Главное
22:24, 16 февраля 2004

Вечное лето Как строился и разрушался "Трансвааль"

"Жемчужина комплекса - тропический остров - земля Трансвааль! Растворите свои заботы и печали в чистейшей воде рек и лагун. Окунитесь в вечное лето. В Трансваале грустные развеселятся, унылые ободрятся, больные выздоровеют и все станут немного счастливее. Добро пожаловать!"

Текст с официального сайта "Трансвааль Парка"

Искупаться в теплом море и понежиться на песке - естественная потребность каждого человека, живущего в северной стране. Богатые россияне удовлетворяли ее, отправляясь в середине зимы на зарубежные курорты. Чувствуя спрос, отечественные бизнесмены постепенно привносили элементы лета и в зимнюю Россию - в закрытых бассейнах с подогревом устраивали солярии, устанавливали там небольшие горки и прочие водные аттракционы. Однако в этих проектах не было настоящего размаха, а тем временем спрос на полномасштабные крытые, а значит работающие даже зимой, центры водных развлечений не спадал - например, 61% жителей Санкт-Петербурга считали (и до сих пор считают), что в городе не хватает аквапарка. Но, наконец, в России появились два таких сооружения - в марте 2002 года "Виктория" в Самаре и в сентябре 2002-го "Трансвааль Парк" в Москве.

Хроника создания "Трансвааля"

Западная Европа пережила пик строительства аквапарков в 1970-1980-х годах. В одной маленькой Голландии за последние 20 лет открылось 29 аквапарков. Всего в Мировую ассоциацию аквапарков вместе с "Трансваалем" входят 448 комплексов. Однако в России судьба аквапарка трудна. Во "второй столице" Петербурге идет строительство четырех комплексов, в то время как потребность города оценивается в пять-шесть подобных сооружений. Тем временем зажиточные питерцы ездят в скандинавские аквапарки (в хельсинкской "Серене" в некоторые дни бывает до 80% русских посетителей), а менее состоятельные - посещают крытые бассейны, оборудованные некоторым количеством аттракционов. На начало 2002 года в Москве сущестовало 16 проектов центров водных развлечений. К постройке двух из них - в "Москва-сити" и на Аминьевском шоссе - уже приступили, но строительство было заморожено из-за нехватки денег.

"Трансвааль" - единственный проект, который удалось довести до конца, однако его постройка также сопровождалась трудностями. Основной инвестор и первый владелец аквапарка - ЗАО "Европейские технологии и сервис" ("ЕТС") - вложил в проект около 40 миллионов долларов. Финансировали сооружение парка Сбербанк (17,3 миллиона долларов) и турецкая строительная компания "Кочак Иншаат" (примерно 16 миллионов). Сначала хотели задействовать европейских строителей, но те отказались - их отпугнули трудности с получением лицензии на строительство и отсутствие на тот момент в РФ ГОСТов на подобные объекты. Турецкие строители согласились строить и финансировать аквапарк, а архитекторам пришлось ориентироваться на российские ГОСТы для бассейнов и на западные стандарты. Генеральным проектировщиком выбрали компанию "Сергей Киселев и партнеры" - одну из самых авторитетных в России. Она создавала, в частности, резиденцию президента России в Кремле, офисы компаний "Кредит Свисс" и "Даймлер-Крайслер", Московский дом Деда Мороза, аквапарк "Виктория" в Самаре и многие другие здания.

"Кочак Иншаат" работает в России более 15 лет. Еще в советские времена фирма построила сеть гостиниц в Пицунде. В Москве она соорудила здание Национального резервного банка на улице Новая Басманная, гостиничный комплекс "Эридан-2", жилой дом по адресу Можайское шоссе, 36, и Калужский сельскохозяйственный центр. Она же возвела в Ханты-Мансийске ледовый дворец, часть корпусов университета и студенческого городка, а в Самаре - торгово-развлекательный "Мегакомплекс на Московском", частью которого является аквапарк "Виктория". В Ханты-Мансийске "Кочак Иншаат" возводит еще один аквапарк по проекту архитекторов из фирмы "Сергей Киселев и партнеры".

Строительство развлекательного центра началось в 2000 году, и уже ко Дню города в сентябре 2002 года он был сдан. На открытии присутствовал мэр Юрий Лужков. Городская конкурсная комиссия признала "Трансвааль" лучшим реализованным проектом года в области инвестиций и строительства в номинации "Объекты культуры, медицины, зрелищные и спортивные сооружения". В ноябре 2003-го "ЕТС" столкнулась с финансовыми трудностями (не смогла расплатиться с кредиторами) и продала аквапарк компании "Терра Ойл" (другой вариант написания - "Тера Ойл"), которая, по данным газеты "Коммерсант", действовала в интересах группы "Интеко", руководимой женой столичного мэра Еленой Батуриной. Также, по данным "Коммерсанта", "Интеко" числится в совладельцах "Трансвааля", и новые владельцы смогли как расплатиться со строителями, так и договориться со Сбербанком о реструктуризации задолженности. Новый генеральный директор "Трансвааля" Сергей Арсентьев заявил: "Проект станет рентабельным, если акционеры смогут увеличить наполняемость развлекательного центра за счет некоторого снижения стоимости обслуживания".

"Трансвааль" оказался самым крупным в Европе аквапарком. Он занял на юго-западе столицы в микрорайоне Ясенево площадь 20200 квадратных метров. Комплекс вмещал 2000 посетителей и включал в себя бассейны с быстрой и медленной водой, водные аттракционы, установку для серфинга, а также ресторан, кафе, боулинг, бильярдную, магазин сопутствующих товаров, камеру хранения, тренажерный зал, салон красоты, спортивный бассейн и несколько бань.

Желающим при входе оформляли страховку от несчастного случая (максимальная страховая сумма 60 тысяч рублей). Также на некоторые аттракционы не следовало допускать пьяных, гипертоников и сердечников, однако, по свидетельству посетителей, далеко не всегда в "Трансваале" соблюдалась техника безопасности и правильно оформлялась страховка.

За время существования парка в "Трансваале" погибли три человека, и все трое - на аттракционе "Циклон", представляющем собой пластиковую трубу, по которой люди спускаются в воду на надувном матрасе. Первой жертвой "Циклона" стал турецкий рабочий, решивший опробовать "Циклон" перед открытием аквапарка, второй - известный каскадер Валерий Сапрыкин (оба захлебнулись в бессознательном состоянии, ударившись головой о конструкцию аттракциона во время спуска), а третий - пьяный мужчина, захлебнувшийся рвотными массами. Кстати, на аналогичных аттракционах за рубежом, в отличие от "Трансвааля", отдыхающим обязательно выдают шлем и спасжилет, за ними наблюдает большое количество спасателей, и, как правило, пьяных не пускают внутрь аквапарков и не продают там алкогольные напитки.

Еще один инцидент, связанный с московским уголком тропиков, произошел в августе 2003 года - рядом с аквакомплексом милиционеры обнаружили 5 килограммов тротила. Происхождение взрывчатки выяснить не удалось.

"Трансвааль Парк" был одним из модных московских мест - здесь не только отдыхали компаниями и семьями, но устраивали клубные вечеринки, снимали телепередачи.

Хроника разрушения "Трансвааля"

В 19:15 в субботу 14 февраля 2004 года, то есть в День Святого Валентина, в "Трансвааль Парке" находилось около 1300 человек, в том числе от 270 до 470 - непосредственно под куполом. В этот момент купол рухнул. Вот как описывают случившееся очевидцы:

  • "Никакого грохота или треска. Поднимаю голову и вижу, что крыша над нами как бы распахивается внутрь. Одна ее створка летит в бассейн с искусственной волной, а другая - прямо на меня. Я сразу нырнул в бассейн. Всплыл уже под мостиком. Рядом какой-то мужчина, бледный, как простыня. Показывает куда-то рукой и говорит: "Жена там стояла". А на том месте металл с бетоном".
  • "Я услышал хлопок, посыпались стеклянные стены, и крыша стала медленно оседать прямо на нас, а потом сплошной пар и темнота".
  • "Все происходило на моих глазах, как в замедленном кино: сначала странный хлопок, затем в середине потолка, в одной точке, появляется трещина, отрывается большой кусок и летит вниз. В считанные секунды трещины ползут по кругу всего потолка, увеличиваются, и огромные глыбы бетона летят прямо на нас".
  • На место происшествия прибыли спасатели МЧС, спецслужбы, врачи. Поиск людей под завалами осложнялся темнотой, морозом -20°C, клубами пара из бассейнов, а также осколками стекла (крыша содержала множество стеклянных вставок), о которые ранили лапы "эмчэсовские" ищейки. Некоторые люди смогли выбраться из руин сами, многие из них были мокрыми и без верхней одежды, которая осталась под завалами. В больницы стали поступать раненые с порезами, переломами и переохлаждением, среди которых было много детей, так как обрушение крыши произошло прямо над детским бассейном.

    Почти сразу же в Ясенево прибыли министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу и мэр столицы Юрий Лужков. Спасательные работы были прекращены к утру понедельника 16 февраля, поскольку крики из-под обломков здания прекратились, и не осталось никаких шансов, что хоть кто-нибудь израненный и без одежды смог бы выжить в остывших до минусовой температуры руинах. Также было решено окончательно обрушить стены здания, которые создавали угрозу для спасателей. К разбору завалов приступила тяжелая техника. Прокуратура Москвы возбудила уголовное дело по статье 109, часть вторая, Уголовного кодекса РФ - "Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей, а равно причинение смерти по неосторожности двум или более лицам". Также были временно приостановлены лицензии ООО "Архитектурная мастерская Сергей Киселев и партнеры" и турецкой компании "Кочак Иншаат", а также ЗАО "К", принимавшей участие в проектировании. Глава Госстроя России Николай Кошман объявил, что его ведомство проверит все спортивно-развлекательные сооружения страны на прочность и качество конструкции. Вице-мэр Москвы Валерий Шанцев пообещал "проверить в Москве все объекты со сложными кровлями". Эксперты взяли пробы материалов конструкции аквапарка для анализа.

    На момент написания статьи погибших насчитывалось 25 человек, пострадавших - более 100. В больницах оставались 68 человек. Пятеро из них, в том числе двое детей - в крайне тяжелом состоянии. Количество жертв может увеличиться - не исключено, что часть погибших людей еще остается под завалами.

    Причины разрушения "Трансвааля"

    Версию теракта отбросили почти сразу. Несмотря на приостановку лицензии архитектурной мастерской Сергея Киселева, в вину проектировщиков мало кто верит. На стороне фирмы репутация, авторитет и профессионализм архитекторов и инженеров, множество успешно возведенных по их проектам сложных зданий. К тому же, данная куполообразная конструкция не является чем-то принципиально новым в архитектуре, поэтому вряд ли квалифицированные специалисты могли допустить ошибки при ее расчете.

    Основные версии происшествия - оплошности при строительстве и недостаточный контроль при сдаче объекта, а также неправильная эксплуатация здания.

    При сооружении здания могли быть использованы материалы (бетон, стальные балки) менее качественные, чем задумывалось при проектировании, а желание быстрее сдать объект и начать извлекать из него прибыль, помноженное на коррумпированность чиновников, которые за взятку подписывали "липовые" результаты проверки, привели к тому, что купол износился гораздо раньше положенного срока. Член экспертно-консультативного общественного совета при мэре Москвы Алексей Клименко считает: "Зная проектировщика "Трансвааля" Нодара Канчели как одного из лучших, я на 99% уверен, что причины аварии кроются на этапах строительства и эксплуатации, а не проектирования. Канчели рассчитывает все с запасом прочности раз в десять. А вот как потом этот проект претворялся в жизнь - отдельный разговор. Особенно с учетом того, что строили его турки. Турки, чтобы сэкономить, берут на работу лимитчиков. Даже такая поговорка есть в Москве: единица качества - 1 таджик. Ну и, конечно, практически на любой стройке в столице процветает система повальной коррупции - от получения лицензии на строительство до замены одной марки бетона на другую, более дешевую, или просто замены бетона песком. Думаю, все это и покажет экспертиза, если нам расскажут правду о ее результатах".

    Впрочем, у самих проектировщиков при сдаче объекта к строителям никаких претензий не было. Юрий Платонов, главный архитектор Российской академии наук, у которого учился Сергей Киселев, подтверждает эту информацию: "Мои коллеги говорят, что по качеству работ никаких претензий не было".

    Один из ведущих в России специалистов по строительству аквапарков Валерий Горегляд приводит аргументы в пользу версии о неправильной эксплуатации: " Конструкции подобного рода в металлическом исполнении прежде всего не подходят по физическим причинам. Во-первых, в условиях аквапарка очень быстро развивается коррозия - электрическая, как в наших автомобилях, и химическая - под воздействием хлора. Остановить ее невозможно, как бы металлическая конструкция ни была защищена. А во-вторых, это температурные колебания - я уверен, что трагедия в аквапарке случилась именно из-за них. Эти факторы значительно влияют на скорость развития в металле усталостных явлений, вызывающих потерю им своих прочностных свойств. В подкупольном пространстве аквапарка температура около +30°C, а снаружи в субботу было почти -20°C. То есть создалась разница температур 50°, а это критическая величина для металлических конструкций на нашей широте. Когда я последний раз был в "Трансвааль-парке", то отметил, что эксплуатация аквапарка была поставлена на очень низком уровне. Во время осмотра системы вентиляции я обнаружил, что не были включены стоявшие на балконе воздуходувки, которые должны изнутри обеспечивать рециркуляцию воздуха, снижать температуру в подкупольном пространстве и убирать конденсат с поверхности купола. Весьма вероятно, что в субботу все произошло из-за того, что они не работали, - на улице ударил сильный мороз, а под куполом, наоборот, скопился горячий воздух, и металл не выдержал температурной деформации".

    С ним соглашается обозреватель "Коммерсанта" Григорий Ревзин: "Мы строили такие железобетонные купола, но над рынками и цирками, а не над аквапарками. Бетон сосет воду, мокрый бетон трескается от перепада температур. Металл подвергается быстрой коррозии от хлора. Чтобы этого не произошло, в здании должна быть предусмотрена серьезная пароизоляция и вентиляция. Тут начинаются проблемы. С одной стороны, когда Юрий Лужков в 2002 году провозгласил программу строительства аквапарков в каждом округе Москвы, то архитекторы столкнулись с отсутствием нормативных документов на подобные сооружения. Правда, есть западные нормы. Но они рассчитаны на то, что если в здании запланировано 16 вентиляционных установок, то все 16 и работают. А если одна сломалась, то аквапарк не функционирует, пока не починят. Почти наверняка в результате следствия окажется, что нарушены условия эксплуатации комплекса. Юридически все окажутся чистыми. За гибель 25 человек ответит человек, подрядившийся следить за вентилятором".

    Так или иначе, но большинство версий сходится в том, что причина катастрофы - недостаточный учет проектировщиками, строителями либо эксплуатационщиками разрушительного воздействия разности температур внутри и снаружи купола.

    Наследники "Трансвааля"

    Если окажется, что виноваты проектировщики или строители, то под вопросом окажется безопасность пребывания людей в других зданиях, созданных этими фирмами. Компания "Сергей Киселев и партнеры" проектировала жилые дома, административные здания и деловые центры. "Кочак Иншаат" также возвела несколько зданий в Москве, Пицунде и Ханты-Мансийске. В ее активе сданный в 2002 году самарский аквапарк "Виктория" и строящийся аквапарк в Ханты-Мансийске.

    Начавшееся расследование может пойти по нескольким путям:

  • Первый путь - нахождение основных виновников среди поставщиков материалов и оборудования, среди которых Череповецкий и Кузнецкий металлургические комбинаты, трейдерская структура "Метком-ЕА" (металлоконструкции), компания "Кондоръ" (бетонные конструкции), группа "Технониколь" (кровельные и гидроизоляционные материалы). Однако это не последние компании на рынке, и вряд ли они позволят себя обвинить без крайне веских доказательств.
  • Второй путь - поиск виновников среди проектировщиков и строителей. Но к этим фирмам также ранее претензий не поступало. К тому же именитая компания "Сергей Киселев и партнеры" уже заявила, что злосчастный купол проектировала не она, а некое ЗАО "К". Первый и второй пути в идеале могут привести к тому, что больше внимания станет уделяться вопросам стандартизации материалов и качества приемки работ.
  • Третий путь - выяснение глубинных причин произошедшего. Например, почему московские власти дали "добро" на строительство аквапарка, в то время как в стране до сих пор нет соответствующих ГОСТов? Почему в таком случае соответствующие чиновники из Госстроя приняли этот проект? Раскрутка следствием данного направления может вылиться как в показушную чистку и очередное дело "оборотней", так и в давно назревшее наведение порядка в среде московских чиновников. Потому что они обычно ищут причины техногенных катастроф не в том, что любое здание можно сдать за взятки, а в том, что на стройках работают таджики. А это примерно то же самое, как полагать, что причины терактов - не в разложении милиции, а в недостаточно высоких штрафах с приезжих.
  • Четвертый путь - нахождение "крайнего" среди тех, кто эксплуатировал здание, причем не среди высших чинов, а скорее среди рядовых работников, например, включавших и ремонтировавших вентиляторы. Кстати, компания "Интеко", руководимая женой московского мэра Еленой Батуриной, уже опровергла информацию о какой бы то ни было связи компании и ее акционеров с "Трансвааль Парком".
  • Катастрофа в Ясенево ударит и по другим проектам развлекательных водных комплексов в Москве, Петербурге и других городах России, а косвенно - вообще по российской экономике. Вряд ли инвесторы захотят вкладывать деньги в то, что рухнет через несколько лет: неважно по какой причине - из-за турецких прорабов, таджикских строителей, московских чиновников или русских морозов.

    Николай Дзись-Войнаровский

    Предыдущие материалы по теме:

    Катастрофа в аквапарке Вся информация о событиях в Ясенево

    "Трансвааль" [15.02.2004] 5 тысяч квадратных метров стеклянной крыши обрушились на посетителей московского аквапарка

    Горячие телефоны [15.02.2004] Телефоны штаба по ликвидации аварии, городских больниц, других служб города