаний на биржах. Министерство природных ресурсов стало присматриваться к месторождениям "ЮКОСа", прикидывая, как лучше отобрать у него лицензии. Но самое главное - потенциальные инвесторы заявили, что подождут со сделкой до тех пор, пока ситуация с Ходорковским не разрешится в ту или иную сторону.
Топ-менеджеры "ЮКОСа" приложили максимум усилий для того, чтобы поправить положение. Они в один голос заявляли, что проблемы Ходорковского, обвиняемого, среди прочего, в уклонении от налогов на большую сумму, касаются только его самого, а сам "ЮКОС" ничего государству не должен, и вообще дела в компании идут самым наилучшим образом.
В конце концов грудью на амбразуру лег сам Ходорковский, которому, по большому счету, терять было уже нечего, - 3 ноября он заявил из специзолятора, что подает в отставку с поста главы "ЮКОСа" и в дальнейшем развитии компании "ЮКОС-Сибнефть" участвовать не будет, а останется председателем правления общественной организации "Открытая Россия". "Как руководитель я должен сделать все для выведения нашего трудового коллектива из-под удара, направленного против меня и моих партнеров", - написал он в своем заявлении.
Семен Кукес, сменивший Ходорковского, постарался поскорее закрыть эту печальную страницу. "Господин Ходорковский ушел. Он уже не имеет отношения к "ЮКОСу" как менеджер. А если у акционера есть какие-то проблемы, то это только его проблемы с правительством", - заявил новый глава компании в интервью британским журналистам. После этого Кукес заявил, что в ближайшее время переговоры о продаже части "ЮКОСа" иностранным инвесторам не планируется. И хотя Кукес говорил только за свою компанию, но, будучи без пяти минут председателем правления нового гиганта, он, вероятнее всего, имел в виду и "ЮкСи": "Руководители компаний не любят слияний, поскольку они влекут за собой потерю их работы. В качестве руководителя компании я изучаю, что дает сближение, и констатирую, что мы уже располагаем очень хорошей руководящей командой, нам не нужно, чтобы она приходила с Запада. У нас также достаточно денег. Возможно, нам нужно техническое содействие".
После этого Кукес отметил, что переговоры о продаже части "ЮКОСа" за рубеж, в принципе, могут возобновиться, но не раньше, чем через полгода.
Спаситель?
В этот трудный момент, за три дня до собрания акционеров, которым предстоит утвердить список членов нового правления "ЮКОСа-Сибнефти", интернет-сайт компании RBC daily опубликовал материал, из которого следовало, что в составе будущего правления и среди главных акционеров "ЮкСи" готовится революция. Вкратце ее схема, по версии RBC, такова: на прошедшей недавно в Лондоне встрече между Татьяной Дьяченко, Борисом Березовским и Романом Абрамовичем было решено, что Евгений Швидлер, которому предстоит 28 ноября стать председателем совета директоров "ЮкСи", подготовит компанию к продаже крупному российскому инвестору, а именно Абрамовичу. После этого в кресло председателя правления вместо Кукеса сядет Александр Волошин.
Правда, при этом автор статьи в RBC допустил несколько фактических неточностей, то и дело путая совет директоров с правлением компании, а менеджеров - с акционерами, что сразу внушило сомнение в правдивости изложенной в этом материале информации. К тому же RBC ссылалось на неопределенные и неназванные источники, мол "внутри компании ни для кого не является секретом, что в составе акционеров могут произойти изменения, в частности, контрольный пакет акций может перейти к Роману Абрамовичу". Заинтересовавшись этим материалом, "Независимая газета" провела свое расследование и на следующий день изложила собственную версию происходящего.
Оказалось, что информацию RBC о переходе "ЮкСи" в руки Абрамовича и о замене Кукеса на Волошина опровергли как официальные представители обеих заинтересованных компаний ("ЮКОСа" и "Сибнефти"), так и Борис Березовский, заявивший, что она "абсолютно не соответствует действительности". При этом участие Романа Абрамовича в объявленной RBC революции отвергается всеми сторонами категорически, что отчасти подтверждается логикой поступков самого губернатора Чукотки, который в последнее время активно распродает свои российские активы и скупает зарубежные. Кстати, "НГ" рассматривает данную акцию RBC как информационный слив, за которым стоит "весьма конкретный (и уж точно не Абрамович!) нефтяной олигарх", видимо, рассчитывающий таким непростым образом прибрать "ЮкСи" к рукам.
С Волошиным дело обстоит сложнее. Так, один из основных акционеров "ЮКОСа" Леонид Невзлин на вопрос корреспондента "НГ" (который почему-то тоже перепутал предполагаемый пост Волошина в компании) о появлении бывшего главы президентской администрации в составе правления "ЮкСи" ответил следующим образом: "Чтобы стать председателем совета директоров, для начала надо стать членом совета директоров. Но Александр Волошин в этот раз не номинирован на данную должность. Хотя это интересная постановка вопроса. Но еще раз подчеркну, что существуют процедуры подготовки решений собраний акционеров, которые, во-первых, требуют времени и, во-вторых, требуют соблюдения нормативных актов". То есть вопрос, получается, не закрыт.
В принципе, мысль о том, что Волошин может войти в число топ-менеджеров "ЮКОСа-Сибнефти" не так уж и плоха. Если власть руками Генпрокуратуры возбудила уголовные дела против Ходорковского и других руководителей "ЮКОСа" не только по политическим мотивам, но и по экономическим - желая, например, предотвратить продажу за рубеж крупнейшей нефтяной компании России, то именно свой человек среди ее руководителей Кремлю очень даже пригодился бы. А Волошин, несомненно, остается для Путина своим - недаром президент после его отставки публично говорил о том, что расстались они почти что полюбовно: "Прежний руководитель администрации президента - хороший управленец и очень порядочный человек. Но еще четыре года назад я представил ему человека, который должен будет сменить его на этом посту. Он это знал и, по сути дела, сам его готовил для своей замены". Более того, сообщает газета "Время новостей", когда Путин зашел к Волошину, уже собиравшему вещи в своем бывшем кабинете, попрощаться, он даже назвал его решение об уходе в отставку "ошибкой" и добавил, что с Волошиным его "связывали и связывают не только рабочие, но и личные дружеские отношения".
Так что, возможно, Александр Волошин еще послужит своему будущему шефу на новом посту. Осталось лишь дождаться, какое решение примут акционеры новой компании - президент президентом, но "ЮкСи" - частная фирма, и ее хозяевам лучше знать, кого брать к себе в управленцы. Но, с другой стороны, быть может они и задумаются над кандидатурой Волошина, понимая, что с ним им в нынешних условиях будет легче, чем без него. К тому же Волошин может послужить им не только щитом от Генпрокуратуры. В августе 2002 года та же "Независимая газета" совместно с Агентством экономических новостей опубликовала рейтинг, отражающий, насколько эффективной была работа чиновников, предпринимателей и политиков, направленная на лоббирование интересов тех или иных структур, отраслей и регионов. Речь при этом шла о так называемом цивилизованном лоббировании, не подразумевающем подкуп чиновников или депутатов. Так вот первую строчку в этом рейтинге занял именно Волошин.
Другие материалы по теме:
Над Касьяновым нависла тень депутата Юдина
Скоро все российские олигархи уедут за рубеж. Или не все. Или не уедут...
Совет по национальной стратегии предлагает изменить структуру управления Россией
Это страшное слово "деприватизация"
В список богатейших людей планеты, составленный журналом Forbes, вошли 17 россиян