Главное
23:56, 25 февраля 2004

Наш ответ Чемберлену Главы МИДов Европы предъявили России ультиматум

Как бы России не было неприятно расширение ЕС, помешать ему она не может. Однако случилось так, что для подтверждения своего единства Евросоюзу жизненно важно определиться в своих отношениях с Россией. До сих пор Брюссель зачастую говорил о России одно, а главы отдельных стран - членов ЕС - другое. Особенно остро эта проблема проявилась на саммите ЕС в Риме в ноябре ушедшего года. Председательствовала в ЕС тогда Италия, и ее премьер-министр Сильвио Берлускони вдруг заявил, что нарушения прав человека в Чечне - это легенда, а скандал вокруг главы "ЮКОСа" Михаила Ходорковского - выдумки средств массовой информации. Получилось, что председатель Совета ЕС думал иначе, чем Еврокомиссия, которая считала нарушение прав человека одной из главных проблем "восточного соседа".

Особые отношения у России есть и с Германией и Францией, считающимися "политическими тяжеловесами" Евросоюза. При этом противоречия между "большой тройкой" (куда кроме этих двух стран входит Великобритания) и другими членами ЕС идут российской дипломатии на пользу. "У нас есть стратегия. Проблема в том, что ей недостает слаженности и дисциплины. Положение часто усугубляется действиями стран - членов ЕС, имеющими в России собственные интересы. Россия манипулирует странами Евросоюза на его пути к расширению", - заявил один из европейских дипломатов на брюссельской встрече глав европейских МИДов 23 февраля.

В начале этой встречи министры ознакомились с шестистраничным конфиденциальным докладом, оценивающим состояние российско-европейских отношений. По утверждению газеты Financial Times, получившей доступ к этому документу, более негативной оценки результатов диалога Россия-ЕС не поступало из официальных источников еще никогда. Россия так и не ратифицировала Киотский протокол, взимает "неоправданные сборы" за пролет европейских самолетов над своей территорией, "выборочно применяет законы в отношении нефтяных магнатов" и вообще не соглашается играть по правилам, установленным Евросоюзом. И основной причиной проблем было названо опять-таки отсутствие единства внутри ЕС.

Итак, Евросоюз попытался наконец-таки помешать России и дальше вбивать клин в общеевропейскую политику и решил создать обязательную для всех стратегию отношений с РФ. При этом тон итогового заявления был чрезвычайно жестким. Перед Россией был поставлен ряд требований, в случае невыполнения которых ЕС будет готов принять в отношении РФ суровые меры. Фактически, главы МИДов решили заставить Россию уступить все, а в ответ просто пообещали позднее обсудить российские претензии.

Главное требование Евросоюза касается распространения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) на те 10 стран, которые вступят в ЕС 1 мая 2004 года. России предлагается автоматически признать действенность этого договора в отношении стран-новичков. Те же трудности, с которыми столкнется Россия после расширения ЕС, дипломаты считают не имеющими отношения к СПС.

Невыгодное партнерство

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Россией и ЕС было подписано на острове Корфу в 1994 году, а вступило в силу в 1997. СПС - очень обширный документ. Его 112 статей, 10 приложений и 2 протокола описывают все сферы взаимодействия России и Евросоюза - от политических связей до проблем сохранения памятников и монументов. Отдельные статьи соглашения касаются импортных тарифов и других торговых вопросов. До сих пор Россия достаточно успешно сотрудничала с ЕС на основе этого соглашения.

Однако со странами Восточной Европы, вступающими в ЕС, Россия торговала на совершенно иных основаниях. А после 1 мая этим странам придется повысить импортные тарифы на товары, являющиеся основными статьями российского экспорта. Например, пошлина на алюминий будет увеличена с 0 до 9 процентов. Особенные убытки понесет экспорт хлеба и зерна, энергоносителей, продукции животноводства и товаров ядерного цикла. С другой стороны, России придется снизить импортные пошлины на некоторые товары, поставляемые из стран-новичков. В довершение всего, вступив в ЕС, Польша и страны Балтии будут вынуждены следовать европейской политике диверсификации поставщиков энергоносителей, в результате чего значительно снизятся продажи российского газа. По различным оценкам, в результате расширения ЕС Россия будет ежегодно терять от 150 до 300 миллионов евро.

При этом никаких юридических обязательств в отношении расширения зоны действия СПС у нас нет. В соглашении есть пункт, в котором говориться, что в случае расширения ЕС будут проведены предварительные консультации. В качестве компенсации за ущерб своим экономическим интересам Россия требует таможенных льгот, повышения импортных квот для российских товаров, безвизового въезда своих граждан в ЕС и финансовой помощи Калининградской области. Однако с 1999 года Евросоюз отказывается обсуждать требования России, утверждая, что они продиктованы желанием воспрепятствовать расширению ЕС.

Предчуствие торговой войны

Теперь от России потребовали на время забыть о своих проблемах и просто признать действие СПС в отношении "десятки новичков". Когда главы МИДов пригрозили нам санкциями, они имели в виду целый набор рычагов для воздействия на Россию. ЕС может продолжить блокировать присоединение России к ВТО, ввести ограничения на российский экспорт нефти в Евросоюз, а также блокировать ряд совместных проектов и нанести серьезный ущерб российским финансовым потокам, которые традиционно проводятся через Кипр. Кроме этого Еврокомиссия способна вновь обратить пристальное внимание на проблему Чечни, на нарушения свободы слова и свободы СМИ в России, а также подумать, не является ли, например, Михаил Ходорковский политическим заключенным. В случае, если ситуация обострится до предела, наша страна может оказаться на грани политической изоляции.

В ответ на ультиматум ЕС в России начали раздаваться призывы к симметричному ответу. Если европейцы решат с нами поссориться, мы можем ужесточить условия для сельскохозяйственного импорта из Европы, пересмотреть итоги приватизационный сделок, в которых принимали участие европейские компании, переориентировать внешнюю торговлю на США и страны Азии (для этого, правда, придется достроить трубопровод Ангарск - Находка и нефтепровод в Мурманск) и ограничить переводы капиталов из России в страны ЕС. Наконец, от России зависит вступление в силу Киотского протокола о противодействии глобальному потеплению. Если мы его не подпишем, пострадают, прежде всего, именно страны Европы, больше всех заинтересованные в этом проекте.

Таким образом, к началу вторника казалось, что Россия и ЕС находятся на пороге торгово-дипломатической войны. Причем для ее обострения действительно существуют определенные предпосылки. 1 мая в ЕС вступят бывшие страны соцлагеря и прибалтийские республики, в которых особенно сильны антироссийские настроения. По сведениям из кулуаров брюссельской встречи глав МИДов, за жесткую позицию в отношении России выступали в первую очередь именно представители этих стран. Можно ожидать, что если единая позиция ЕС в отношении России действительно будет сформулирована, она окажется гораздо менее гибкой, чем этого хотелось бы Москве. Теперь перед каждым саммитом Россия-ЕС Евросоюз будет определять "красную линию", за которую дипломаты не смогут отступать во время переговоров.

Однако, учитывая все усиливающиеся проблемы с единством внутри самого ЕС и то, что почти по всем вопросам главные "друзья" России - Франция и Германия - противостоят остальным членам союза, можно предполагать, что выступить против нас объединенным фронтом Европе удастся не скоро. Так что, хотя СПС с "десяткой новичков" Россию подписать, наверное, заставят, в дальнейшем российские дипломаты будут по-прежнему решать нужные вопросы с каждой из стран "большой тройки" в двустороннем порядке. Такое сотрудничество может даже позволить создать с этими странами единое экономическое пространство через голову Брюсселя.

На это указывает и последнее заявление, например, Жака Ширака. 24 февраля он призвал ЕС "проявлять больше уважения к России" и посетовал, что в последнее время действия альянса в отношении Москвы "не в полной мере соответствовали тому, какими они должны были быть". Да и посол Ирландии Джастин Харман заявил в интервью радиостанции "Эхо Москвы", что речь о санкциях против России не идет.

Елена Любарская

Предыдущие материалы по теме:

Россия - равная среди равных [24.02.2004]Выступление замминистра иностранных дел России на конференции в Берлине

Попытка номер пять [20.02.2004]
Евросоюз: разъединить или объединить - вот в чем вопрос

Европа осталась без конституции [13.12.2003]
Польша и Испания против Франции и Германии

Восточный бросок ЕС [28.11.2003]
Расширение ЕС вызывает у европейцев тревогу

Вооруженные силы Европы [25.11.2003]
НАТО боится создания общеевропейской армии