27-28 декабря 2003 года Центральный комитет Коммунистической партии Российской Федерации собрался на пленум, чтобы ответить на два главных вопроса. Будет ли КПРФ участвовать в выборах президента РФ в 2004 году? И если примет участие, то чью кандидатуру выдвинет или поддержит?
Перед пленумом несколько дней заседал президиум ЦК КПРФ, откуда в прессу просочилась информация о планах коммунистов. Если просуммировать все "утечки" и "сливы", то пейзаж перед битвой выглядел следующим образом.
В пользу отказа от участия в выборах было только одно, но очень серьезное соображение. СПС и "Яблоко" уже отказались включаться в президентскую гонку. На руководство партий СПС, "Яблоко" и КПРФ мог оказать влияние Михаил Ходорковский, финансировавший эти объединения. Если "Яблоко" и СПС объявили бойкот не из желания сохранить лицо, а пытаясь по приказу заключенного миллиардера дискредитировать Путина, то была велика вероятность того, что коммунисты тоже присоединятся к бойкоту. Однако вряд ли игнорирование президентской гонки принесло результат - в этом случае свято место кандидата от КПРФ занял лидер блока "Родина" Сергей Глазьев.
Как бы не действовали дальше коммунисты, бессменному лидеру КПРФ Геннадию Андреевичу Зюганову, видимо, придется постпенно распрощаться с большой политикой. Анонимные источники, с которыми удалось пообщаться прессе, настолько единодушно предсказывают отстранение от должности председателя ЦК, что накануне съезда во многих СМИ вышли статьи с мрачными заголовками типа "Зюганов доживает последние дни".
Претензии, озвученные одним из региональных партийцев, таковы: "На выборы было собрано примерно 30 миллионов долларов. Потрачено же реально не более двух миллионов. Куда подевались остальные деньги?" Это только победителей не судят, а глава партии, проигравшей выборы, вряд ли рассчитывал на пощаду. Хотя... в тех же СПС и "Яблоке" руководство, с треском провалившее кампанию, вопреки всем ожиданиям без труда удержалось на своих постах.
Участие Зюганова в борьбе за кресло президента тоже не желательно. Реалисты считают, что левый оппонент Путина в любом случае наберет около 10% голосов, что для раскрученного Зюганова - фиаско, а для нового лица в политике - отличный старт.
По инсайдерским данным, около 60% участников пленума были настроены антизюгановски, 20% поддерживали Геннадия Андреевича, и оставшиеся 20% - пока не определились. В такой ситуации у председателя ЦК было два варианта действий.
Вариант 1. Напомним, что 25 декабря 2003 года Зюганова избрали руководителем фракции КПРФ в Государственной думе четвертого созыва. Замруководителем фракции коммунистов, в которую входят 53 депутата, стал Сергей Решульский. Геннадий Андреевич мог удовольствоваться этим постом, отказавшись от борьбы за должность председателя ЦК и выдвижения в президенты от компартии, что резко снизило его влияние, а через четыре года привело к полной потере власти. Зато этот сценарий позволил бы "папе Зю", как его любовно называют товарищи, достойно уйти из политики.
Вариант 2. Руководитель информационно-технологического центра ЦК КПРФ Илья Пономарев нарисовал другой сценарий развития событий после отстранения нынешнего лидера от руководства: "Неизбежен раскол в рядах партии. Часть коммунистов, сторонников Зюганова, готова создать новую компартию". Перспективы этого осколка - не радужные. Зюгановцам придется обслуживать интересы пенсионеров, и через четыре года благодаря естественной убыли электората они рискуют остаться по ту сторону 7-процентного барьера. Впрочем, будущее новых коммунистов еще более туманно. Идти на поклон к Кремлю? Договариваться с Глазьевым и "Родиной"? Привлекать в свои ряды молодежь?
Мало кто из опрошенных журналистами высокопоставленных коммунистов сомневался в том, что место председателя ЦК получит глава Московского горкома компартии Александр Куваев, протежируемый первым замом Зюганова, "кассиром партии" Валентином Купцовым. Антизюгановская связка Купцов-Куваев окрепла, во-первых, благодаря неудаче КПРФ на выборах - среднее звено компартии осталось без депутатских мандатов. Во-вторых, по информации издания "Газета", в регионах практически все первые секретари обкомов и двое-трое их замов помимо основного заработка получали от оппозиции конверты с солидной материальной помощью. И здесь возник еще один поворот сюжета: Зюганов мог обвинить в декабрьской неудаче оппозицию, которая расхитила предвыборные деньги и саботировала избирательную кампанию, чтобы после поражения свалить всю вину на него - Геннадия Андреевича - и отобрать у вождя его партию. Но все-таки шансы главы Московского горкома были велики. "Председателем партии реально может стать Куваев, - сказал главный редактор газеты "Завтра" Александр Проханов. - А вот кто станет кандидатом в президенты от КПРФ - большой вопрос".
Называли двух основных претендентов:
Другими возможными кандидатами считались:
В качестве "темной лошадки" мог выступить скандально известный "телекиллер", а ныне член компартии Сергей Доренко. Кроме известности, финансовой поддержки Бориса Березовского и внятной программы по реформированию КПРФ Доренко умеет работать с публикой, а для кандидата в президенты это архиважно.
В конце концов, председателем ЦК остался Зюганов. Пленум рекомендовал съезду пять кандидатов - Савицкую, Илюхина, Харитонова, Кондратенко и Семигина. Илюхин и Савицкая сняли свои кандидатуры в пользу Харитонова. Кондратенко тоже взял самоотвод, объяснив свою позицию тем, что предстоящие выборы - это фарс, участвовать в котором коммунистам не следует. После трехчасового обсуждения кандидатом в президенты стал Николай Харитонов, у которого в итоговом голосовании набралось 123 сторонника, а у его соперника Геннадия Семигина - 105.
55-летний Харитонов - выпускник Новосибирского сельскохозяйственного института. С 1976 года работал председателем колхоза. В 1990-93 годах - народный депутат РСФСР, с 1993 года - бессменный депутат Государственной Думы РФ по Барабинскому одномандатному округу Новосибирской области. Он входил в думский комитет по аграрным вопросам, был членом Аграрной партии России. В 1999 году АПР раскололась: одна часть присоединилась к блоку "Отечество - Вся Россия", а другая во главе с Харитоновым вошла в КПРФ. Харитонов известен тем, что в свое время предлагал вернуть на Лубянскую площадь в Москве памятник руководителю ВЧК Феликсу Дзержинскому. На выборах 2003-года он был третьим в федеральном списке коммунистов после Зюганова и Кондратенко.
Геннадию Зюганову удалось сохранить пост председателя партии и сделать кандидатом в президенты РФ от компартии Николая Харитонова, считающегося его соратником. Несмотря на это КПРФ под руководством Зюганова находится в кризисе. Это косвенно признал даже Харитонов, подчеркнувший, что стратегия коммунистов изменится, и при этом добавивший, что "говорить о предвыборной программе пока было бы легкомысленным". Поэтому закономерно, что в 2004 году впервые в истории новой России мы не увидим Геннадия Андреевича на президентских выборах. Власть постепено утекает из его рук. Но россиянам, привыкшим ежедневно видеть Геннадия Андреевича на телеэкранах, будет немного жаль исчезновения буквы Зю из русского политического алфавита.
Кто поможет Путину? [25.12.2003]
Не оказаться в бюллетенях одному
Одиночество Путина - 3 [22.12.2003]
Выборы на грани бойкота
Утро красит нежным светом... [08.12.2003]
...стены древнего Кремля. Итоги выборов - 2003.
Коммунисты попали под Устинова [20.11.2003]
В предвыборной борьбе против КПРФ партия власти использует прокуратуру, Березовского и даже чеченских боевиков.
КПРФ: перезагрузка [01.10.2003]
Сергей Доренко не только вступил в компартию, но и предложил ей новую идеологию.