Главное
00:39, 19 февраля 2004

Цена человеческой жизни ...составляет в России 300 тысяч долларов

За последние пару лет в России сложился определенный тариф, по которому государство выплачивает пособия людям, пострадавшим от терактов и аварий, подобных разрушению аквапарка "Трансвааль". Родственники погибших получают по 100 тысяч рублей, люди, оказавшиеся в больнице, - по 50 тысяч рублей, пострадавшие, прошедшие амбулаторное лечение - по 3 тысячи рублей. Кроме этого, семьи погибших получают еще около 18 тысяч рублей на проведение похорон. Такова стандартная такса и для тех, кто оказался в театральном центре на Дубровке, и для тех, кто 6 февраля ехал в метро от "Автозаводской" до "Павелецкой", и для людей, оказавшихся 14 февраля в "Трансвааль Парке". Дети, потерявшие в аквапарке родителей, будут, кроме всего прочего, получать ежемесячно по полторы тысячи рублей до достижения ими 18 лет или окончания высшего учебного заведения.

Все вышеописанные выплаты взяло на себя правительство Москвы. О пострадавших, прописанных в Московской области, пообещал позаботиться ее губернатор. В пресс-релизах московского правительства 100 тысяч рублей за погибшего называются "денежной компенсацией". Однако понятно, что такая сумма компенсировать потерю близкого человека не может. Не говоря уже о моральном ущербе, причиненном его родственникам. Эту сумму, скорее, можно считать материальным пособием, которое позволяет оставшейся, например, без мужа и отца семье как-то продержаться первое время.

Для очень многих россиян такого пособия, в принципе, достаточно. Ибо еще несколько десятилетий назад человеческая жизнь в нашей стране не стоила вообще ничего. Однако некоторым пострадавшим, например, от теракта на Дубровке, пришла в голову мысль потребовать от государства настоящей компенсации. Скорее всего, эта идея проникла к нам под воздействием западного опыта. В США, например, семьи тех, кто погиб 11 сентября 2001 года, получили от 250 тысяч до 7 миллионов долларов. Но у нас в стране определить истинную стоимость человеческой жизни оказалось весьма непросто.

Понятно, что жизнь каждого человека бесценна. Однако у нее все-таки должен существовать экономический эквивалент. Вычислением оного озадачились адвокат Игорь Трунов, сделавший себе имя на защите интересов жертв терактов, и специалист по оценке человеческой жизни Андрей Востросаблин. Они проанализировали существующие методы определения стоимости жизни. Таковых оказалось шесть.

Законодательные акты и судебные выплаты. Трунов и Востросаблин рассмотрели принятые в нашей стране законодательные акты и судебные решения, касающиеся компенсации близким погибшего. В основном существующее законодательство распространяется на людей, потерявших жизнь при исполнении различных профессиональных обязанностей. Сумма компенсации обычно составляет 60-180 месячных окладов, то есть зарплату за 5-15 лет. Примерно таков же диапазон выплат, сделанных по решению суда. Ясно, что на самом деле ущерб от потери, например, 25-летнего кормильца, значительно превышает его пятнадцатилетний заработок.

Страхование. Американские солдаты, воюющие в Ираке, застрахованы на 250 тысяч долларов каждый. Согласно принятой в 1999 году Монреальской конвенции, члены семей погибших пассажиров любой авиакомпании имеют право на получение 135 тысяч долларов вне зависимости от степени вины авиаперевозчика в произошедшей аварии. Что касается сумм, которые выплачивают семьям умерших российские страховые компании, то эти суммы ограничены как возможностями страховщиков, так и стремлением застрахованных максимально снизить страховой взнос. В целом, если определять стоимость жизни по сумме страховых выплат в России и за рубежом, то она будет находиться в диапазоне 180 - 5000000 долларов.

Личный капитал.Именно такой подход применяется, например, в США. Сумма федеральной компенсации семьям жертв терактов 11 сентября вычислялась на основе зарплаты человека, его возраста и так называемого "коэффициента роста" - вычисленного экономистами потенциального увеличения его дохода в результате продвижения по карьерной лестнице. В России подобный подход применяется при вычислении ущерба от потери трудоспособности, но при этом учитывается не конкретный доход конкретного человека, а средняя зарплата в регионе или МРОТ. Такая "уравниловка", естественно, не способствует получению пострадавшими адекватных компенсаций. Вообще же вычисление стоимости жизни на основании подсчета личного капитала показывает, что средний человек может "стоить" от 180 до 500 тысяч долларов.

Затраты на безопасность. Если подсчитать, сколько денег тратит государство или компания на обеспечение безопасности одного гражданина или сотрудника, можно понять, сколько стоит его жизнь. Таких данных по России фактически не существует. В США стоимость жизни, определенная таким способом, находится в диапазоне от 4600 до 11 миллионов долларов.

Личные оценки.Чтобы понять, сколько стоит жизнь человека, можно спросить у него, сколько денег он готов заплатить, чтобы обеспечить свою безопасность. Или сколько надо заплатить ему, чтобы он рискнул жизнью. Участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС получали вознаграждение, всего в 5-10 раз превышавшее заработок по основному месту работы. Исследования, проведенные в США, выявили немного другие результаты: американцы оценивают свою жизнь в 180 тысяч - миллион долларов.

Ущерб, причиненный народному хозяйству.Это - "советская" методика, позволяющая выяснить, какой вклад каждый человек вносит в производство ВВП, за вычетом заработной платы, а также выплат и льгот из общественных фондов потребления. Если применить эту методику к современной России, то получится, что стоимость жизни жителя нашей страны колеблется в диапазоне 12841 - 397110 долларов.

Кроме этого, определенное представление о стоимости жизни может дать анализ отношения к этому вопросу в криминальном мире. Если верить СМИ, то сумма выкупа заложника колеблется от 65 тысяч до 6 миллионов долларов, стоимость заказного убийства находится в переделах от 400 долларов (обыватель) до 50 тысяч (крупный предприниматель).

Проанализировав все эти данные, Трунов и Востросаблин пришли к выводу, что диапазон измерения стоимости жизни в России (СССР) составляет от 130 долларов до 397 тысяч долларов, а за рубежом - от 800 долларов до 9 миллионов долларов. После чего предложили ввести в России базовую оценку человеческой жизни, равную 300 тысячам долларов, а затем уточнять эту сумму для каждого конкретного случая в судебном порядке.

Хотя эти общественные деятели так и не смогли привести четкое обоснование указанной ими суммы, это, на самом деле, и не важно. Как свидетельствует международная практика, крупные компенсации нужны в первую очередь не для того, чтобы удовлетворить родственников погибших, скорбь которых вряд ли станет слабее даже из-за миллиона долларов, а для того, чтобы наказать организацию или властную структуру, по чьей халатности или недосмотру погибли люди. В этом смысле компенсации носят профилактический характер, так как помогают другим ответственным лицам прилагать больше усилий для обеспечения безопасности доверившихся им людей.

Если владелец аквапарка или закусочной знает, что в случае чего ему придется расстаться с суммой, которая поставит его бизнес на грань банкротства, он станет гораздо внимательнее относиться и к прочности бетонных конструкций, и к качеству бифштексов. Кстати, это касается и государственных структур, отвечающих, например, за безопасность граждан в метро или во время представления в театральном центре.

У адвоката Трунова скоро появится еще один шанс представить общественности свой взгляд на стоимость жизни. Уже несколько человек, пострадавших 14 февраля в "Трансвааль Парке", обратились к нему с просьбой защищать их интересы в суде. В данный момент проходит экспертиза, которая позволит выявить виновного в произошедших событиях. В адрес ответственной организации и будет направлен гражданский иск. Однако адвокат опасается, что организованная властями экспертиза не будет объективной в отношении связанных с делом госорганов, и настаивает на создании независимой комиссии. Кроме этого, он считает необходимым наложить арест на имущество собственников "Трансвааль Парка". В противном случае к моменту вынесения судебного решения все счета могут оказаться пустыми, и компенсации просто не с кого будет требовать.

18 февраля Юрий Лужков заявил, что за случившееся в "Трансвааль-Парке" должно нести ответственность московское правительство. Однако трудно предположить, что он имел в виду выплату компенсаций, хотя бы приблизительно соотносимых с тремястами тысячами долларов. До сих пор представители московского правительства с гордостью сообщали о тех ста тысячах рублей, что уже заплатили за каждого погибшего. То есть, 26 человек, погибших в аквапарке, обойдутся мэрии всего в 2,6 миллиона рублей. Для сравнения, бюджет Москвы на 2004-й год составляет 370 миллиардов рублей.

Так что Лужков вполне может позволить себе еще не один разрушенный аквапарк.

Елена Любарская

Предыдущие материалы по теме:

За терроризм платят, но не все [10.02.2004]

Москва заплатит за Норд-Ост [26.09.2003]Но не все и не всем

Почем смерть в России
[28.02.2008]Рейтинг компенсационных выплат за гибель российских граждан в катастрофах и терактах