Как бы России не было неприятно расширение ЕС, помешать ему она не может. Однако случилось так, что для подтверждения своего единства Евросоюзу жизненно важно определиться в своих отношениях с Россией. До сих пор Брюссель зачастую говорил о России одно, а главы отдельных стран - членов ЕС - другое. Особенно остро эта проблема проявилась на саммите ЕС в Риме в ноябре ушедшего года. Председательствовала в ЕС тогда Италия, и ее премьер-министр Сильвио Берлускони вдруг заявил, что нарушения прав человека в Чечне - это легенда, а скандал вокруг главы "ЮКОСа" Михаила Ходорковского - выдумки средств массовой информации. Получилось, что председатель Совета ЕС думал иначе, чем Еврокомиссия, которая считала нарушение прав человека одной из главных проблем "восточного соседа".
Особые отношения у России есть и с Германией и Францией, считающимися "политическими тяжеловесами" Евросоюза. При этом противоречия между "большой тройкой" (куда кроме этих двух стран входит Великобритания) и другими членами ЕС идут российской дипломатии на пользу. "У нас есть стратегия. Проблема в том, что ей недостает слаженности и дисциплины. Положение часто усугубляется действиями стран - членов ЕС, имеющими в России собственные интересы. Россия манипулирует странами Евросоюза на его пути к расширению", - заявил один из европейских дипломатов на брюссельской встрече глав европейских МИДов 23 февраля.
В начале этой встречи министры ознакомились с шестистраничным конфиденциальным докладом, оценивающим состояние российско-европейских отношений. По утверждению газеты Financial Times, получившей доступ к этому документу, более негативной оценки результатов диалога Россия-ЕС не поступало из официальных источников еще никогда. Россия так и не ратифицировала Киотский протокол, взимает "неоправданные сборы" за пролет европейских самолетов над своей территорией, "выборочно применяет законы в отношении нефтяных магнатов" и вообще не соглашается играть по правилам, установленным Евросоюзом. И основной причиной проблем было названо опять-таки отсутствие единства внутри ЕС.
Итак, Евросоюз попытался наконец-таки помешать России и дальше вбивать клин в общеевропейскую политику и решил создать обязательную для всех стратегию отношений с РФ. При этом тон итогового заявления был чрезвычайно жестким. Перед Россией был поставлен ряд требований, в случае невыполнения которых ЕС будет готов принять в отношении РФ суровые меры. Фактически, главы МИДов решили заставить Россию уступить все, а в ответ просто пообещали позднее обсудить российские претензии.
Главное требование Евросоюза касается распространения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) на те 10 стран, которые вступят в ЕС 1 мая 2004 года. России предлагается автоматически признать действенность этого договора в отношении стран-новичков. Те же трудности, с которыми столкнется Россия после расширения ЕС, дипломаты считают не имеющими отношения к СПС.
Невыгодное партнерство
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Россией и ЕС было подписано на острове Корфу в 1994 году, а вступило в силу в 1997. СПС - очень обширный документ. Его 112 статей, 10 приложений и 2 протокола описывают все сферы взаимодействия России и Евросоюза - от политических связей до проблем сохранения памятников и монументов. Отдельные статьи соглашения касаются импортных тарифов и других торговых вопросов. До сих пор Россия достаточно успешно сотрудничала с ЕС на основе этого соглашения.
Однако со странами Восточной Европы, вступающими в ЕС, Россия торговала на совершенно иных основаниях. А после 1 мая этим странам придется повысить импортные тарифы на товары, являющиеся основными статьями российского экспорта. Например, пошлина на алюминий будет увеличена с 0 до 9 процентов. Особенные убытки понесет экспорт хлеба и зерна, энергоносителей, продукции животноводства и товаров ядерного цикла. С другой стороны, России придется снизить импортные пошлины на некоторые товары, поставляемые из стран-новичков. В довершение всего, вступив в ЕС, Польша и страны Балтии будут вынуждены следовать европейской политике диверсификации поставщиков энергоносителей, в результате чего значительно снизятся продажи российского газа. По различным оценкам, в результате расширения ЕС Россия будет ежегодно терять от 150 до 300 миллионов евро.
При этом никаких юридических обязательств в отношении расширения зоны действия СПС у нас нет. В соглашении есть пункт, в котором говориться, что в случае расширения ЕС будут проведены предварительные консультации. В качестве компенсации за ущерб своим экономическим интересам Россия требует таможенных льгот, повышения импортных квот для российских товаров, безвизового въезда своих граждан в ЕС и финансовой помощи Калининградской области. Однако с 1999 года Евросоюз отказывается обсуждать требования России, утверждая, что они продиктованы желанием воспрепятствовать расширению ЕС.
Предчуствие торговой войны
Теперь от России потребовали на время забыть о своих проблемах и просто признать действие СПС в отношении "десятки новичков". Когда главы МИДов пригрозили нам санкциями, они имели в виду целый набор рычагов для воздействия на Россию. ЕС может продолжить блокировать присоединение России к ВТО, ввести ограничения на российский экспорт нефти в Евросоюз, а также блокировать ряд совместных проектов и нанести серьезный ущерб российским финансовым потокам, которые традиционно проводятся через Кипр. Кроме этого Еврокомиссия способна вновь обратить пристальное внимание на проблему Чечни, на нарушения свободы слова и свободы СМИ в России, а также подумать, не является ли, например, Михаил Ходорковский политическим заключенным. В случае, если ситуация обострится до предела, наша страна может оказаться на грани политической изоляции.
В ответ на ультиматум ЕС в России начали раздаваться призывы к симметричному ответу. Если европейцы решат с нами поссориться, мы можем ужесточить условия для сельскохозяйственного импорта из Европы, пересмотреть итоги приватизационный сделок, в которых принимали участие европейские компании, переориентировать внешнюю торговлю на США и страны Азии (для этого, правда, придется достроить трубопровод Ангарск - Находка и нефтепровод в Мурманск) и ограничить переводы капиталов из России в страны ЕС. Наконец, от России зависит вступление в силу Киотского протокола о противодействии глобальному потеплению. Если мы его не подпишем, пострадают, прежде всего, именно страны Европы, больше всех заинтересованные в этом проекте.
Таким образом, к началу вторника казалось, что Россия и ЕС находятся на пороге торгово-дипломатической войны. Причем для ее обострения действительно существуют определенные предпосылки. 1 мая в ЕС вступят бывшие страны соцлагеря и прибалтийские республики, в которых особенно сильны антироссийские настроения. По сведениям из кулуаров брюссельской встречи глав МИДов, за жесткую позицию в отношении России выступали в первую очередь именно представители этих стран. Можно ожидать, что если единая позиция ЕС в отношении России действительно будет сформулирована, она окажется гораздо менее гибкой, чем этого хотелось бы Москве. Теперь перед каждым саммитом Россия-ЕС Евросоюз будет определять "красную линию", за которую дипломаты не смогут отступать во время переговоров.
Однако, учитывая все усиливающиеся проблемы с единством внутри самого ЕС и то, что почти по всем вопросам главные "друзья" России - Франция и Германия - противостоят остальным членам союза, можно предполагать, что выступить против нас объединенным фронтом Европе удастся не скоро. Так что, хотя СПС с "десяткой новичков" Россию подписать, наверное, заставят, в дальнейшем российские дипломаты будут по-прежнему решать нужные вопросы с каждой из стран "большой тройки" в двустороннем порядке. Такое сотрудничество может даже позволить создать с этими странами единое экономическое пространство через голову Брюсселя.
На это указывает и последнее заявление, например, Жака Ширака. 24 февраля он призвал ЕС "проявлять больше уважения к России" и посетовал, что в последнее время действия альянса в отношении Москвы "не в полной мере соответствовали тому, какими они должны были быть". Да и посол Ирландии Джастин Харман заявил в интервью радиостанции "Эхо Москвы", что речь о санкциях против России не идет.
Россия - равная среди равных [24.02.2004]Выступление замминистра иностранных дел России на конференции в Берлине
Попытка номер пять [20.02.2004]
Евросоюз: разъединить или объединить - вот в чем вопрос
Европа осталась без конституции [13.12.2003]
Польша и Испания против Франции и Германии
Восточный бросок ЕС [28.11.2003]
Расширение ЕС вызывает у европейцев тревогу
Вооруженные силы Европы [25.11.2003]
НАТО боится создания общеевропейской армии