В пятницу 6 февраля пассажиры Замоскворецкой линии Москвоского метрополитена оказались жертвами теракта, который, скорее всего, станет самым крупным в истории российской столицы происшествием такого рода после захвата театрального центра на Дубровке и взрывов жилых домов в 1999 году. Уже сейчас официально объявленное количество пострадавших достигло 250 человек. До 50 (37 - по официальным данным, 50 - по данным телекомпании Рен-ТВ) человек погибли, 122 были госпитализированы в 1-ю, 7-ю, 13-ю, 33-ю, 36-ю, 53-ю городские больницы и институт скорой помощи имени Склифософского, а еще ста пострадавшим помощь была оказана на месте. При этом количество жертв может вырасти после того, как из тоннеля будут полностью эвакуированы останки погибших. По предварительным данным, в поезде ехали около 1500 человек, а в 10:15 утра было объявлено, что эвакуация живых закончена. По данным спасателей, из туннеля было выведено около 800 человек. Судьба остальных пассажиров поезда пока неясна. Один из врачей "Скорой помощи" сообщил, что погибших гораздо больше, чем уже объявлено, а их останки буквально разбросаны по туннелю.
Взрыв произошел около 8:32 утра во втором вагоне поезда (по некоторым данным - у первой двери второго вагона), следовавшего от станции метро "Автозаводская" до станции метро "Павелецкая". Хотя сначала предполагалось, что теракт совершил смертник, сейчас уже ясно, что взрывное устройство находилось не в поясе шахида, а в рюкзаке или чемодане, стоявшем на полу вагона. Сначала специалисты говорили о мощности, эквивалентной одному или двум килограммам тротила, но около 12:40 вице-мэр Москвы Валерий Шанцев сообщил, что мощность взрывного устройства составила не менее пяти килограммов в тротиловом эквиваленте. Правоохранительные органы также рассматривают версию о самопроизвольном подрыве перевозимого в метро взрывчатого вещества, хотя самым вероятным объяснением произошедшего остается теракт.
Стало известно, что незадолго до взрыва некий мужчина подошел к сотруднице метрополитена на станции метро "Автозаводская" и сказал: "Будет вам праздник!". Камеры видеонаблюдения станции, записи которых сейчас изучают сотрудники ФСБ, зафиксировали мужчину в возрасте 30-35 лет и женщину с внешностью уроженцев Кавказа, в руках у которых находились два чемодана. Сейчас эти люди находятся в розыске.
Машинист Владимир Горелов, управлявший электропоездом, услышал взрыв, когда состав находился где-то в 500 метрах от "Автозаводской" и двух километрах от "Павелецкой". По его словам, он применил экстренное торможение, сразу связался с диспетчером и потребовал снять высокое напряжение на этом перегоне. Взрывная волна разворотила второй вагон, превратив его, по словам одного из представителей ГУВД Москвы, в "мясорубку". Третий вагон оказался, наоборот, сдавлен взрывной волной, отразившейся от стен туннеля. Сразу после взрыва начался пожар пятой (самой высокой) степени сложности, причем огонь перекинулся на большую часть состава. Находившиеся в задымленных вагонах люди какое-то время не могли открыть двери, но когда высокое напряжение было снято, двери открылись и люди вышли в туннель. По туннелю некоторым пришлось пройти около 2 километров до "Павелецкой", а остальные направились на "Автозаводскую", которая была ближе. По свидетельствам очевидцев, эвакуация происходила без паники.
На место происшествия на автомашинах и вертолетах прибыли специалисты МЧС - 10 поисково-спасательных групп и отряд "Центроспас". К месту взрыва также было вызвано 50 автомашин "Скорой помощи" и 10 пожарных команд. Пожар был потушен только к 10:40, а МЧС объявило о завершении спасательной операции уже к 11:45. Однако еще один пострадавший был найден неподалеку от места взрыва уже после 13:00. В здании Павелецкого вокзала был организован медпункт, где врачи оказывали помощь жертвам.
Сразу после взрыва было остановлено движение поездов по Замоскворецкой линии от станции метро "Новокузнецкая" до станции метро "Красногвардейская". Пассажиры поезда, следовавшего сразу за взорвавшимся, провели в тоннеле около 4 часов. В настоящее время поезда следуют от "Речного Вокзала" только до "Новокузнецкой". На остальном участке маршруты обслуживает наземный транспорт. "Мосгортранс" выделил для этого более 200 дополнительных автобусов, которые следуют между "Автозаводской" и "Новокузнецокй", а также осуществляют доставку пассажиров от станции "Красногвардейская" в центр Москвы. Хотя вице-мэр Валерий Шанцев утверждал, что работа метро будет восстановлена уже к вечернему "часу пик", Мосгортранс пообещал пустить поезда лишо к утру 7 февраля. В связи с терактом в метро руководство Московской железной дороги организовало движение пригородных поездов до станций "Бирюлево" и "Царицыно" по веткам, параллельным линии метро.
Движение наземного транспорта на юге Москвы было почти парализовано. Как сообщает информационное агентство РИА "Новости", практически невозможно стало проехать по Каширскому шоссе, проспекту Андропова, Пролетарскому проспекту и прилегающим к ним улицах. Однако к середине дня ситуация с движением по дорогам нормализовалась.
Состав, пострадавший от теракта, остался в тоннеле между "Павелецкой" и "Автозаводской". С ним работают спасатели, поднимающие на поверхность фрагменты тел погибших, и эксперты-криминалисты, занятые поисками остатков взрывного устройства и восстанавливающие картину происшествия. По факту взрыва возбуждено уголовное дело по статьям "терроризм" и "убийство".
Террор в стиле Subway
Несомненно, метро является одним из самых привлекательных объектов для терроризма. В часы пик там скапливается огромное количество людей, металлоискателей возле каждого турникета пока нет, а милиция, несмотря на то, что сотрудников МВД под землей можно встретить чаще, чем на поверхности, тоже не может проверять каждого спешащего на работу или домой пассажира.
История крупных уличных терактов в постсоветской Москве началась с метро. Точнее, почти с метро. Первый крупный теракт в центре столицы произошел 8 августа 2000 года в "трубе на Пушке". Самодельная бомба, находившаяся в сумке, оставленной у киоска, взорвалась в подземном переходе под Пушкинской площадью, который также ведет к входам на станции метро "Пушкинская", "Тверская" и "Чеховская". 13 человек погибли, более 130 получили ранения. Взрывное устройство содержало тротил и гексоген. Кроме того, в его конструкцию входили шурупы, винты и мотоциклетный аккумулятор. Хотя у прокуратуры существует несколько версий произошедшего, задержанных и обвиняемых по этому делу до сих пор нет. Теракт на "Пушке" отозвался взрывом в сознании москвичей - тогда они впервые поняли, что стать жертвой террористов рискует каждый.
Еще один раз метрополитен пострадал 5 февраля 2001 года, когда в подземном вестибюле станции метро "Белорусская-кольцевая" взорвалось устройство, по мощности эквивалентное 0,5 килограмма тротила. Пострадали 20 человек, из них двое детей, однако погибших не было. В тот раз взрывное устройство было оставлено в плафоне над скамейкой на платформе второго пути. По мнению специалистов, именно эта прочная мраморная скамейка и спасла людей от смерти, приняв на себя часть ударной волны. В раскрытии этого преступления российским спецслужбам помогало даже ФБР, но виновных найти не удалось.
Хотя ни одни из этих двух терактов не был раскрыт, в масовом сознании оба оказались связаны с проблемой Чечни. Еще три взрыва случились раньше и получили гораздо меньший общественный резонанс. 24 нобяря 1992 года панику на станциим метро "Проспект Мира" вызвал брошенный подростками взрывпакет. Однако от этой шутки никто не пострадал. А 11 июня 1996 года 4 человека погибли, а 16 были ранены в результате взрыва самодельного устройства, установленного в торцевой части вагона, следовавшего между станциями "Тульская" и "Нагатинская". Состав из семи вагонов потерял управление, а 250 человек были эвакуированы через тоннель. Мощность устройства была эквивалента 340 граммам тротила. Так как взрыв случился за несколько дней до президентских выборов, многие восприняли его как предвыборную провокацию.
В 1998 году три сотрудницы службы меторополитена получили легкие травмы от взрыва, эквивалентного 150 граммам тротила. Устройство было найдено сменным машинистом электропоезда у ворот, которыми на ночь закрывается вход на станцию. Оно находилось в небольшой сумочке, которую машинист отнес дежурной по платформе. Пока она звонила в милицию, раздался взрыв, который разбил окна кабинки дежурной. Она и еще две уборщицы получили легкие травмы.
Однако московское метро успело побывать объектом терроризма и до распада СССР. 8 января 1977 года в 17:55 в вагоне метро между станциями "Измайловская" и "Первомайская" взорвалась самодельная бомба, замаскированная под утятницу. Взрыв произошел на открытом участке перегона, но поезд подали на "Первомайскую", и проезжавшие мимо без остановки пассажиры других составов могли видеть развороченный вагон, кровь и тела погибших. Организаторы были найдены через полгода - ими оказались жители Еревана Степан Затикян, Акоп Степанян и Завен Багдасарян. входившие в состав группы армянских националистов. Суд приговорил их к высшей мере наказания.
Теракты в метро случаются не только в Москве. В Токио 19 марта 1995 года более 500 пассажиров были госпитализированы после того, как члены секты "Аум Синрикё" распылили на одной из станций отравляющий газ "зарин". В результате число погибших достигло 12 человек. Недавно главный химик секты Масами Цутия был приговорен к смертной казни за это массовое убийство. До него высшую меру наказания по этому делу получили еще 11 сектантов.
Дело о взрывах: ждите продолжения [13.01.2004]Мосгорсуд вынес приговор виновным в московских и волгодонских взрывах 1999 года. Главный обвиняемый в бегах, а решением суда не довольны ни потерпевшие, ни правозащитники, ни подсудимые
Взрыв у Красной Площади [09.12.2003]А где тут Дума?
Годовщина страха [17.11.2003]Семь лет назад россияне узнали слово "гексоген" и научились бояться ночевать в собственных квартирах
60 часов "Норд Оста": хронология захвата и освобождения заложников [26.10.2002]Круглосуточная лента последних новостей с Дубровки. 23-26 октября.