До 24 февраля правительство Касьянова стремительно приближалось к тому, чтобы поставить своеобразный российский рекорд - стать первым кабинетом министров, продержавшимся в течение полного президентского срока. Согласно статье 116 Конституции РФ, правительство автоматически слагает свои полномочия перед президентскими выборами, а кандидатуру нового премьера вносит очередной президент в течение двух недель после своего вступления в должность. Очень многие были уверены в том, что кабинет Касьянова спокойно доживет до 14 марта, а все кадровые перестановки произойдут уже после выборов. Поэтому, объявив во вторник об отставке правительства, Путин преподнес стране сюрприз в духе своего предшественника Бориса Ельцина.
Вот если бы глава правительства был уволен, например, в 2001 году, это бы мало кого удивило. В 1999 году вице-премьер Касьянов стал де-факто руководить кабинетом после того, как премьер-министру Владимиру Путину пришлось приступить к исполнению обязанностей президента РФ. Когда 17 мая 2000 года Касьянов был утвержден на посту председателя правительства, он получил прозвище "технического премьера". Тогда многие считали, что премьерство Касьянова - дело временное. Мол, Путин "осмотрится, освоится" и отдаст правительство "своему человеку".
Сам Касьянов уж точно не был для Путина "своим". Ему всегда приписывались тесные связи с окружением Бориса Ельцина (чаще всего в этом контексте упоминалось имя Александра Мамута), а включение Касьянова в состав правительства Степашина в мае 1999 года произошло под давлением администрации президента. Поэтому наблюдатели рассматривали Касьянова как компромиссную фигуру: "семье" он давал возможность сохранить аппаратные позиции после отставки Ельцина, а для нового президента не представлял опасности в виду своей подчеркнутой аполитичности. Кроме того, с чисто технической точки зрения Касьянов был вполне подходящим кандидатом: он досконально знал особенности работы центрального аппарата, а в последующие годы проявил себя как любитель "тонкой настройки" работы правительства, постоянно меняя число вице-премьеров и совершенствуя разграничение функций между ними.
Однако в народе бывший премьер-министр был известен не этим, а своим прозвищем Миша Два Процента. Получил он его еще во время своей работы в Минфине, а оправдал, согласно недоброжелатльным слухам, когда занимался обслуживанием коммерческого долга России. Однако справедливости ради надо сказать, что ни это обвинение, ни другие, последовавшие позже, не были подтверждены какими-либо доказательствами.
Имя Касьянова также связывалось с нашумевшим в декабре 2002 года аукционом, на котором продавались 74,95 процента акций государственной компании "Славнефть". На покупку "Славнефти" претендовали несколько компаний, включая "семейную" "Сибнефть", ТНК, "Сургутнефтегаз" и даже китайскую госкомпанию. При такой конкуренции стартовая цена "Славнефти", составившая 1,7 миллиардов долларов, должна была вырасти как минимум в два раза. Однако незадолго до аукциона оказалось, что почти все основные игроки выбыли из соревнования или потеряли право участвовать в торгах. "Славнефть" досталась совместной дочке "Сибнефти" и ТНК, причем цена ее поднялась всего на 9,4 процента, что стало значительной потерей для госбюджета. При этом основной конкурент "Сибнефти" - китайская госкомпания - отказалась от участия в аукционе именно после продолжительных консультаций в Белом Доме.
Причастность Касьянова к столь своеобразной организации аукциона обсуждалась не только в СМИ. В конце 2002 года в "покровительстве олигархам" Касьянова обвинял даже вице-премьер Алексей Кудрин. Впрочем, такое поведение вице-премьера объяснялось прежде всего разгоравшимся конфликтом между Касьяновым и представителями "питерской" группировки в правительстве. В феврале 2003 года Алексей Кудрин публично заявил о своем несогласии с решением Касьянова передать функции по банкротству российских предприятий Федеральной службе по финансовому оздоровлению. А уже 13 марта 2003 года в правительстве разразился еще один громкий скандал: в присутствии журналистов Касьянов устроил настоящий разнос Кудрину и Грефу и отправил подготовленную ими налоговую реформу на доработку. Такая публичная порка весьма нехарактерна для высших эшелонов российской власти, особенно когда ей подвергаются люди, известные как друзья президента Путина.
Вполне возможно, что именно политическим противникам Касьянова из числа "питерских" пришла в голову идея послать ему "черную метку". 17 декабря 2002 года в Нижнем Новгороде состоялась межрегиональная конференция инициативной группы по созданию Всероссийского Комитета для выдвижения председателя правительства России Михаила Касьянова кандидатом в президенты России. Касьянов об этой инициативе ничего не знал и назвал ее провокацией, направленной против него лично. Впрочем, в путинской России ничем другим подобная акция быть и не могла.
Вполне естественно, что слухи о грядущей отставке "семейного" главы правительства появлялись почти ежемесячно. Впервые об отставке Касьянова заговорили еще осенью 2000 года, когда Путин раскритиковал правительство за намерение заменить социальные льготы военнослужащим на денежную компенсацию. В феврале 2001 года левая оппозиция пыталась собрать подписи для выражения вотума недоверия правительству. Аналогичная инициатива "Яблока" провалилась в Госдуме 12 августа 2003.
Сам Касьянов вызвал огонь на себя летом 2003 года. Он выступал в защиту НК "ЮКОС" и Михаила Ходорковского, неоднократно заявлял о недопустимости арестов предпринимателей за экономические преступления, заверял общественность в незыблемости итогов приватизации и, наконец, утверждал, что происходящее вокруг "ЮКОСа" не идет на пользу имиджу страны. В сложившейся ситуации такое поведение главы правительства позволяло автоматически причислить его к разряду "пособников олигархов" и врагов народа.
Накануне парламентских выборов критикой правительства увлеклись почти все политические партии. Тон в этом хоре задал сам Владимир Путин, который неоднократно обвинял правительство в недостаточной амбициозности и других грехах. А с началом думской кампании в адрес кабинета министров полетели вообще все шишки, имевшиеся в запасе у российских политиков. В условиях, когда критика в адрес Путина стала национальным табу, Касьянов оказался главным "мальчиком для битья". Политики, чиновники и даже бизнесмены утверждали, что именно Касьянов виноват в разгуле коррупции, отсутствии у России внятной промышленной политики и - что самое главное - замораживании реформ.
При этом все критики Касьянова отлично понимали, что на самом деле реформы не двигаются вовсе не потому, что правительство возглавляет не тот человек, а потому, что до президентских выборов никаких серьезных преобразований происходить не должно. Лучше всех это знал Владимир Путин, и именно поэтому Касьянов сохранял свой пост. Благодаря правительству Путин мог поддерживать свой имидж реформатора, возлагая вину за застой на премьер-министра.
Однако на президентские выборы Путин идет с яркими реформаторскими лозунгами. Выступая перед доверенными лицами в начале февраля, он заявил, что за его первый срок удалось создать лишь плацдарм для изменений, а по-настоящему ударные реформы ожидают страну в грядущие четыре года. На этом фоне решительность президента, отправившего в отставку тормозящее преобразования правительство, выглядит как гарантия его способности повести страну к светлому будущему.
И, вполне возможно, этот сильный пиар-ход заставит-таки сонный электорат добраться до избирательного участка. До президентских выборов осталось всего три недели, а интриги на экранах телевизоров так и не появилось. История с кандидатом Рыбкиным могла разве что развлечь скучающих телезрителей. Сообщение Путина об отставке правительства, выдержанное в драматичном стиле "от советского Информбюро" вполне способно пробудить в избирателях хоть какой-то интерес к происходящему и повысить явку.
Кроме того, уход Касьянова с поста премьера символизирует последнее прощание России с ельцинским прошлым. Теперь Путин сможет сделать главой правительства кого-нибудь из своих ближайших соратников. На пост премьера прочат Сергея Иванова, рядом с которым, по сведениям Berliner Zeitung, Путин чувствует себя увереннее всего. В числе других возможных кандидатов упоминаются также Виктор Христенко и Алексей Кудрин.
Теперь время, оставшееся до выборов, будет занято обсуждением причин отставки, кандидатур нового премьера и будущей судьбы Касьянова. Хотя, учитывая специфику нынешних выборов, абсолютно все равно, когда президент меняет премьера - до них или после.
Указ об отставке правительства Михаила Касьянова [24.02.2004]Полный текст указа "О правительстве Российской Федерации" и обращение президента к гражданам России
Над Касьяновым нависла тень депутата Юдина [05.11.2003]Основатель "дела ЮКОСа" устроил панику среди олигархов, министров и журналистов
Касьянов обменял российскую нефть на китайское оборудование [22.08.2002]Михаил Касьянов заявил, что Россия готова удовлетворить значительную часть потребностей Китая в энергоресурсах
Касьянов не хочет быть премьером Верхней Вольты [22.08.2002]Михаил Касьянов не исключил, что в ближайшие годы Россия может перейти к беспрофицитному бюджету