Главное
01:38, 2 декабря 2003

Тегеран-43: шестьдесят лет спустя Борьба диверсантов СС с русской и английской разведками закончилась открытием второго фронта и созданием ООН

С 28 ноября по 1 декабря 1943 года в Тегеране проходили переговоры руководителей стран антигитлеровской коалиции - генерального секретаря ЦК КПСС Иосифа Сталина, президента США Франклина Рузвельта и премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля. В результате этой наши союзники открыли второй фронт в Европе в 1944 году, а после войны была создана Организация Объединенных наций. Сегодня совместная борьба СССР, Англии и США с Германией кажется нам делом само собой разумеющимся. На самом деле история могла пойти и по-другому - в 1943 году Англия и Штаты были готовы поддержать Германию в войне против СССР.

Диспозиция

Для США "местные европейские" разборки были не столь опасны, как для Британии. Соединенные Штаты беспокоило не столько ослабление Германии или Советов, сколько усиление Британии и возвращение ей статуса атлантической сверхдержавы. Конкуренции на водных просторах Вашингтон не желал. Британия же опасалась усиления СССР. В случае разгрома немцев и захвата советскими войсками Германии в Западной и Восточной Европе к власти могли прийти кооммунисты. Превращение Старого Света в шестнадцатую советскую республику не было нужно Лондону. Гитлеровская Германия, в принципе, могла заручиться поддержкой стран Запада, остановить наступление СССР на Европу и остаться на политической карте мира. Тайные переговоры между немцами и Западом действительно велись. СССР хотел разгрома Гитлера, что позволило бы ему укрепить свое влияние в мире. Но победить фашистов без американского ленд-лиза и без открытия второго фронта в Европе было затруднительно, а, может быть, и невозможно.

С одной стороны, три сверхдержавы уже были союзниками в борьбе против фашизма. Англия и США поставляли СССР технику по ленд-лизу, а Советский Союз к осени 1943 года нанес Германии крупные поражения под Сталинградом и Курском.

С другой стороны, у союзников были сложные и часто противоречивые интересы. Черчилль и Рузвельт отправились в Иран, не зная точно, против кого им открывать второй фронт - против Германии или СССР. Будущее гитлеровской и коммунистической держав окончательно должно было определиться на тегеранской встрече.

Место встречи

Сталин еще в 1941 году побуждал союзников открыть второй фронт. Те обещали помочь, но сроков не называли. Сталин продолжал убеждать Лондон и Вашинтон, но все прекрасно понимали, что второй фронт будет открыт только тогда, когда Англия и США будут уверены: поражение Германии от СССР - с союзниками или без них - неизбежно. Переговоры о времени и месте встречи шли постоянно, но конкретные очертания они приобрели только после разгрома немцев на Курской дуге в августе 1943 года.

Где встречаться? Сталин предлагал сделать это на его территории - на юге в Астрахани либо на севере в Архангельске. Рузвельт сказал, что СССР для переговоров не подходит и предложил собраться на Аляске, на что нашлись возражения у Сталина - уехать от фронта в столь отдаленный пункт в такое напряженное время он не может. Варианты Багдада и Каира тоже были отклонены, так как советский руководитель опасался удаляться от границ Союза, а американскому лидеру, страдавшему от тяжелой болезни, климат Багдада и Каира был противопоказан медиками. В Анкаре (еще вариант) не было ни советских, ни британских войск. В конце концов, выбрали Тегеран. До начала войны Иран симпатизировал немцам, там находились германские военные, но в 1941 году в страну вступили войска СССР и Англии, а также небольшое количество американских солдат. Завоевание Персии прошло молниеносно и почти бескровно, однако там осталась мощная агентурная немецкая сеть. Нередко по утрам иранцы находили на улицах трупы людей европейской наружности. Это сотрудники четырех разведок, опознав вражеского агента, убивали его без суда и следствия.

В конце ноября Сталин отправился на спецпоезде из Москвы в Баку. Бронированный вагон, в котором находился вождь народов, весил 80 тонн. Во время поездки состав чуть было не попал под бомбы немецких штурмовиков. Из Баку советский генсек вылетел в Тегеран. Рузвельт пересек Атлантику на лучшем американском линкоре "Айова". "Айове" и ее эскорту удалось избежать встречи с подлодками рейха, но без приключений все же не обошлось - сначала они попали в серьезный шторм, а потом на одном из кораблей сопровождения произошел самопроизвольный пуск торпеды, чуть было не попавшей в "Айову". Рузвельт прибыл в Алжир, откуда по суше добрался до Каира. Черчилль тоже прилетел в Каир. Там они согласовали позиции перед переговорами со Сталиным и отправились в Тегеран.

В целях безопасности в иранской столице президент Соединенных Штатов остановился не в собственном посольстве, а в советском, которое находилось напротив британского. Посольство же США располагалось в нескольких километрах от места переговоров. Между посольствами Советского Союза и Великобритании создали брезентовый коридор, чтобы перемещения лидеров не были видны извне. Созданный таким образом дипломатический комплекс окружили тремя кольцами пехоты и танков. На три дня конференции город был полностью блокирован войсками и спецслужбами. В городе приостановили деятельность всех СМИ, отключили телефон, телеграф и радиосвязь.

Длинный прыжок

Что думали и делали немцы, готовясь к встрече "большой тройки", скорее всего, навсегда останется загадкой.

Режиссер знаменитого советского фильма "Тегеран-43" Владимир Наумов говорит, что его консультант из спецслужб утверждал - никаких попыток покушения на лидеров союзнических государств не было. Поэтому детективную интригу с организацией диверсии создателям кинокартины пришлось выдумать целиком и полностью. Начальник диверсионного отдела управления внешней разведки Третьего рейха Отто Скорцени также рассказывал, что слухи о так называемой операции "Длинный прыжок" по устранению Сталина, Черчилля и Рузвельта беспочвенны. Возможно, версию о готовящемся покушении сочинил Сталин, чтобы поселить Рузвельта в советском посольстве и таким образом оградить его от влияния Черчилля.

Однако существуют свидетельства историков, сотрудников спецслужб и очевидцев событий о том, что нацистская Германия замышляла убрать "большую тройку". Что касается главного диверсанта Германии Отто Скорцени, которого называли руководителем тегеранской операции, то его нежелание говорить о ней объясняют тремя возможными причинами. Первое - ему неприятно признавать, что спецслужбы союзников переиграли его ведомство. Второе - о некоторых вещах разведчики молчат даже на пенсии. Третье - Отто Скорцени был двойным агентом и работал не только на Гитлера, но и на Сталина. По мнению тех, кто верит в существование плана "Длинный прыжок", информация о готовящемся покушении поступила Сталину одновременно от нескольких советских агентов.

Если собрать все факты, собранные специалистами, то замысел этой спецоперации был таков.

Узнав о сроках переговоров, немцы прикинули, когда, где и как можно осуществить покушение. Во-первых, можно было устроить нападение на Рузвельта во время его переездов из американского в британское посольство и обратно. Во-вторых, 30 ноября 1943 года Уинстон Черчилль отмечал 69-летие. Очевидно, что праздник состоится вечером на территории британского посольства, где все три лидера соберутся вместе. Единственный путь в англо-советский дипкомплекс, защищенный с воздух и земли, лежал... под землей. В Тегеране не было водопровода в привычном понимании. Сущестовали подземные каналы, которые сверху, с гор, шли вниз. По ним текла вода. Один из этих тоннелей пролегал под британским посольством.

В Иране с довоенных времен оставалась обширная и хорошо законспирированная агентурная сеть, насчитывающая около тысячи человек. Были среди них агенты, чувствовавшие себя в стране как дома. Например, офицер СД Франц Майер работал могильщиком на армянском кладбище Тегерана. Гауптштурмфюрер СС Юлиус Шульце служил муллой в Исфахане и каждую пятницу проповедовал мусульманам в мечети, что "религиозный долг всех правоверных - объявить джихад англичанам и русским, оскорбляющим своим присутствием священную землю ислама". Майера арестовали в августе, и на допросе он сознался о планах проникновения в посольство по водостоку. После этого систему водоснабжения взяли под контроль британцы.

Тогда абвер решил заложить взрывчатку под здание советского посольства. Проникнуть в подземные помещения можно было при помощи отца Михаила, священника единственной православной церкви в Тегеране. По словам иранского историка профессора Мухаммада Ахмади, на интервью с которым ссылается обозреватель "АиФ" Георгий Зотов, немецкие разведчики предложили священнослужителю за сотрудничество огромную по тем временам сумму - 50 тысяч английских фунтов. Несмотря на ненависть к Сталину и Советам, отец Михаил, служивший в церкви еще с царских времен, сразу же раскрыл сотрудникам посольства СССР планы нацистов.

Немцы не теряли надежды. Они забросили в Иран два отряда эсэсовских спецназовцев, которые обосновались в окрестностях Тегерана. СС подготовило три засады на пути следования Рузвельта из американского посольства в советское, но эта возможность нападения, как мы теперь знаем, была исключена, поскольку президент США даже не заезжал к себе, сразу отправившись в гости к Сталину. Что еще готовили коммандос из СС, неизвестно, так как все документы по этому делу засекречены. Британская разведка обещает раскрыть их после 2017 года. В любом случае русские и английские разведчики пленили один из отрядов коммандос и заставили фашистов работать на себя. Немецкие радисты передали второму отряду сообщение, что на армянском кладбище Тегерана находится тайник с документами и оружием. Остатки спецназа СС (10 человек) пришли туда и были окружены солдатами. Им предложили сдаться. Они отказались и в ходе пятичасового боя были уничтожены. Трупы закопали на том же кладбище сразу после окончания побоища. Взятые в плен радисты все-таки сумели передать в эфир сигнал о провале операции. Тогда руководитель операции Отто Скорцени предложил руководству рейха арендовать легкий самолет, набить его до отказа взрывчаткой и направить на советское посольство. Доброволец-смертник нашелся быстро, но пока его перебрасывали к месту событий, политики уже разъехались.

Мятый листок

Дискуссии продолжались три дня. Вечером 30 ноября в британском посольстве был устроен торжественный прием по случаю 69-летия Черчилля. Сталин пришел в парадной маршальской форме в сопровождении Молотова и Ворошилова и подарил имениннику каракулевую шапку и большую фарфоровую скульптурную группу на сюжет русских народных сказок. Рузвельт преподнес премьеру Британии старинную персидскую чашу и ковер. На приеме было много тостов. "Знаковый" тост произнес президент США: "В то время как мы здесь празднуем день рождения британского премьер-министра, Красная Армия продолжает теснить нацистские полчища. За успехи советского оружия!"

К вечеру 1 декабря в Тегеране похолодало. Внезапно выпал снег. Это вынудило Рузвельта поторопиться с отлетом, поэтому окончательный текст декларации согласовывали и подписывали в спешке. "У нас в руках, - вспоминал переводчик вождя Валентин Бережков, - остался изрядно помятый листок с подписями, сделанными карандашом". Внешний вид документа никак не гармонировал с его судьбоносным содержанием.

Руководители пришли к выводу, что после войны необходимо создать организацию, которая смогла бы обеспечить длительный мир. В Тегеранской декларация лидеры трех держав записали: "Что касается мирного времени, то мы уверены, что существующее между нами согласие обеспечит прочный мир. Мы полностью признаем высокую ответственность, лежащую на нас и на всех Объединенных нациях, за осуществление такого мира, который получит одобрение подавляющей массы народов земного шара и который устранит бедствия и ужасы войны на многие поколения". Союзники договорились о втором фронте - он будет открыт в мае-июне 1944 года. В декларации сказано, что участники конференции согласовали планы уничтожения германских вооруженных сил и пришли к полному согласию относительно масштаба и сроков операций, которые будут предприняты с востока, запада и юга: "Закончив наши дружественные совещания, мы уверенно ждем того дня, когда все народы мира будут жить свободно, не подвергаясь тирании и в соответствии со своими различными стремлениями и со своей совестью".

Что именно в конечном итоге склонило Лондон и Вашингтон к решению поддержать Сталина, навсегда останется загадкой. Возможно, ключевым фактором стало проживание Рузвельта и Сталина под одной крышей в течение трех дней. Не исключено, что свою роль сыграла подаренная Черчиллю папаха. Быть может, к судьбоносному решению политиков подтолкнуло внутреннее чутье. Но, очевидно, если бы немецким спецназовцам удалось сорвать встречу, устранить хотя бы одного из лидеров, то история пошла совсем по другому пути. Однако все случилось так, как записано в учебниках - 6 июня 1944 года союзники высадились в Нормандии, а 10 октября 1946 года открылась первая Генеральная ассамблея Организации Объединенных наций.

Николай Дзись-Войнаровский

Предыдущие материалы по теме:

От Стеньки Разина до Бушерской АЭС

50-летие со дня смерти Сталина пробудило ностальгию по сильной руке

В Сталинградской битве Третий рейх потерпел поражение, от которого уже не смог оправиться

Жить стало лучше, жить стало веселей