Главное
20:20, 8 февраля 2004

Валюты в свободном полете "Большая семерка" решила, как поступить с долларом. Но ее никто не послушается

В условиях, когда экономики развитых стран работают преимущественно на экспорт, каждая из них старается, чтобы ее национальная валюта была как можно ниже. Это дает преимущество производителям, которые получают за границей выручку в дорогих валютах других стран, а тратят ее уже у себя дома, где в пересчете на местную валюту все им обходится дешевле. Кроме этого, низкий курс национальной валюты привлекает в экономику зарубежные инвестиции. С этой точки зрения больше всех повезло США - доллар падает уже почти два года. А другие страны - такие как члены ЕС, Япония и Китай, уже некоторое время пытаются организовать падение собственных валют или хотя бы незначительный рост доллара.

На первый взгляд может показаться, что коммюнике, выпущенное 7 февраля главами Минфинов и Центробанков стран - членов "Большой семерки" по итогам их двухдневной встречи, закрепляет право доллара на дальнейшее падение. "Мы в очередной раз настаиваем на том, что курсы валют должны подчиняться фундаментальным законам экономики", - гласит заявление. Иными словами, если торговый баланс США продолжает оставаться дефицитным (то есть импорт превышает экспорт), а дефицит бюджета Соединенных Штатов достигнет в сентябре рекордной отметки в 521 миллиард долларов, то, по законам свободного рынка, доллар должен падать. И нечего ему в этом мешать.

Вроде бы, именно к такому выводу пришли люди, отвечающие за финансовую политику семи самых влиятельных стран мира - Великобритании, Германии, Италии, Канады, США, Франции и Японии, собравшиеся в пятницу в Бока Рэйтоне, штат Флорида. Более того, они даже исподволь погрозили пальцем тем, кто ограничивает свободу этого падения. "Мы настаиваем на необходимости большей гибкости валютных курсов в странах или регионах, где такая гибкость отсутствует".

Тонкий намек был понят однозначно. Имелись в виду, естественно, "азиатские тигры", а также Япония и Китай. Со всеми ними у США существует сильнейший торговый дефицит, при этом и японский, и китайский ЦБ постоянно проводят валютные интервенции с целью не допустить излишнего роста собственных валют относительно американской на своих внутренних рынках. Так что торговый дефицит этот сохраняется даже в условиях падения доллара на мировых биржах.

В последнем квартале ушедшего года Япония потратила 55 с половиной миллиардов долларов на покупку американских валютных облигаций. В обычной ситуации это было бы непросто сделать - для этого японцам пришлось печатать иены, а это легко могло бы привести к инфляции. Но Япония как раз страдает от дефляции, так что выпуск иен только оздоровит экономику. А приобретая валютные облигации США, Япония фактически одалживает американцам деньги, которые те тратят на покупку японских товаров. Так же поступает и Китай.

Так что поверхностный взгляд на результаты встречи "Большой семерки" может заставить подумать, что все участники, включая Японию и европейские страны, которые очень страдают от падения доллара и соответственного усиления евро, решили пойти на поводу у США и не мешать снижению курса американской валюты. Однако такой вывод выглядит странно на фоне не раз звучавших заявлений европейских чиновников (например, главы Европейского Центрального банка Жан-Клода Трише) о необходимости бороться с повышением курса евро относительно доллара.

Еще до начала встречи аналитики предсказывали, что участники "Большой семерки" вряд ли смогут достичь компромисса. Слишком сильны противоречия между ними. Прогнозируемый рост европейской экономики составит в будущем году всего 2 процента, и причина этого - как раз в слабом долларе. Европейцы считают, что безумная расточительность американского правительства - главная причина падения курса доллара. Они не раз обвиняли Джона Сноу (главу Казначейства США) и других американских финансистов в двуличии - на словах утверждая, что "продолжают придерживаться политики сильного доллара", американцы наверняка заинтересованы в долларе слабом, и им наплевать, что от этого страдает ЕС или кто угодно еще.

Однако компромисс все же был найден. После встречи во Флориде тот же Жан-Клод Трише сообщил журналистам, что заявление "отражает консенсус всех участников совещания". Дело в том, что в тексте коммюнике содержится еще одна формулировка: "Излишнее непостоянство и резкое колебание курсов валют нежелательны и оказывают негативное влияние на экономический рост". И это высказывание американцы и европейцы могут интерпретировать по-разному. Вопрос состоит в том, какое непостоянство можно считать "излишним".

"Сотрудничество членов "Большой семерки" по вопросу курса валют вряд ли пойдет дальше подписания совместного заявления", - считает Стивен Инглэндер, ведущий специалист инвестиционной компании "Барклэйс Кэпитал" со штаб-квартирой в Нью-Йорке. Скорее всего, дальнейший рост евро будет воспринят европейским ЦБ как "резкое колебание", а коммюнике "Большой семерки" дает европейцам формальное основание для проведения валютной интервенции.

Тот факт, что формулировка итогового коммюнике оказалась слишком обтекаемой, был доказан почти сразу же. Министр финансов Японии Садакадзу Танигаки уже заявил, что его родина "не относится к странам, которым не хватает гибкости в формировании курса валют". Учитывая, что как раз Япония и представляет для США наибольшую проблему, получается, что прозвучавшее требование "большей гибкости" оказалось бессмысленным.

Так обычно и бывает в тех случаях, когда стороны хотят достичь компромисса там, где он невозможен. Зато в других областях сотрудничество "Большой семерки" пока что оказывается вполне продуктивным. Главы минфинов договорились бороться со схемами финансирования терроризма путем улучшения механизмов замораживания подозрительных счетов и большего контроля над некоммерческими организациями. Кроме этого, они выразили свое общее возмущение действиями Аргентины, которая никак не может начать адекватно обслуживать свой внешний долг.

Хотя "Большая семерка" уже давно благодаря России является "Большой восьмеркой", на финансовых совещаниях наша страна пока что обладает только совещательным голосом. Это не помешало вице-премьеру Александру Кудрину заявить во Флориде о готовности РФ списать 65 процентов со всего восьмимиллиардного иракского долга, за исключением процентов. Заявление Кудрина было продиктовано решением "Большой семерки" помочь экономикам Ирака и Афганистана как можно быстрее стать конкурентноспособными.

В целом участники встречи отметили позитивную динамику всемирного экономического роста. Однако всем ясно, что если курсы валют не станут стабильными, то динамика останется, а с ростом кое-кому придется попрощаться.

При этом каждый надеется, что прощаться придется не ему.

Елена Любарская

Предыдущие материалы по теме:

Что же будет с долларом и с нами? [22.01.2004]Евро перестал падать, рубль продолжает расти, а курсы мировых валют становятся непредсказуемыми

Форум пессимистов [20.01.2004]В Давосе учатся бизнесу у террористов и опасаются России, Индии и Китая

Индекс экономической свободы [01.15.2004]Сколько лет пройдет прежде, чем Россия удвоит ВВП? И когда догонит США?

Цены падают! [04.01.2004]
Отмена налога с продаж и снижение НДС на 2% должны привести к падению цен