Главное
21:56, 29 января 2004

Приехали... Ахмед Закаев прибыл с трехдневным визитом в столицу Германии

Почти три месяца прошло с тех пор, как Лондонский магистратский суд поставил точку в "деле Закаева". 13 ноября 2003 года судья Тимоти Уоркман постановил, что известный полевой командир, бывший "эмиссар республики Ичкерия" и представитель Аслана Масхадова не может быть выдан России по запросу, поступившему в Великобританию из Генеральной прокуратуры РФ весной 2003 года. С тех пор о Закаеве почти ничего не было слышно. Лишь в конце прошлого года его имя вновь всплыло в прессе в связи с заявлением министра юстиции Дании Лене Эсперсен, пообещавшей, что, надумай Закаев снова посетить ее страну, он будет задержан полицией.

Тем самым Лене Эсперсен продемонстрировала объективность своего ведомства. С одной стороны, Закаев в Дании уже бывал и в местной тюрьме сидел, хотя тогда, осенью 2002 года, датская прокуратура также отказалась выдать задержанного российской стороне. Причем дело даже не дошло до суда - датские чиновники мотивировали свое решение, вынесенное 3 декабря 2002 года, тем, что Генпрокуратура РФ слишком небрежно оформила следственные материалы и документы с требованием об экстрадиции. Но с другой стороны, существует запрос Национального бюро Интерпола при МВД России на арест и выдачу Закаева России, где его обвиняют в совершении тяжких преступлений, в том числе в захвате заложников, убийствах и руководстве незаконными вооруженными формированиями. Таким образом, Дания по вопросу о Закаеве определилась: раз есть запрос, обязаны арестовать, а вот обязаны ли выдавать, зависит от сущности выдвигаемых обвинений, качества подготовленных материалов и еще целого ряда других обстоятельств.

Определилась с Закаевым и Великобритания, куда он прибыл в декабре 2002 года сразу же после освобождения из датской тюрьмы. После длительного судебного разбирательства, начавшегося 9 июня 2003 года и также инициированного российской стороной, суд, возглавляемый Уоркманом, постановил, что в материалах, присланных Генпрокуратурой РФ, не содержится объективных доказательств вины Закаева, что Россия преследует его по политическим мотивам и что если выдать его на родину, то там Закаева ожидает верная смерть из-за пристрастности российской судебной системы и невыносимых условий содержания заключенных в тюрьмах. Более того, 29 ноября 2003 года британское Министерство внутренних дел, желая закрыть вопрос раз и навсегда, присвоило Закаеву статус политического беженца. Москва, естественно, протестовала, но тщетно.

Теперь определяться по вопросу о Закаеве предстоит следующей европейской стране - Германии. 28 января 2004 года Ахмед Закаев прилетел в Берлин по приглашению спикера фракции СДПГ бундестага Герда Вайскирхена. Это первая его международная поездка с тех пор, как он получил защиту и покровительство от британской Фемиды. От того, как она пройдет, зависит, сможет ли Закаев и впредь безопасно разъезжать по европейским странам или ему придется всю жизнь безвылазно сидеть на Британских островах.

В Москве, сообщает РИА "Новости", о факте прибытия Закаева в Германию узнали из СМИ, хотя, пишет интернет-сайт радиоинформационного агентства "Голос России", немцы старались не очень афишировать эту поездку, и в местной прессе, например, о ней в среду ничего не писали. Так или иначе, в четверг российское отделение Интерпола направило в Берлин соответствующий запрос. Во-первых, российские правоохранительные органы интересует, действительно ли Закаев прибыл в Германию, а во-вторых, если эта информация подтвердится по официальным каналам, то российская сторона хотела бы знать, какие меры против Закаева, объявленного в международный розыск, собирается принять сторона немецкая.

Ситуация для немецев осложняется двумя обстоятельствами. Первое - между Россией и Германией существует договоренность о взаимной выдаче преступников, находящихся в меджународном розыске (подобного соглашения между Москвой и Лондоном, кстати, не существует). И второе - Ахмед Закаев (в отличие от Бориса Березовского, в несколько схожих обстоятельствах недавно посетившего Грузию), прибыл в Берлин не маскируясь, то есть под своим собственным именем. Правда, без визы - поскольку Германия принадлежит к числу стран, в которые Закаев, обладающий документами о том, что Великобритания предоставила ему политическое убежище, может въезжать свободно.

Возможно, последнее обстоятельство послужит немецким властям некоторым оправданием в ходе предстоящего диалога с российскими коллегами. Все-таки Закаева в Германию пригласили не правительственные структуры, а депутаты, известные, к тому же, своим особым интересом к проблемам Чечни. Известно, что его поездке способствовал член бундестага и представитель партии социал-демократов Маркус Мекель, входящий в так называемую германо-кавказскую парламентскую группу. Мекель, кроме того, является заместителем Вайскирхена, приславшего Закаеву приглашение. А еще одно лицо, деятельно принимавшее участие в подготовке приезда Закаева в Берлин, - некто Экхард Маасс, бывший гражданин ГДР, женатый на грузинке и, по некоторым данным, питающий особенную нелюбовь к российской политике на Северном Кавказе. Известно также, что в программу пребывания Закаева в Германии, которое продлится три дня - до 30 января - не входят встречи ни с федеральными министрами, ни с руководителями парламентских фракций. И вообще, по словам Маасса, визит бывшего эмиссара Ичкерии предпринят, главным образом, с целью "культурных контактов с представителями Кавказа, пропагандой искусства и истории горских народов".

Но известно и нечто другое, что не позволит немецким официальным лицам остаться вовсе в стороне от этого события. Самое главное, как пишет газета "Коммерсант", - министр иностранных дел Германии Йошка Фишер предоставил властям Великобритании письменные гарантии того, что на немецкой земле у Ахмеда Закаева проблем с правоохранительными органами не возникнет. Кроме того, Закаев в Берлине будет рассуждать не только о культуре и искусстве - на четверг в здании Французского собора на площади Жандарменмаркт запланировала публичная дискуссия с его участием под названием "Чечня - возможности мирного процесса", в ходе которой речь наверняка пойдет и о кремлевской политике в отношении Чечни. Среди тех, кто уже выразил желание обсудить с Закаевым эту тему, есть как минимум три депутата бундестага - от ХДС, СДПГ и партии "зеленых". Кстати, в приглашениях на дискуссию Закаев именуется вице-премьером Чеченской республики Ичкерия и представителем ее президента Масхадова. Вообще же, по словам Маасса, программа пребывания Закаева в Берлине будет очень плотной - каждый из трех дней буквально "расписан по часам". Так, не успев приземлиться в Берлине, Закаев уже в среду вечером провел встречи с некоторыми депутатами бундестага, а также выступил в его внешнеполитическом клубе, где, опять же, вряд ли говорил об искусстве.

А в четверг Закаев успел дать интервью российской радиостанции "Эхо Москвы", в котором прокомментировал свое решение о приезде в Германию. "У немецкого правительства есть формальный повод арестовать и задержать меня, но у них есть полное правовое основание проигнорировать действующей ордер международного розыска, - заявил он. - Потому что ранее было три решения: правительства Дании, которое отказало России, суда Великобритании, который не удовлетворил требование российского правительства, и правительства Великобритании". При этом Закаев добавил, что при подготовке к поездке он не поднимал вопрос о гарантиях своей неприкосновенности: "Приглашающая сторона знала меня и знала, насколько я могу быть раздражителем для России, поэтому делать какие-то особые акценты на своей личной безопасности мне представилось не совсем удобным".

Остается ждать, чем окончится эта история и какие доводы выдвинут друг против друга Москва и Берлин при обсуждении будущей судьбы бывшего чеченского эмиссара. Судя по опыту предыдущих лет, Закаев в Россию все же не попадет, и вопрос, главным образом, вертится вокруг того, насколько его нынешняя поездка ухудшит российско-германские отношения. Вряд ли ущерб этот будет значительным - Москве к подобным щелчкам по самолюбию уже не привыкать, а ссориться из-за Закаева с одним из своих главных экономических и политических партнеров Путин, скорее всего, не станет.

И последнее. В четверг, 29 января, одиннадцать депутатов Европарламента из Франции, Италии и Великобритании во главе с вице-президентом этого органа Катрин Лалумьер обратились с письмом к генеральному секретарю Интерпола Роналду Ноублу, в котором попросили его аннулировать запрос российского отделения на арест и экстрадицию Ахмеда Закаева. На основании, как сказано в письме, решений судебных и правоохранительных органов Дании и Великобритании. И, можно добавить, на основании нынешнего визита Закаева в Берлин.

Предыдущие материалы по теме:

Отказала мне два раза… [13.11.2003] Очередной провал экстрадиции Ахмеда Закаева свидетельствует о неадекватности всей российской системы правоохранительных органов

Почему России никого не выдают [11.09.2003] "Политические" дела роняют престиж российской власти каждые полгода

Дело Закаева. Хроника [25.07.2003] В Лондонском магистратском суде на Боу-стрит продолжается слушание дела об экстрадиции чеченского эмиссара

Выдадут - не выдадут [09.06.2003] В Лондоне началось рассмотрение российского запроса об экстрадиции Ахмеда Закаева

Нет предела совершенству [06.12.2002]Дело Закаева открывает для Генпрокуратуры широкие возможности для самосовершенствования

Почему Дания не выдала Закаева [04.12.2002]Vip.Lenta.Ru публикует перевод текста решения министерства юстиции Дании об отказе в выдаче российской стороне Ахмеда Закаева

Дело Закаева [20.11.2002] Текст постановления о привлечении Закаева в качестве обвиняемого

Показательный арест [30.10.2002] Дания сделала вид, что прислушалась к требованиям России