Зайдя в супермаркет днем 1 января, россияне должны были обнаружить, что многие товары там стоят на целых пять процентов дешевле, чем 31 декабря прошлого года. Такой сюрприз министр финансов Алексей Кудрин обещал им еще в декабре. Снижение розничных цен должно было стать одним из главных достижений налоговой реформы в прошедшем году, так как она предполагала полную отмену налога с продаж, то есть НСП.
НСП был введен летом 1998 года в первую очередь для того, чтобы успокоить местных и региональных начальников. Ведь именно тогда другой налог - на добавленную стоимость, или НДС - был снижен на целых пять процентов (с 25 до 20), в результате чего местные бюджеты потеряли немалую часть налоговых поступлений. Чтобы компенсировать этот недостаток, правительство и придумало другой налог, тоже пятипроцентный, и назвало его налогом с продаж. Все поступления от этого налога направлялись в местные бюджеты, и губернаторы остались довольны.
В отличие от НДС, который взимается за проведение любой торговой операции, налог с продаж платят только розничные и оптовые торговцы определенными видами товаров. При этом платить они его должны только в тех случаях, когда покупка оплачивается наличными и достает эти наличные из кошелька физическое лицо. То есть бабушка-пенсионерка, покупающая бутылку молока в магазине, НСП платила, а молодой бизнесмен, приобретающий новый "Фольксваген" с помощью карточки VISA - нет.
Ставку НСП устанавливали законодательные власти субъектов федерации, но она не могла превышать пять процентов. В большинстве регионов она очень быстро достигла этой максимальной величины. НСП облагались все подакцизные товары (такие как алкоголь и сигареты), многие продукты питания, автомобили, компакт-диски и видеокассеты, авиабилеты, услуги гостиниц. При этом правительство также составило список товаров и услуг, НСП не облагаемых. Например, если кому-нибудь приходилось хоронить близкого родственника, платить налог с продаж было необязательно.
Введенный в 1998 году налог сразу же лег бременем на плечи потребителя. Большинство розничных сетей просто увеличило цены на товары. Некоторые внесли в чек отдельную графу, в которой указывалась стоимость налога с продаж. При этом повышение цен коснулось в основном товаров массового спроса в средней и нижней ценовой категории. В более дорогом сегменте, например, в дорогих ресторанах, цены повышены не были, так как до этого зависели в основном от спроса и степени известности заведения.
Повышение цен в таких розничных сетях, как "Петровский" или "Седьмой Континент", привело к некоторому снижению прибылей. Во-первых, примерно на те же пять процентов снизилась стоимость среднего чека в большинстве супермаркетов. Во-вторых, многие покупатели перестали пользоваться услугами магазинов вообще, и перешли на оптово-розничные рынки, где продавцы имели больше возможностей уклониться от уплаты НСП.
Схем ухода от налога с продаж существовало множество, и они значительно снижали доходность этого налога. Например, как сообщает журнал "Эксперт", в 2002 году оборот продаж товаров и услуг в РФ достиг пяти триллионов рублей. Простого калькулятора хватит, чтобы подсчитать, что объем пятипроцентного налога с продаж с этой суммы должен был составить 250 миллиардов. Однако на самом деле в 2002 году было уплачено всего 50 миллиардов, остальные деньги продавцам удалось оставить себе.
Тем не менее, НСП оставался важной составляющей многих местных бюджетов. Например, в Москве на долю этого налога приходилось более 10 процентов от общего объема налоговых сборов, то есть около 20 миллиардов рублей. Неудивительно, что когда в начале 2003 года в правительстве заговорили об отмене этого налога, главными противниками такого решения стали губернаторы. Весной прошедшего года ряд депутатов Госдумы (в основном - представители фракции ОВР под предводительством Юрия Лужкова) начали ожесточенную дискуссию с Минфином, выступая против отмены НСП. Поэтому к маю 2003 судьба налога все еще была не ясна.
Именно в этот момент в игру вступила Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ). В эту организацию входят такие торговые сети, как "М-Видео", "Петровский", "Перекресток", "Спортмастер" и "Седьмой Континент". В мае они решили вмешаться в дискуссию между правительством и Думой и направили Кудрину официальное заявление с обещанием снизить цены на пять процентов в случае отмены НСП.
Это заявление стало широко известным и представляло собой способ давления на депутатов. Понимая, что избиратели ждут от них борьбы за снижение цен, думцы больше не могли противодействовать отмене налога с продаж и были вынуждены принять соответствующую поправку в Налоговый кодекс. Одновременно Конфедерация обществ потребителей взяла на себя обязательство проконтролировать выполнение торговцами своих обещаний. Принятая летом поправка вступила в силу с января 2004 года.
Незадолго до нового года вице-премьер Алексей Кудрин решил напомнить бизнесменам об их обещании: "Теперь торговым сетям, которые обращались к правительству и президенту, как раз предстоит это сделать: снизить цены на 5 процентов в связи с отменой налога с продаж". При этом снижение цен законодательно никак не закреплено, поэтому вся надежда держится на честном слове предпринимателей.
Однако ожидать тотального удешевления всего и вся на пять процентов точно не приходится. Во-первых, НСП не является единственным фактором ценообразования. На цены влияет курс доллара, спрос и предложение, растущая инфляция и многие другие вещи, которые не зависят ни от правительства, ни от хозяев сетей.
Во-вторых, у продавцов есть возможность снизить цены только на 2-3 процента и все-таки получить дополнительную прибыль в связи с отменой налога. В третьих, для того, чтобы изменить цены, необходимо внести коррективы в базы данных компаний и в их отношения с поставщиками, а это за один день не сделаешь. И, наконец, для состоятельных покупателей, приобретающих такие товары, как дорогие мобильные телефоны, удешевление на пять процентов не сможет стать настолько ощутимым, чтобы принести выгоду магазинам.
Поэтому цены, скорее всего, снизятся там, где существует массовый спрос на недорогие товары, то есть на продукты питания. Да и то - не все. Например, "Седьмой Континент" заявил о снижении цен на 100 позиций из 50 тысяч позиций ассортимента. Зато в магазинах "Метро Кэш энд Керри" цены снизятся на все категории товаров, причем сделано это будет через прозрачную автоматизированную систему.
Все товары подешевеют на пять процентов в тех магазинах, где до сих пор НСП указывался в чеке отдельной графой. С 1 января цены на 5 процентов снизит сеть универсамов "Патэрсон" . Точно так же поступит и сеть "Перекресток". Что касается промышленных товаров, то тотально подешевеет одежда в магазинах "Benetton". Причем менеджеры этой компании уверены, что оборот торговли в магазинах увеличится на те же самые пять процентов.
Иначе поступили хозяева магазинов бытовой электроники "М-Видео". Там считают, что отмена налога с продаж наиболее важна для малообеспеченных слоев населения, поэтому собираются снизить цены только на самые дешевые товары. Покупателям же плазменных панелей придется выкладывать за них те же деньги, что и в прошлом году.
Цены в своих магазинах не собираются снижать "Пятерочка" и "Спортмастер", которые также входя в АКРОТ. Не смогут поживиться также клиенты супермаркетов "Ароматный Мир", приходящие туда за спиртными напитками. В сегменте алкогольных напитков отмена налога с продаж компенсируется ростом акцизных сборов. Например, акциз на импортный алкоголь вырастет со 117 до 135 рублей за литр, так что стоимость бутылки "Хеннесси" останется прежней. Более того, из-за роста акциза стоимость полулитровой бутылки водки в новом году даже вырастет на 7 рублей.
Никаких радостей отмена налога не принесет и клиентам магазинов "ИКЕА". Так как эта сеть не повышала цен после введения НСП, цены там стабильны и устанавливаются на определенный срок (текущие - до февраля 2004 года), мебель "ИКЕА" не подешевеет. Не повезло и несчастным покупателям автомобилей "Ауди". 99 процентов клиентов салонов "Ауди-Центр" оплачивали свои покупки через банк, налог не платили и его отмены не ощутят.
Однозначно выиграли от отмены НСП пользователи мобильной связи. Поставщики телекоммуникационных услуг всегда указывали стоимость тарифов без учета НСП и НДС и клиенты сами должны были прибавлять к ним 20 процентов налога на добавленную стоимость и 5 процентов налога с продаж. Теперь же, после отмены НСП и снижения НДС (с 1 января он составит 18 процентов вместо 20), услуги сотовой связи подешевеют на целых семь процентов. Также подешевеют авиабилеты, в цене которых налоги появляются только в момент покупки. Однако, как заявил представитель компании "Аэрофлот", на тарифы авиакомпаний влияют и другие факторы, в частности, цена на топливо и курс доллара.
По большому счету, цены могут снизиться не только благдаря отмене налога с продаж, но и благодаря снижению НДС, однако влияние второго налога на цену товара зависит не только от магазинов, но и от поставщиков.
Кроме отмены НСП и двухпроцентного снижения НДС, с 1 января 2004 ослабление налогового бремени коснется и других сфер. Например, будет отменен курортный сбор, налог на перепродажу автомобилей и вычислительной техники, лицензионный сбор за проведение местных аукционов и лотерей. Особенно стоит отметить отмену сбора за участие в игре на тотализаторе на ипподроме.
Правительство надеется, что все потери, которые из-за этого понесет бюджет, будут компенсированы повышением прибылей компаний и, соответственно, поступлением налога на прибыль. Суждено ли этим надеждам сбыться в наступившем году - покажет время.
Хоть стой, хоть падай [09.12.2003]
Доллар подешевеет до 11 рублей. Когда?
Все меняется, когда приходят они [21.11.2003]
21 ноября - День работника налоговых органов
Не сжигайте полис [15.10.2003]
Судьба ОСАГО
Государство решило оставить россиянам только весла [30.08.2003]
Lenta.Ru публикует Концепцию реформирования системы поимущественных налогов в Российской Федерации, подготовленную минэкономразвития РФ