Главное
17:53, 13 января 2004

Дело о взрывах: ждите продолжения Мосгорсуд вынес приговор виновным в московских и волгодонских взрывах 1999 года. Главный обвиняемый в бегах, а решением суда не довольны ни потерпевшие, ни правозащитники, ни подсудимые.

12 января 2004 года Московский городской суд приговорил к пожизненному заключению Адама Деккушева и Юсуфа Крымшамхалова, обвиненных в совершении терактов в Москве и Волгодонске осенью 1999 года. В результате взрывов трех жилых домов погибли 243 человека. Однако пострадавшие не удовлетворены решением суда, а организатор терактов все еще на свободе.

Только факты

В ночь на 9 сентября 1999 года в Москве взорвался 9-этажный жилой дом на улице Гурьянова. Погибли 94 человека, 164 получили ранения. 13 сентября взрыв уничтожил 8-этажный дом на Каширском шоссе, погибли 119 человек. В обоих случаях эксперты отметили, что теракт планировали профессионалы - дома были разрушены до основания. Взрывы были настолько мощными, что обломки зданий раскидало на десятки метров, а грохот услышали в соседнем районе.

Рано утром 16 сентября возле многоквартирного дома на Октябрьском шоссе города Волгодонск Ростовской области взорвалось устройство, заложенное в автомобиль ГАЗ-53. В результате взрыва мощностью 800-1800 килограммов в тротиловом эквиваленте обрушился фасад двух подъездов. Погибли 19 человек. В трех десятках близлежащих домов взрывной волной выбило оконные рамы и стекла. На месте ГАЗа образовалась воронка глубиной 3,5 метра и диаметром 13-15 метров. Фрагменты автомобиля, в котором находилась взрывчатка, разлетелись на полтора километра.

Следствие, которое длилось до апреля 2003 года, установило, что взрывы в Москве и Волгодонске организовала одна и та же группа. Заказчики - арабские наемники Хаттаб и Абу Умар. Исполнители - Ачемез Гочияев, Хаким Абаев, Равиль Ахмяров, Денис Сайтаков, Адам Деккушев, Юсуф Крымшамхалов, Заур и Тимур Батчаевы. Хаттаб, Абу Умар, Сайтаков, Ахмяров и Заур Батчаев были ликвидированы во время контртеррористической операции в Чечне. Тимур Батчаев убит на территории Грузии. Главарь террористической группы Гочияев, а также Абаев находятся на свободе - по некоторым данным, в Грузии. В 2002 году власти этой страны задержали Деккушева и Крымшамхалова и выдали их российскому правосудию. Они оказались на скамье подсудимых на процессе, который начался 31 октября 2003 года в Москве.

12 января 2004 года Московский городской суд приговорил жителей Карачаево-Черкесии 42-летнего Адама Деккушева и 37-летнего Юсуфа Крымшамхалова к максимальной мере наказания - пожизненному лишению свободы. Они признаны судом виновными в совершении актов терроризма, убийств с особой жестокостью, в участии в незаконных вооруженных формированиях, незаконном изготовлении, хранении и перевозке взрывчатых веществ, покушении на убийство и незаконном пересечении границы. Крымшамхалов также признан виновным в покушении на терроризм и в даче взятки сотруднику ГАИ.

В последнем слове подсудимые попросили у пострадавших прощение. "Часть горя и боли тех, кто пострадал, на мне - хотел я этого или не хотел. Я сочувствую этим людям. Я виноват, я извиняюсь", - сказал Крымшамхалов. Деккушев заявил, что стал жертвой религиозной пропаганды: "Меня просто продали за деньги".

Отбывать наказание они будут в колонии особого режима. Кстати, другой одиозный террорист, тоже осужденный на пожизненное заключение - Салман Радуев - умер в колонии "Белый лебедь" в городе Соликамск Пермской области, по официальной информации, в результате геморрагического васкулита (воспаления стенок мелких кровеносных сосудов) неясного происхождения. В СМИ появлялись версии, что Радуева убили надзиратели или сокамерники.

Глава Центра общественных связей ФСБ Сергей Игнатченко заявил, что уголовное дело о взрывах жилых домов в Москве и Волгодонске останется в производстве Следственного управления ФСБ до тех пор, "пока на свободе остается главный организатор этой серии терактов - Ачемез Гочияев".

Одни неясности

Осужденные признали свою вину только частично. Деккушев заявил, что организаторы теракта заставили его действовать, одурманив наркотиками. Крымшамхалов говорит, что хотя и привез взрывчатку в грузовике к дому в Волгодонске, но не знал о том, что она будет использована для теракта. Кроме того, Крымшамхалов признает, что переходил российско-грузинскую границу, находился на территории, которая контролировалась незаконными вооруженными формированиями, и проходил обучение в лагере боевиков, но отрицает, что участвовал в боевых операциях.

Осужденные вправе обжаловать приговор в течение десяти дней со дня получения копии решения. На момент написания статьи адвокат Деккушева этой возможностью не воспользовался. Зато Шамиль Арифулов - защитник Крымшамхалова - обжаловал приговор в день его вынесения.

В кассационной жалобе Арифулов попросил отменить приговор и направить дело в Мосгорсуд на новое рассмотрение. Адвокат подчеркнул, что не имеет претензий к следствию: "Следствие проведено безукоризненно в части соблюдения прав моего подзащитного: в ходе допросов учитывались все наши пожелания". Зато у него имеются претензии к представителям обвинения в суде. По мнению Арифулова, со стороны представителей Генпрокуратуры "имели место прямые фальсификации собранных в ходе следствия материалов, в частности, это относится к интерпретации показаний свидетелей и исследованиям экспертиз", в ходе судебного процесса не была соблюдена "полнота и всесторонность исследования доказательств".

Судебный процесс был закрытым, так как на пяти из 90 томов уголовного дела стоял гриф "Секретно". Прессу допустили в суд лишь в день оглашения приговора. Из-за того осталось много неясностей.

Например, непонятны мотивы Крымшамхалова. На суде была продемонстрирована видеосъемка дома этого человека в Карачаево-Черкесии. Жилье больше напоминало дворец, то есть Крымшамхалов достаточно богат и действовал явно не ради обогащения. В суде он вообще изменил показания, данные на предварительном следствии, сказав, что занимался изготовлением не взрывчатой смеси, а обычной краски. Адвокат Арифулов утверждал: по информации, собранной ФСБ, Крымшамхалов обучался в лагерях боевиков в 2000 году и поэтому в 1999 году не мог взрывать дома, поскольку не знал, как это делается. Но по словам государственного обвинителя Сергея Вербина, Крымшамхалов проходил подготовку в лагерях чеченских боевиков и до теракта, и после него, что говорит о планах и дальше сотрудничать с террористами.

Кроме того, выводы следствия не совпадают с данными Общественной комиссии Сергея Ковалева о том, что кровавую осень 1999 года организовало ФСБ.

По словам Ачемеза Гочияева, который сейчас скрывается от следствия, его подставили - он не имеет отношения ни к Хаттабу, ни к терактам. Склады, арендованные во взорванных домах фирмой Гочияева "Капстрой-2000", использовал для закладки взрывчатки некто Владимир Романович, которому глава "Капстроя" доверял и который являлся агентом ФСБ. Гочияев сам сообщил органам адреса своих складов в районе Борисовских прудов и Капотни, когда понял, что его подставили. Тем самым он помог предотвратить очередные взрывы.

По мнению британского эксперта Джефри Оксли, фотографии, опубликованные на официальном сайте ФСБ, на которых Гочияев изображен вместе с Хаттабом - скорее всего, фотомонтаж и фальшивка.

При активном участии Бориса Березовского был снят документальный фильм "Покушение на Россию" и опубликована книга "ФСБ взрывает Россию", написанная историком Юрием Фельштинским и бывшим сотрудником ФСБ Александром Литвиненко. По мнению этих людей, именно массовые убийства мирных жителей во взорванных домах всколыхнули ненависть к чеченским террористам, морально оправдали начало контртеррористической операции в Чечне, способствовали росту популярности Владимира Путина и, в итоге, привели его к власти на президентских выборах 2000 года. Несмотря на определенную долю логики в построениях Литвиненко и Березовского, никаких твердых доказательств у них нет.

За четыре года сторонники разных версий тех событий соткали паутину взаимных обвинений, в которой трудно разобраться.

Родные погибших на мюзикле "Норд-Ост" и при взрывах жилых домов в Москве требуют нового расследования. Они подписали обращение к кандидатам в президенты России, распространенное Фондом гражданских свобод: "Мы хотели бы услышать, как каждый из вас поступит в случае избрания - будет ли назначено реальное независимое и непредвзятое расследование или заговор молчания вокруг гибели наших близких продолжится и впредь. Мы тщетно пытались получить от власти вразумительные объяснения. Нынешний президент РФ был обязан ответить нам не просто по должности, но и по совести. Под сомнением - сама легитимность власти и основы доверия к ней". Пока на это обращение откликнулся только кандидат от КПРФ Николай Харитонов: "Для расследования крупных терактов, в результате которых были большие человеческие жертвы, необходимо создание компетентной и предельно объективной комиссии, тем более что у многих граждан есть сомнения в официальных выводах по поводу этих терактов".

Вернуть хотя бы деньги

Суд постановил взыскать с Крымшахалова и Деккушева более 1 миллиона рублей в пользу потерпевших в счет компенсации материального вреда и около 3 миллионов рублей в качестве моральной компенсации за вред, нанесенный терактом.

Государственный обвинитель Сергей Вербин признал: "Насколько я знаю, реально такими суммами осужденные не располагают".

Адвокат потерпевших Игорь Трунов был возмущен: "Огромные суммы будут взысканы с обвиняемых, которые пожизненно приговорены к тюремному заключению. Это значит, что они не будут ничего зарабатывать, они никогда ничего не заплатят, и государство не хочет на себя взять это бремя, прописанное в законе о борьбе с терроризмом. Государство отстраняется от помощи потерпевшим и делает формальные заявления о том, что платить должны обвиняемые, которые никогда заплатить не смогут". По мнению адвоката, это судебное решение о возмещении компенсации не соответствует статье 17 закона "О борьбе с терроризмом", а компенсировать моральный и материальный вред, причиненный терактом, должен Минфин России.

Подведем итог. Родственники потерпевших собираются подавать повторные иски о возмещении морального ущерба. Осужденные обжалуют решение суда. Правозащитники требуют нового независимого расследования. Предполагаемый организатор теракта Ачемез Гочияев в бегах, и ФСБ намерено его найти. Точку в этом деле ставить рано...

Николай Дзись-Войнаровский

Предыдущие материалы по теме:

Годовщина страха [17.11.2003]
Семь лет назад россияне узнали слово "гексоген" и научились бояться ночевать в собственных квартирах

Спасайся, кто может! [28.01.2003]
Московские спецслужбы пугают граждан террористической угрозой и демонстрируют свою активность главным образом тогда, когда им это выгодно

Показания арендатора [26.07.2002]
Ачемез Гочияев утверждает, что являлся лишь арендатором складов во взорванных домах в Москве

Ответ Генпрокуратуры на депутатский запрос о взрывах в Москве [14.05.2002]
Генпрокуратура знает виновных, но не может их найти

Мнения разделились. Фильм Березовского оценивают российские политики [12.03.2002]
Vip.Lenta.Ru приводит мнения известных российских политиков о фильме, показ которого был инициирован Борисом Березовским и о ситуации вокруг расследования взрывов в Москве и Волгодонске.

Генпрокуратура попыталась опередить Березовского [05.03.2002]
Березовский обвиняет спецслужбы в организации взрывов жилых домов, генпрокуратура делает ответный ход