Главное
21:33, 30 января 2004

Олигархи к построению готовы РСПП, "Деловая Россия" и "Опора России" сольются в едином патриотическом порыве

30 января 2004 года президент холдинга "Интеррос" Владимир Потанин направил президенту Российского союза промышленников и предпринимателей Аркадию Вольскому открытое письмо с предложением слить РСПП с двумя другими лоббистскими объединениями - "Деловой Россией" (которая, как принято считать, представляет интересы среднего бизнеса) и "Опорой России" (в которую входят в основном структуры малого бизнеса). Претворение идеи Потанина в жизнь будет означать конец РСПП как "профсоюза олигархов". Аркадий Вольский и члены бюро РСПП с большим энтузиазмом ответили на предложение Потанина. Выбора у них, собственно, и не было.

Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей) был создан сразу после распада СССР - в 1991 году. Однако на протяжении девяностых он оставался всего лишь одной из многих общественных организаций. Все изменилось после прихода к власти Владимира Путина. 10 ноября 2000 года в состав РСПП вошли такие люди, как Олег Дерипаска (гендиректор "Русала"), Михаил Ходорковский (глава НК "ЮКОС"), Михаил Фридман (председатель совета директоров "Альфа-Банка"), Каха Бенукидзе (гендиректор "Объединенных машиностроительных заводов") и еще 23 крупнейших российских бизнесмена. РСПП стал серьезной лоббистской организацией, а в народе получил прозвище "профсоюза олигархов".

РСПП в своем новом виде поставил перед собой ряд ключевых задач. Естественно, союзу предстояло заняться консолидацией бизнес-сообщества, наведением мостов между различными отраслями, выработкой деловой этики и прочими благими делами. Однако главным смыслом существования РСПП стал лоббизм. Будучи владельцами самых успешных в России предприятий, его члены решили, что имеют право доводить до сведения власти свое мнение по поводу экономической политики страны и оказывать определенное влияние на эту политику.

Как известно, до вхождения в РСПП многие его члены лоббизмом также не пренебрегали. Но с властью общались по одиночке, закулисно и исключительно в своих личных интересах. Поэтому объединение олигархов в общественную организацию должно было сделать лоббизм более прозрачным и контролируемым. Такая трансформация РСПП вполне соответствовала продекларированной Путиным политике равноудаления олигархов от власти, более того, являлась прямым следствием этой политики.

2002 год и первая половина 2003 года стали "медовым месяцем" власти и РСПП. Путин регулярно встречался с членами правления этой организации, представители РСПП вошли в ряд совещательных органов при правительстве РФ. При РСПП были созданы рабочие группы, занятые разработкой предложений, касавшихся конкретных направлений экономической политики. Мнение РСПП было частично учтено при проведении реформ налогового, земельного и валютного законодательства.

При этом члены РСПП не стеснялись заявлять власти и лично Путину о своем несогласии с процессами, происходящими в стране. Не постеснялись они сделать это и летом 2003 года. После ареста Платона Лебедева РСПП направил Путину письмо, которое "Коммерсант" назвал "ультиматумом олигархов власти". Олигархи смело протестовали против "политической и экономической самостоятельности" правоохранительных органов. Однако со встречи с президентом, состоявшейся 11 июля, президент РСПП Аркадий Вольский вышел разочарованным и сообщил, что "власть не собирается решать проблемы "ЮКОСа".

В дальнейшем поведении членов РСПП наблюдалось все меньше готовности возражать президенту и все больше страха. 27 октября 2003 года, после ареста Михаила Ходорковского, Путин отказал Вольскому во встрече, произнеся ставшую знаменитой фразу "никакой торговли не будет". И хотя он и пообещал, что не будет и пересмотра итогов приватизации, олигархи ему почему-то не поверили и сильно забеспокоились уже не за Ходорковского, а за собственную судьбу.

Поэтому на съезде РСПП 14 ноября российские капиталисты уже не задали Путину вопросов о "ЮКОСе", а просто встали и устроили любимому президенту пятиминутную овацию. Андрей Пионтковский, директор московского Центра стратегических исследований, сравнил эти аплодисменты с теми, которых удостоился Сталин на съезде ВКП(б) в 1934 году: "Люди стоя аплодировали человеку, которого они очень побаивались, но не могли прервать эту овацию".

В последующие месяцы РСПП занимался не столько лоббизмом, сколько проектами, призванными оправдать крупный бизнес в глазах общества и президента. Главной темой заседаний бюро правления этой организации стала социальная ответственность предпринимателей. Они считали, сколько денег российский бизнес тратит на социальный программы (оказалось, что почти столько же, сколько государство - 1 процент ВВП) и договаривались о повышенных социальных обязательствах, которые должен взять на себя каждый бизнесмен. Они думали о том, как им побороть бедность и ответить на призыв Путина об удвоении ВВП. Короче, спешили отдаться Кремлю добровольно, пока не пришлось сделать это принудительно.

Так что к январю 2004 года РСПП вполне дошел до кондиции, позволяющей власти вносить любые предложения о формате ее дальнейшего диалога с бизнесом. Владимир Потанин, известный своей лояльностью Кремлю, понадобился как раз для озвучивания этих предложений. Чиновничьим духом веет даже от самих формулировок потанинского письма: "Набирающие силу в российском обществе процессы консолидации ставят на повестку дня задачи объединения всех слоев отечественных предпринимателей".

По мнению многих эскпертов, в частности, сотрудника Института социальных систем Дмитрия Бадовского и главы наблюдательного совета компании "Ренессанс-Капитал" Александра Шохина, проект объединения трех предпринимательских организаций был одобрен, если не инициирован, Кремлем.

Эта версия выглядит вполне правдоподобно. Обе организации, с которыми предложено слиться РСПП, фактически являются "дочками" администрации президента. "Деловая Россия" была создана в 2001 году, но фактически не вела никакой деятельности до осени 2003, когда пошатнулись позиции РСПП. В число лидеров "Деловой России" входят председатель ассоциации по защите прав инвесторов Сергей Генералов, генеральный директор ассоциации предприятий легкой и текстильной промышленности "Восток-Сервис" Владимир Головнев, глава и владелец группы "Интерхимпром" Борис Титов, главный редактор журнала "Эксперт" Валерий Фадеев, президент инвестиционной группы "Атон" Евгений Юрьев. "Опора России" же возникла 18 декабря 2001 года (также не без помощи Кремля) как союз объединений предприятий малого бизнеса. Среди ее учредителей - Ассоциация крестьянских и фермерских хозяйств и некоммерческое партнерство "Российская гильдия пекарей". И "Деловая Россия" и "Опора России" должны заниматься тем же, что и РСПП - лоббировать интересы бизнеса. Так что для объединения трех структур вроде бы есть вполне серьезные основания.

Однако на деле оказывается, что интересы крупного и малого бизнеса не столько совпадают, сколько противоречат друг другу. Это касается и распределения налогового бремени, и таких международных вопросов, как вступление России в ВТО, и антимонопольной политики. До сих пор малые предприниматели обвиняли олигархов в том, что именно деятельность крупных компаний мешает более мелким развиваться. А после ареста Ходорковского в кулуарах заседаний "Деловой России" и "Опоры России" можно было нередко услышать разговоры на тему "так ему и надо".

Объединение лоббистских структур неизбежно повлечет за собой перемены в их управлении. "Некоторые мои коллеги должны смирить свои амбиции и уступить место представителям малого и среднего бизнеса", - заявил Потанин. Источник газеты "Коммерсант" в администрации президента также подтвердил, что интересы малого и среднего бизнеса должны будут, по мнению власти, превалировать в новой организации. Таким образом, после слияния можно будет попрощаться с "профсоюзом олигархов".

А бывшие члены этого профсоюза вольются в стройные ряды предпринимателей, объединенных единой целью - служить своему государству. Сопредседатель "Деловой России" Евгений Юрьев заявил, что "объединившись, бизнес сможет легче решать общенациональные задачи, поставленные президентом". Судя по всему, об иной роли в новой общественной системе предприниматели для себя и не мечтают.

А кому сейчас легко?

Елена Любарская

Предыдущие материалы по теме:

Об угозе путинизма [22.01.2004] Немцов и Кара-Мурза написали письмо сторонникам Путина

Трагедия Владимира Путина [19.02.2004]Vip.Lenta.Ru публикует фрагмент из нового доклада Станислава Белковского об исторических путях развития России

Индекс эконоимческой сводобы [15.12.2004]Сколько лет пройдет прежде, чем Россия удвоит ВВП? И когда догонит США?

Сбываются народные мечты [26.09.2003]Скоро все российские олигархи уедут за рубеж. Или не все. Или не уедут...