Главное
14:34, 30 января 2004

Битва за Аджарию США и Грузия против России и Аджарии

Грузия - это маленькое, но очень удачно расположенное государство. В составе СССР эта горная страна была всего-навсего всесоюзной здравницей, кузницей и житницей, но после обретения независимости выяснилось, что Грузия - важная стратегическая территория. Кроме того, что в ее глубоких ущельях очень удобно прятаться чеченским боевикам и международным террористам, так еще строящийся трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан, через который на Запад должна устремиться азербайджанская нефть, ослабящая зависимость США от российской нефти, проходит именно через эту благодатную страну. Определенный интерес представляют также всемирно известная минеральная вода "Боржоми" и Тбилисский электровозо-строительный завод - единственное сохранившееся на постсоветском пространстве предприятие, выпускавшее электровозы для российской широкой железнодорожной колеи.

По этой причине - как только в середине 2003 года власть президента Шеварднадзе зримо пошатнулась - в государство, которое не может похвастаться ни сильной армией, ни сильной экономикой (а если точнее - то хотя бы просто экономикой), зачастили дипломаты мирового масштаба, а лидеры России, США, Грузии и территориальных образований, формально входящих в состав республики, стали делать противоречивые и зачастую резкие заявления. Грузинская тема не сходит со страниц СМИ. Между РФ и США развернулась настоящая война за Грузию, которая пока, к счастью, ведется исключительно дипломатическими средствами. Ключ к победе в этой войне - Аджария, автономия в составе Грузии, за влияние на которую сейчас борются Штаты и Россия.

Поле битвы

Аджария - республика в составе Грузии площадью 3000 квадратных километров, расположенная в юго-западной части республики. Более 50% территории покрыто лесами, длительность периода, когда там стоит плюсовая температура - 300-350 дней в году. Морозы не превышают -6°C. Столица - город Батуми. Большая часть населения - аджарцы, то есть грузины-мусульмане. Фактически республика финансово и политически независима от Тбилиси. Во главе авторитарного режима стоит Аслан Ибрагимович Абашидзе, наследник древнего княжеского рода, управлявшего этой землей с XV века. Его сын - 26-летний Георгий - мэр Батуми. Своей независимостью республика во многом обязана Эдуарду Шеварднадзе, который, будучи президентом Грузии, сквозь пальцы смотрел на самостоятельность Батуми, поскольку в обмен на это Аджария не становилась еще одной горячей точкой в те моменты, когда обострялся конфликт Грузии с Абхазией.

Независимость Аджарии в значительной степени основана еще и на том, что в Батуми располагается 12-ая мотострелковая дивизия России, с которой Абашидзе поддерживает дружеские отношения. Военная база - не только гарант стабильности для Абашидзе, но еще источник экономического благосостояния многих жителей города, поскольку 80% ее личного состава - аджарцы, имеющие российское гражданство. Кроме того, в распоряжении руководства Аджарии находятся собственные и вполне дисциплинированные пограничники. Они охраняют границу с Турцией и могут в любой момент перекрыть сообщение с Грузией, как они это уже делали. В 1991-1992 годах, когда Грузия находилась на пике политического кризиса, Абашидзе даже раздал оружие населению и утверждает с тех пор, что 35% мужчин-аджарцев способны сами защитить свои дома.

Одно из главных предвыборных обещаний нынешнего президента Грузии Михаила Саакашвили - возвращение под крыло Тбилиси практически отделившихся Абхазии, Южной Осетии и Аджарии. Батуми - мощный морской порт, ключевой нефтяной терминал в Закавказье. Около Батуми на небольшой глубине обнаружено месторождение нефти и газа. Поэтому возвращение вотчины Абашидзе в подчинение Тбилиси имеет не только символическое значение. Потеря Россией влияния на один из трех сепаратистских регионов сильно ослабила бы наши возможности влиять на Грузию.

Именно поэтому с "революции роз" началась настоящая дипломатическая битва за Аджарию. Грузия стремится вернуть влияние на Батуми, в чем ей активно помогают Соединенные Штаты, фактически приведшие к власти Саакашвили. Россия, в свою очередь, помогает Аджарии остаться независимой.

Хроника битвы

Во время "бархатной революции" Абашидзе занял выжидательную позицию, на всякий случай не признав смену власти в Тбилиси легитимной и перекрыв с помощью пограничников границу с Грузией. Однако американский посол в Грузии Ричард Майлз лично ездил к Аслану Абашидзе и уговорил того разрешить провести президентские выборы на территории Аджарии. Что Майлз посулил Абашидзе, неизвестно, но президент Аджарии сказал: "Бойкот выборов в Аджарии станет катастрофой для Грузии и тяжелым историческим пятном для автономии. Мы решили пока отложить нашу принципиальность и сотрудничать с центральной избирательной комиссией Грузии и с центральной властью". 4 января 2004 года выборы президента Грузии прошли и на территории Аджарии. С большим перевесом победу одержал поддержанный Штатами националист Михаил Саакашвили. Впрочем, в его победе никто не сомневался. Что же такого Майлз сказал Абашидзе, что последний согласился фактически привести к власти главного могильщика аджарской независимости, остается только догадываться, хотя это, наверное, пролило бы свет на дальнейшие события.

В день выборов Абашидзе отменил чрезвычайное положение на территории автономии, которое было введено им еще в начале "революции роз", но 7 января ввел его вновь. На следующий день замминистра юстиции Грузии Гиги Угулава заявил о незаконности введения ЧП: "Установление правового режима чрезвычайного и военного положения - прерогатива центральных властей Грузии, а точнее - президента. Надеюсь, что в ближайшее время будет пересмотрен вопрос о соответствии Конституции Аджарии действующей Конституции Грузии. Новое руководство Грузии должно прекратить подобное двоевластие и четко разделить полномочия между центром и автономией. И в компетенцию властей автономии не должны входить вопросы, решать которые полномочны только центральные власти Грузии".

12 января, касаясь вопроса о нахождении российских военных баз в Грузии, Саакашвили заявил, что грузинские власти найдут "взаимоприемлемые решения с российской стороной в рамках существующих соглашений". Подтверждая серьезность намерений грузинской стороны, лидер "Народного фронта" Нодар Натадзе прозрачно намекнул Москве о возможности диверсий против российских военных баз, в том числе в Батуми: "Речь идет не о государственной политике, а о воле народа Грузии, с которой российские военные не считаются и отказываются вести переговоры о выводе своих баз". На самом деле, переговоры о выводе баз из Ахалкалаки и Батуми идут давно и с большим трудом: Грузия настаивает на выводе баз за три года, а Россия считает, что на это необходимо одинадцать лет. На следующий день грузинский министр иностранных дел Тедо Джапаридзе заявил, что Москва предложила Тбилиси "изыскать 500 миллионов долларов для ускорения процесса вывода двух российских военных баз из Ахалкалаки и Батуми". 14 января министр обороны РФ Сергей Иванов пояснил ситуацию: "Вывода наших баз из Грузии, как это было в свое время из Германии, не будет. Когда солдат, офицеров и вооружение сваливали в чистом поле и называли это выводом - больше этого не будет. Но вопрос о судьбе российских баз может решаться только дипломатическим путем". За океаном отреагировали мгновенно. Второй заместитель госсекретаря США Линн Паско пообещал оказать финансовую помощь для вывода российских военнослужащих и вооружений с территории Грузии: "Мы в 2000 году уже оказали такую помощь Российской Федерации при выводе двух российских баз с территории Грузии. Тогда мы с большим удовольствием заплатили за это и мы вновь готовы это сделать, хотя 500 миллионов долларов кажется мне немного завышенной суммой. Однако готовность оказать финансовую помощь не означает, что мы будем строить двух - трехэтажные здания российским военнослужащим".

Кстати, еще 17 декабря 2003 года исполняющая обязанности президента Грузии Нино Бурджанадзе потребовала вывести российские базы с территории страны, заверив, что им на смену не придут американские военные базы. И вот 17 января стало известно - американские военные останутся в Грузии. Посол Майлз заявил, что грузинско-американская военная программа "Обучение и оснащение" будет продолжена бессрочно и коснется сухопутных сил и авиации, а министр обороны Грузии Давид Тевзадзе подготовил пятилетний план сотрудничества Грузии и США в военной сфере.

20 января экс-президент Шеварднадзе сказал, что Абхазия и Южная Осетия "оккупированы российскими войсками, и в ближайшее время нет никаких надежд вернуть эти регионы", но аджарскую проблему еще можно решить путем переговоров. Новая война с этой автономией, по его мнению, приведет к развалу Грузии. 22 января, развивая мысль предшественника, Михаил Саакашвили объявил о намерении восстановить полный контроль над ситуацией во всех автономных республиках: "Грузия - это единая страна, а кто противится - пусть убирается из нее. Я наведу порядок в стране, в том числе и в Аджарии. Никакой агрессии в отношении аджарских властей нет и не будет, но одно должны понять все - каждый квадратный сантиметр грузинской земли будет под контролем".

Какими методами Саакашвили будет ставить под контроль Аджарию, не прибегая к военной агрессии, вскоре стало ясно. Это экономическая блокада и поддержка оппозиционных политических движений. В тот же день заместитель главы департамента по охране границы Давид Гулуа заявил, что Служба береговой охраны Грузии собирается полностью блокировать абхазский участок государственных территориальных вод: "Все корабли, которые будут нарушать этот участок без согласования с грузинской стороной, будут задерживаться и наказываться в соответствии с законом". 25 января 2004 года в день инаугурации президента Грузии в Батуми тысячи сторонников Саакашвили провели манифестацию, направленную против Абашидзе. Колонна демонстрантов двинулась к зданию Верховного Совета Аджарской автономии. Однако у резиденции аджарского лидера демонстрантов разогнали специальные подразделения Министерства внутренних дел. Произошло столкновение между участниками шествия и правоохранительными органами, в результате чего 15 человек получили травмы. На подмогу в Батуми из села Гонио направилась еще одна колонна местных жителей, поддерживающих Саакашвили, и лишь обращение к ним Давида Бердзенишвили, лидера оппозиционной Абашидзе организации "Наша Аджария" и по совместительству активного деятеля партии "Национальное движение", которой руководит Михаил Саакашвили, стабилизировало ситуацию.

27 января в Тбилиси состоялся учредительный съезд движения "Демократическая Аджария". Его участники, скандировавшие "Долой Абашидзе!", намерены сменить его режим конституционным путем. Лидером движения избрали представителя блока "Бурджанадзе-демократы" Эдуарда Сурманидзе. Утром 28 января над Батуми появились вертолеты, а на улицы города вышли патрули и вооруженные люди в штатском. Были блокированы многие транспортные магистрали столицы Аджарии, в том числе и главный проспект, где расположена резиденция Аслана Абашидзе. Около 600 его сторонников собрались сначала у здания батумского Театра оперы и балета, а потом были пропущены к резиденции главы Аджарии. Митингующие заявляли, что готовы защищать Абашидзе от любых посягательств оппозиции.

28 января министр внутренних дел Грузии Георгий Барамидзе заявил, что в Аджарии началась раздача оружия населению: "Участники этой акции обязательно будут выявлены и наказаны. Однако грузинские власти не допустят противостояния и кровопролития в автономии. Если население хочет добиться смены местной власти, то это должно быть сделано конституционным и мирным путем". Глава аджарского Министерства внутренних дел Джамал Гогитидзе опроверг эту информацию и отметил, что ситуация в автономии полностью контролируется правоохранительными органами. Сам Абашидзе предупредил общественность, что возможна попытка сменить власть в Аджарии по недавно разыгранному в Грузии сценарию "бархатной революции". Но, по его мнению, события в Аджарии могут развиваться по абхазскому варианту: "Будут те же жертвы, раздробленность, выжженная земля, затяжные конфликты и встречи за рубежом по урегулированию конфликта".

На фоне этих событий 26 января состоялся визит государственного секретаря США Колина Пауэлла в Москву. Однако, к чему именно пришли стороны в решении грузинского вопроса, осталось неясным. По окончании переговоров Пауэлл сказал, что Америка не собирается разворачивать в Грузии свои военные базы, а миссия военных инструкторов США в Грузии подходит к концу. В ответ министр иностранных дел РФ Игорь Иванов сказал, что в Москве приняли к сведению заявление американской стороны о том, что целью военного сотрудничества между Грузией и США является укрепление потенциала Грузии в борьбе с международным терроризмом, и добавил: как только закончится формирование нового грузинского правительства, вопрос о российских базах на территории Грузии будет обсуждаться специально созданными рабочими группами, задачей которых будет найти решение этой проблемы с учетом взаимных интересов. На это Колин Пауэлл заметил, что ему особенно приятно слышать слова Иванова в отношении российских баз и он приветствует гибкость, которую российское руководство проявляет в этом вопросе. Через два дня, то есть 28 января, министр обороны Сергей Иванов сказал, что возможность финансирования вывода российских баз Грузией или Штатами вообще не обсуждалась. В общем, сплошь обтекаемые фразы и недомолвки.

* * *

Суть битвы за Аджарию понятна. Пока в Батуми стоят российские военные, РФ может использовать Аджарию как инструмент влияния на ситуацию в Грузии, а значит (смотрите начало статьи) - на прячущихся чеченских террористов, на строительство трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан и даже на контроль над перспективными предприятиями. Трудно сказать, что выгоднее Аджарии как стране - автономия под крылом России или объединение с Грузией. Однако лично Аслану Абашидзе Россия нужна как гарант его власти, ведь этот независимый и авторитарный лидер не нужен Грузии и ее союзнице Америке ни в каком качестве. С другой стороны, Грузия при помощи Штатов пытается всеми силами свергнуть Абашидзе и заставить Россию вывести войска из Батуми. Какие именно аргументы применяют американские дипломаты, пока не ясно, но, судя по всему, они не очень убедительны. Аслан Абашидзе чувствует себя менее уверенно, так как угроза "бархатной революции" по тбилисско-вашингтонскому сценарию кажется вполне реальной. Победителя в этой схватке, пока не решается предсказать никто.

Николай Дзись-Войнаровский

Предыдущие материалы по теме:

Грузинское гостеприимство [19.01.2004] Американские военные навсегда останутся в Грузии

Кандидат N 1 [04.01.2004] Кто такой Саакашвили, и куда пойдет Грузия под его руководством?

Аджарский лев зарычал [25.11.2003] Но пока не очень громко

Мирная грузинская революция Спецпроект Vip.Lenta.Ru